Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:36, доклад
Томас Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Томас Гоббс
Томас Гоббс — английский философ-мат
Биография.
Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой
образованностью, вспыльчивого приходского свяще
В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика. До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии, где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем.
В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. "Человек человеку – волк". Отсюда фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех". Иметь "право на все" в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет "естественным состоянием рода человеческого".
Государство учреждается
людьми для того, чтобы с его
помощью покончить с "войной всех
против всех", избавиться от страха
незащищенности и постоянной угрозы
насильственной смерти – спутников
"разнузданного состояния
Наделённое абсолютной властью
государство должно выполнять, по Т.
Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные
функции. Его задача: "поощрять всякого
рода промыслы, как судоходство, земледелие,
рыболовство, и все отрасли промышленности,
предъявляющие спрос на рабочие
руки"; силой принуждать к труду
физически здоровых людей, отлынивающих
от работы. Ему надлежит заниматься
воспитательно-просветительской деятельностью
(в особенности внушением
В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, "власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах". Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства монархия, где носителем верховной власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же глубинные симпатии Т. Гоббса – на стороне монархии.
Пропагандируя буржуазно-демократические ценности, Гоббс тем не менее видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов , в борьбе партии (которые рассматривал, как источник смуты и войн).