Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:52, контрольная работа
Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства.
Большинство проблем развития современных федераций связано с тем, что Центр, апеллируя к сохранению территориальной целостности и повышению эффективности хозяйственного регулирования, постоянно стремится к централизации управления (в том числе органами субъектов федерации), в то время как субъекты федерации заинтересованы в расширении своей самостоятельности и автономии. Поэтому в федерациях идут постоянные споры из-за прав регионов в проведении налоговой, бюджетной, социальной политики, из-за расширения (сужения) национальной и провинциальной юрисдикции и т.д. Таким образом, спектр отношений между Центром и регионами располагается в диапазоне от «централизованного федерализма» (практически сближающегося с унитарными государствами) до «договорного федерализма» (когда объединение государств происходит на основе строго оговоренной передачи субъектами некоторых своих прав новообразованному центральному правительству).
Практика показывает, что тенденции к автономизации субъектов федерации постепенно нарастают. Помимо расширения внутриполитических прав многие регионы (в США, Канаде, России) создают постоянные внешнеторговые представительства в других странах, поддерживают международные контакты с иными государствами, являются членами международных организаций. При этом некоторые межгосударственные органы поощряют такую форму автономизации государственного устройства различных стран, формируя свои структуры по региональному принципу (Европарламент), а некоторые финансовые институты (Европейский банк) оказывают помощь кредитами не национальным государствам, а отдельным регионам.
Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в данном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач.
Законодательные органы формируются здесь не путем выборов, а представительными органами субъектов договора, и потому члены этих органов, за некоторыми исключениями (Швейцария), голосуют только в духе официальной позиции своих государств. Конфедерация в отличие от государств-членов строит всю свою деятельность на основе международного права и добровольно принятых взаимных обязательств стран-участниц. При этом последние всегда могут отказаться от выполнения решений объединенных органов власти по тем или иным вопросам, не совпадающим с их текущими интересами. Совместные органы не имеют прямых связей с гражданами отдельных государств. В конфедерации нет единого гражданства, население остается гражданами суверенных государств, входящих в конфедерацию. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц. Здесь нет союзного гражданства и отсутствует право набора воинских формирований.
К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:
кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на управление большей частью (Бутан и Индия) и др.
Как показал международный опыт, в силу практически полного сохранения суверенитета отдельных государств их конфедеративные союзы обладают крайней неустойчивостью. История дала немного примеров существования конфедераций: США в период с 1776-го по 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия с 1815-го по 1867 г.
Заключение
Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.
Государство представляет собой созданную на определенном этапе исторического развития организацию, осуществляющую государственную власть. Как и любая властная организация, государство - это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых случаях принуждение.
Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.
Государство концентрирует и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и определяют направления социального прогресса. Общесоциальная воля субъектов общественной жизни составляет основу, сущность государства.
Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.
Функции государства - основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.
Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние и внутренние.
Форма государства - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.
Форма государства непосредственно зависит от организации государственного аппарата и выполняемых им функций, которые, в свою очередь, определены сущностью и социальным назначением государства. Поэтому государства, находящиеся в одинаковых условиях развития, осуществляющие однотипные задачи и функции, имеют, как правило, сходные по основным параметрам формы.
Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо другой элемент государства, характеризует его историческое своеобразие.
Форма любого государства складывается их трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима. Каждый элемент формы государства характеризует специфическую сторону организации государственной власти. Элементы формы государства имеют исторические разновидности, которые могут в тех или иных вариантах сочетаться в форме государства. Соединение разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима дает представление об особенностях конкретного государства.
Форма правления - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны. Различают два основных вида форм правления: монархию и республику.
Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов. Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства: унитарные и федеративные.
Содержание
Введение
1. Происхождение, сущность и функции государства
2. Формы правления современных государств
3. Формы государственного устройства
Заключение
Список литературы
Список литературы
1. Политология: Курс лекций/Под ред. В. А. Бобкова, И. Н. Браима. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995.
2. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и современность. – 1996. – №4.
3. Мельник В. П. Политология. – Мн.: Высшая школа, 1996.
4. Соловьев А. Три государства – три стратегии гражданского общества. //Полис. – 1996. – №2.
5. Тарасов Е. Государство как институт политической системы //Социально-политический журнал. – 1994. – № 1-4.
Информация о работе Государство как основной институт политической системы