1.Государственное
устройство РФ
1.1.Понятие
государственного устройства
История
существования государства свидетельствует
о том, что во все века разные государства
отличались друг от друга внутренним
строением, т.е. способом территориального
деления (административно- территориальные
единицы, автономные политические образования,
государственные образования, обладающие
суверенитетом), а так же степенью централизации
государственной власти (централизованные,
децентрализованные, организованные по
принципу демократического централизма).
Все выше перечисленные явления в современной
юридической теории принято объединять
в один термин – форма государственного
устройства, под которой поднимается «территориальная
организация государственной власти,
соотношение государства как целого с
его составными частями».
Форма
государственного устройства входит в
состав формы государства, на ряду с
формой правления и политическим
режимом.
Форма
государственного устройства
– национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными
частями, между центральными и местными
органами и государственной власти. Организация
государства рассматривается с точки
зрения распределения государственной
власти и государственного суверенитета
в центре и на местах, их разделение между
составными частями государства. Форма
государственного устройства показывает:
- Из каких
частей состоит внутренняя структура
государства;
- Каково правовое
положение этих частей и каковы взаимоотношения
их органов;
- Как строятся
отношения между центральными и местными
государственными органами;
- В какой государственной
форме выражаются интересы каждой нации,
проживающей на территории данного государства.
При
всем многообразии форм государственного
устройства двумя основными среди них
являются унитарная и федеративная. Третья
форма государственного устройства –
конфедерация, но на современной политической
карте мира она почти не встречается.
При
унитаризме все решения, как внутригосударственной,
так и во внешней сфере являются прерогатива
одной единой, центральной власти.
Федерализм
предполагает ту или иную степень самостоятельности
национальных преобразований, входящих
в состав единого государства.
Что
же касается конфедерации,
то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных
образованиях. Конфедерация государств
не рассматривается, как внутренняя форма
государственного устройства, потому
что является союзом государств, объединением
международно-правового характера с международным
договором.
1.2.Виды
государственного устройства.
На
сегодняшний день выработаны только
две бесспорные формы государственного
устройства – унитарная и федеративная.
Традиционно конфедерацию и иные формы
объединение государств рассматривают
в рамках государственного устройства
с оговоркой, что в их случаях речь идет
не об устройстве государства, а о территориальной
организации союза государств. Однако
в последнее время появилась тенденция
к выделению из формы государственного
устройства форм международных объединений
государств
Наиболее
распространенной формой государственного
устройства являются унитарные государства.
- Унитарное
государство –
единое, централизованное государство,
составные части которого не обладают
суверенностью и представляют собой административно-территориальные
образования. Они выделяются для удобств
управления, а чаще складываются исторически.
Центральная власть формирует местную
власть передает ей часть полномочий (это
необходимо, т.к. все вопросы не возможно
решать в центре, без учета местной специфики).
В
унитарном государстве единая законодательная,
исполнительная и судебная власть.
Для него характерны наличие единого
законодательства и правовой системы,
наличие единой системы налогообложения.
В административно- территориальное образование
назначается чиновник из центра, который
отчитывается перед центральной властью
(чаще – перед правительством). Кроме того,
составные части унитарного государства
не обладают государственным суверенитетом.
Они не имеют своих самостоятельных воинских
формирований, законодательных органов
и других атрибутов государственности.
В
демократических унитарных государствах
развивается местное самоуправление.
- Федеративное
государство. В отличие от унитарной,
федеративную форму государственного
устройства называют «сложной», поскольку
федерация представляет собой союзное
государство, части которого обладают
признаками государственности. Федеративное
государственное устройство является
уникальным, так как, во-первых ,оно неоднородно,
во-вторых, разнообразно. Это определяется
многими факторами :различием национально-этническом
составе населения, историческими процессами,
географическим положением и др. Однако,
не смотря на это можно выделить ряд признаков,
которые характерны для большинства федераций:
- Для федеративного
государства характерно наличие двух
систем власти: федеральной и субъектов
федерации.
- Внешним отличительным
признаком ( и важнейшим ) является наличие
двух систем органов власти: органы власти
федерации в целом и органы власти субъектов
федерации.
- В зависимости
от страны возможны отличия в системе
судебной власти.
- В федерации
существуют две системы законодательства
– федерального и субъектов федерации.
- Субъекты
федерации могут иметь также внешние признаки
суверенитета ( герб, флаг ).
Важнейший
вопрос любой федерации – распределение
полномочий между федерацией и ее
субъектами. Чаще федерация занимается
обороной, иностранными делами, обеспечением
безопасности, осуществляет денежное,
валютное, таможенное регулирование.
Существует
два вида федерации: национальная
и территориальная. Основное различие
между территориальной и национальной
федерацией состоит в различной степени
суверенности их субъектов. Центральная
власть в территориальных федерациях
обладает верховенством по отношению
к высшим государственным органам членов
федерации. Национальное государство
ограничивается суверенитетом национальных
государственных образований. Общенациональная
государственная власть осуществляет
лишь координацию интересов субъектов
федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную
внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты
национальной федерации в сфере международных
отношений могут устанавливать дипломатические
отношения с любым государством мирового
сообщества, заключая политические, экономические
и другие договоры. Национальный признак
придает федерации такие особенности,
которые не могут быть присущи территориальному
федеральному государственному устройству.
Итак,
можно выделить признаки как территориальной,
так и национальной федерации.
Территориальная:
- государственные
образования, составляющие данный вид
федерации, не являются суверенными
образованиями;
- субъекты
лишены конституции права прямого представительства
в международных отношениях;
- установлен
запрет одностороннего выхода из союза;
- управление
вооруженными силами осуществляется федеральными
органами.
Примером
территориальной федерации являются
США, Мексика и Германия.
Национальная.
- субъекты
– национально – государственные образования;
- субъекты
федерации объединяются согласно принципу
добровольности;
- гарантированность
суверенитета больших и малых наций;
- утверждение
права на самоопределение.
В
настоящее время национальной федерацией
является Индия.
- Понятие
и значение представительства.
Под
представительством понимается совершение
одним лицом, представителем, в пределах
имеющихся у него полномочий сделок
и иных юридических действий от имени
и в интересах другого лица,
представляемого.
Потребность
в представительстве возникает тогда,
когда сам представляемый в силу закона
( например, из-за отсутствия дееспособности
) или конкретных жизненных обстоятельств
( например, из-за болезни, командировки,
занятости ) не может лично осуществлять
свои права и обязанности, но часто к услугам
представителей прибегают ради того, чтобы
воспользоваться специальными знаниями
и опытом представителя, с экономить время
и средства и т.п.
С
помощью представительства могут
осуществляться не только имущественные,
но и некоторые личные не имущественные
права, однако не допускается совершение
через представителей сделок, которые
по своему характеру могут быть совершены
только лично, а также других сделок в
случаях, предусмотренных законом ( например,
только лично можно составить завещание,
заключить договор пожизненного содержания
и др.)
- Представительство,
основанное на административном
акте, т.е. представительство, при котором
представитель обязуется действовать
от имени представляемого в силу административного
распоряжения последнего. Чаще всего оно
имеет место тогда, когда орган юридического
лица издает приказ о назначении работника
на должность, связанную с осуществлением
определенных представительских функций,
например, представительством в суде,
составлением юридических актов, заключением
сделок и т.д. полномочия представителя
в этом случае определяются изданным административным
актом, либо следует из должностной инструкции
работника, либо явствует из обстановки,
в которой действует представитель ( продавец,
кассир, приемщик заказов и т.п. ). К такому
виду представительства следует отнести
и такое представительство, которое основано
на членстве в кооперативной или общественной
организации.
- Представительство,
основанное на законе,
т.е. отношения, возникшие по прямому указанию
закона. Так, законными представителями
малолетних детей являются родители, полномочия
которых основываются на фактах материнства
и отцовства. Такую же роль играют усыновление,
усыновление опеки и ряд других юридических
факторов, с которым закон связывает возникновение
представительства. Особенностями данного
вида представительства является то, во-первых,
что оно возникает независимо от волеизъявления
представляемого и, во-вторых, что полномочия
представителя непосредственно определены
законом.
- Представительство,
основанное на договоре,
в отличие от двух рассмотренных видов
обязательного представительства, является
представительством добровольным, т.е.
оно возникает по воле представляемого,
который определяет не только фигуру представителя,
но и его полномочие. Кроме того, на совершение
юридических действий от имени представляемого
требуется согласие самого представителя.
Между представляемым и представителем
заключается договор, определяющий их
внутренние взаимоотношения ( обычно договор
поручения ).
- Статья 184
Гражданского кодекса вводит новый
для нашего гражданского права вид
представительства, коммерческое
представительство.
Коммерческий представитель – всегда
предприниматель, который совершает постоянно
и самостоятельно от имени предпринимателей
сделки. С учетом соответствующего обстоятельства
создана конструкция представительства,
существенно отличающаяся от традиционной.
Одна из особенностей правового режима,
установленного для этого вида представительства,
состоит в том, что коммерческий представитель
вправе заключать помимо обычных также
сделки, которые никто иной, кроме него,
совершать не может.