Государственно-правовая природа федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:53, реферат

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности государственно-правовой природы федерализма.
Согласно цели, определены следующие задачи:
раскрыть понятие федерализма и выявить его сущностные черты;
проанализировать природу федерализма;
выявить принципы российского федерализма.

Содержание

1. Введение...............................................................................................стр. 3-4
2. Понятие и сущностные черты федерализма......................................стр. 5-9
3. Природа федерализма..........................................................................стр.10-12
4. Принципы российского федерализма.................................................стр.13-16
5. Заключение............................................................................................стр.17
6. Список литературы................................................................................стр.18

ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Другие авторы склонны видеть природу федерализма  в децентрализации. Так, по мнению В.С. Нерсесянца, федерализм – это форма децентрализации государственной власти. Французский исследователь Ж.Ф. Обер предлагает отказаться от традиции деления государств на федеративные и унитарные, выдвигая в качестве основного критерия только способы сочетания в государстве централизованных и децентрализованных методов управления». Согласно теории «децентрализации» государственной власти, любое федеративное государство есть ничто иное, как «особая форма децентрализации, идущая гораздо дальше, чем автономия (в рамках унитарного государства) провинций и регионов».

Большинство исследователей, считают, что истоки федерализма  как объективного явления следует  искать в возникновении и развитии капиталистического способа производства. Так, по мнению А.Б. Венгерова «с развитием  капитализма, научно- технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств».

Авторы энциклопедическом  словаря «Федерализм» считают, что «…в современном смысле слова он теснейшим образом связан с возникновением буржуазной общественно-политической системы, рыночной экономики, гражданского общества и национального государства». Сходные позиции и у других авторов: «Реальным основанием для возникновения федерации было стремление крупной буржуазии экономически наиболее развитых государств к уничтожению феодальной раздробленности и существовавших в то время внутренних таможенных барьеров, к расширению и созданию общенационального рынка, к упрочению своих позиций и связей на международной арене». Еще одна цитата: «… Федерализм в его современном научно-практическом значении неразрывно связан с установлением политического господства буржуазии. Замена феодальной социально-политической системы капиталистической сопровождалось в отдельных странах организационно-структурным преобразованием многих важных государственных институтов, в том числе касавшихся формы государственного устройства. Идеологи восходящей буржуазии настойчиво предлагали реорганизовать на федеративных началах изжившую себя сложную и запутанную систему взаимоотношений центральной власти феодального государства с его отдельными территориальными частями».

Таким образом, существуют различные подходы исследователей в отношении природы федерализма, среди них можно назвать следующие основные причины:

- развитие капитализма, возникновение буржуазной общественно-политической системы;

- становление рыночной экономики и индустриализация;

- рождение института нации как согражданства населения различных этнических групп, объединенных данной государственностью.

Кроме причин существуют факторы, так или иначе имевшие  влияние на процесс развития федерализма:

- формирование гражданского общества;

- появление национального государства;

- влияние научно-технического прогресса;

- появление глобальных экологических проблем.

В обществах, достигших  передовых рубежей демократизации и индустриализации, настойчиво выдвигается  требование децентрализации власти со стороны новых социальных групп (общностей) по мере осознания ими своего значения или же самобытности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.

Статья 1 Конституции  РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что  Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.

Статья 5 Конституции  РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации

 Государственная  целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации (РФ). РФ имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2Единство системы государственной властиДанный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной.

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской ФедерацииКонституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция  РФ называет республики государствами,  предоставляя им право иметь  свои конституции. Остальные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь только уставы. Конституция  РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии  со ст. 68 Конституции РФ республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. Такое право не предоставлено  автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики  в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона  Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской  Федерации» вправе иметь свое  гражданство: граждане Российской  Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции  РФ предусматривает, что автономные  округа могут входить в состав  края или области, то есть  находиться в составе иного  субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

5) практика заключения  двухсторонних соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой  субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской  ФедерацииПраво народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской ФедерацииСуществование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федерализм - одна из форм организации жизни народов и государств, которая сосуществует в современном мире наряду с унитаризмом. При этом надо отметить, что большинство государств современности - унитарные. Существует также такой некогда весьма распространенный тип политико-территориального устройства как конфедерация. Таким образом, федерализм, федеративная форма государственного устройства следует рассматривать как один из возможных вариантов объединения субъектов государственности, обусловленных, как правило, совпадающими интересами те или иных субъектов (народов, государственных формирований и т.п.) к объединению усилий для выживания, защиты своего существования от внешних разрушающих воздействий, во имя развития и эффективного влияния на региональные и мировые процессы. При этом определить, какая форма государственного устройства является более прогрессивной и современной невозможно.

Федерализм в  его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.  
 
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. М., 2007.

2.  Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 2004.

3.  Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 2009.

4.  Доленко Д.В. Особенности российского федерализма //Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск, 2008.

5.  Доленко Д.В. Политико-территориальная организация общества. Саранск, 2007.

6. Доленко Д.В. Территориальная организация общества: социально-политический анализ. Саранск, 2005.

7.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008.

8.  Марченко М.Н. Сравнительное исследование проблем федерализма //Вестник Московского университета. Серия 11 Право № 1 2003.

9.  Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 2003.

Информация о работе Государственно-правовая природа федерализма