Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание

Политическая наука стремится сформулировать теоретический образ, идеал демократии и соотносит его с реально существующими демократическими формами организации социально-политической жизни. Современное понимание демократии – это соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие сущность и основные признаки политической демократии…………4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии……………………………….10
3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны……….14
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

контрольная по политологии.docx

— 25.93 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие сущность и основные  признаки политической демократии…………4

2. Демократизация как главная  тенденция современного политического  развития. Условия эффективности  демократии……………………………….10

3. Дайте сравнительный анализ  трех исторических форм политической  демократии Нового времени: либеральной,  коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и  слабые стороны……….14

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие и существование того или  иного политического режима в  жизни общества играют весьма важную роль, гораздо большую, чем форма  правления или форма государственного устройства.

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает  в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического  процесса».

Политическая наука стремится сформулировать теоретический образ, идеал демократии и соотносит его с реально существующими демократическими формами организации социально-политической жизни. Современное понимание демократии – это соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие сущность и основные  признаки политической демократии

Демократический режим характеризуется  либеральными методами управления обществом  со стороны государства, соблюдением  общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Решающими  аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия  ограничены законом и находятся  под демократическим контролем  со стороны общества. Признаки демократического режима: народ — источник власти; выборность органов власти и ее регулярная сменяемость; конкурентная многопартийная система; легальная политическая оппозиция; реальная свобода слова; стремление к созданию гражданского общества и  правового государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Народ — источник власти. При  демократическом режиме контроль  за властью находится в руках  общества, которое ее избирает  и вручает ей определенные  полномочия. Абсолютная монархия  ограничивает права и возможности  народа реально влиять на власть, препятствует созданию и осуществлению  демократического режима. Однако  демократия вполне возможна в  условиях конституционной монархии (пример — Великобритания, Бельгия,  Нидерланды, Испания и др.), не  говоря уже о республиканской  форме правления.

2. Выборность органов власти  и ее регулярная сменяемость.  Пребывание на посту президента  страны, губернатора или мэра  ограничено определенным сроком (чаще всего не более двух  сроков подряд). И даже лицо, пользующееся  безусловной поддержкой населения,  в условиях подлинной демократии  не может рассчитывать на исключение  и продление срока своих полномочий. Не происходит закостенелости  власти, она постоянно находится  под контролем общества. Негативные  последствия от замены и ухода  с поста авторитетного лица  компенсируются постоянной конкуренцией  сменяющих друг друга политических  деятелей и элит, обязанных для  удержания власти и поддержки  населения обеспечивать значимые  положительные результаты собственной  деятельности.

3. Конкурентная многопартийная  система. Как показывает реальная  историческая практика, именно она  является катализатором конкуренции  в политической системе общества, без чего немыслимо развитие  и движение общества вперед. Идеологи  оппозиционных политических партий  нацелены на выявление и выставление  на всеобщее обозрение недостатков  своих политических оппонентов, находящихся у власти. Жесткая конкуренция обеспечивает необходимость правящей партии постоянно следить за результатами своей деятельности, делать их привлекательными для избирателя. В конечном счете в результате такой конкуренции выигрывает все общество в целом.

Демократический режим не препятствует созданию и функционированию политических партий, создает для этого соответствующие  правовые условия. Однако реальная многопартийность начинается с наличия в обществе хотя бы двух политических партий, равновесных  по своим силам и возможностям. В западном мире сегодня реально  конкурируют, как правило, две-три  партии. В развивающихся странах  количество партий может исчисляться  десятками. В результате многим из них  приходится блокироваться между  собой, создавая на время выборов  политические союзы.

4. Легальная политическая оппозиция.  Многопартийность сама по себе  еще не означает реальной политической  конкуренции. Например, в Германской  Демократической Республике (ГДР)  существовали три большие партии  и политический союз. Однако реальная  политическая власть находилась  в руках безраздельно правящей  Социалистической единой партии  Германии, руководящая роль которой  в обществе, так же как и  КПСС в СССР, была закреплена  соответствующей статьей Конституции  страны.

Для существования реальной демократии в обществе наряду с многопартийностью  должна существовать легальная политическая оппозиция, способная жестко критиковать  власти, не опасаясь быть разогнанной  и подавленной. Оппозиция есть защитный клапан свободного демократического общества. Его регулярные свистки предупреждают  общество  о появлении опасности тоталитаризма или авторитарности. Если этот клапан запаять, то общество обречено рано или поздно увидеть взрыв котла общественных страстей.

5. Реальная свобода слова. Демократический  политический режим всегда исходит  из того, что свобода слова,  возможность открыто высказать  свое мнение по любому вопросу  — неотъемлемый атрибут свободного  общества. Именно об этом напоминает  известное изречение Вольтера: «Я  могу быть не согласным с  вашим мнением, но я готов  отдать свою жизнь за то, чтобы  вы имели возможность его высказать».

Демократизация  как главная тенденция современного политического развития. Условия  эффективности демократии.

Демократизация - внедрение демократических  начал, реорганизация какого-либо общества на демократических основах. Главные  направления демократизации: привлечение  граждан к управлению делами общества и государства; создание условий  для проявления инициативы отдельных  лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества; свободное  развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества; постоянное укрепление законности и  правопорядка; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и  общественных дел; совершенствование  избирательной системы.

В политики популярная теория «волн» демократизации, согласно которой современные  институты демократического правления  – полиархия – утверждались этапами, причем на каждом из них этот процесс  затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъемом демократизации), следовало его некоторое  сокращение (откат демократизазии). Первая «волна» демократизации стала нарастать со второй половины XIX в. и достигла пика незадолго после завершения первой мировой войны. Вторая «волна» была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 19 60-х. гг. Наконец, третья «волна» демократизации началась в сер. 1970-х гг. с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции и др. Так что к концу второго тысячелетия ареал распространения демократии охватывает почти все промышленно развитое северное полушарие вместе с целым рядом стран, включая такие крупнейшие, как Индия.

Для демократии характерно регулярное обновление правящей элиты и проводимой ею политики. Если такое обновление происходит в ненасильственных, жестко обозначенных и определенных правом формах, общество не подвергается потрясениям  из-за периодических кризисов власти. Регулярная корректировка власти в  демократических системах делает их относительно гибкими, восприимчивыми к технологическим и социальным нововведениям, что в итоге обеспечивает постоянный экономический прогресс, как это было в демократических странах Европы и Северной Америки.

Демократический процесс способствует повышению самостоятельности народа, который учится поступать правомерно. Опыт самостоятельных действий у  российского народа очень короткий. Российская политическая практика 1990-х - начала 2000-х гг. свидетельствует  о все более заинтересованном участии людей в управлении, о  повышении требовательности к руководителям, о критическом отношении к  деятельности политических партий и  общественных объединений, претендующих на защиту интересов различных социальных групп. Это бесценный опыт, который  будет всегда востребован и на основании которого люди учатся не совершать ошибки.

Несмотря на все трудности, с  которыми приходится сталкиваться демократии на своем тернистом пути, актуальной останется мысль, высказанная Робертом Далем: «Демократическая идея не утратит  своей привлекательности для  людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах  будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».[

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дайте сравнительный  анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и  слабые стороны.

Настороженное отношение либерализма  к массам повлияло на либеральную  демократию, которая явилась как  бы сплавом либеральной идеи ограничения  произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного  суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX — начало XX в.) присущи следующие  характерные черты:

1.Отождествление народа как  субъекта власти с собственниками—мужчинами, исключение низших слоев, прежде  всего наемных рабочих, а также  женщин из числа обладающих  избирательным правом граждан.

2.Индивидуалистичность, признание  личности первичным и главным  источником власти, приоритет прав  индивида над законами государства.

3. Узкополитический, формальный характер  демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей.

Недостатков классической либеральной демократии следующие:

1.Социально-классовая ограниченность.

2.Формальность и, как следствие,  декларативность демократии для  бедных, социально не обеспеченных  слоев населения, ее превращение  из народовластия в соревнование  денежных мешков.

3.Ограниченность сферы демократии  и политического участия личности.

 

 

 

 

Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократам имеют ряд общих черт. К ним относятся: 1) коллективизм в трактовке народа, признание  народа единым однородным целым, имеющим  объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и  волю; 2) отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции  как патологии или врага, подлежащего  насильственному устранению; 3) коллективистское (близкое к античному) понимание  свободы как активного равно-нравного участия гражданина в делах всего  государства и общества; 4) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классам, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том 'числе отдельной личности; 5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку  целое — государство — и  без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных  частей; 6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие  граждан в управлении.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность  или, по меньшей мере, несовместимость  с демократией в ее либеральном  понимании. Попытки их осуществления  неизбежно приводили к появлению  нового господствующею класса — номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

 

 

 

 

 

 

 

Также можно выделить следующие общие основополагающие идеи плюралистической демократии: 1) заинтересованная группа —- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается;

2)общая воля как результат  конфликтного взаимодействия различных  групп и их компромиссов. Эта  воля не существует априори,  до соревнования различных политических  акторов, а формируется в процессе "примирения", уравнивания многообразных  интересов; 3) соперничество и баланс  групповых интересов — социальная  основа демократической власти, ее динамики; 4) сдержки и противовесы  распространяются не только на  институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область,  где ими выступают группы-сонерники; 5) "разумный эгоизм", личный  и, особенно, групповой интересы  как генераторы политики; 6) государство  — не "ночной сторож" (либерализм), а орган, ответственный за нормальное  функционирование всех секторов  общественной системы и поддерживающий  в обществе социальную справедливость. С плюралистической теорией демократам  вполне совместимы теория и  практика социального государства,  обеспечивающего достойные условия  жизни каждому человеку. Государство  — это также арбитр, гарантирующий  соблюдение законов, правил игры  в соревновании многообразных  групп и не допускающий монополизации  власти; 7) диффузия, распыление власти  между разнообразными центрами  политического влияния: государственными  институтами, партиями, группами  интересов и т.д.; 8) наличие в  обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и  уважение всеми участниками политического  соревнования основ существующего  государственного строя, демократических  правил игры, прав личности, закона; 9) демократическая организация самих  базисных групп как условие  адекватного представительства  интересов составляющих их граждан.  Без этого демократия превращается  в плюрализм элит.

Информация о работе Демократический политический режим