Идейные истоки политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Содержание

1. Политические учения Древнего востока;
2. Политические идеи Древней Греции и Рима;
3. Политическая мысль средневековья.

Работа состоит из  1 файл

политология лена.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Тема  №3 Идейные истоки политологии.

План:

  1. Политические учения Древнего востока;
  2. Политические идеи Древней Греции и Рима;
  3. Политическая мысль средневековья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Политические  учения Древнего востока. 

      Политические  учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.     

Для древних  египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.     

У древних  китайцев единственным проводником  воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.     

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.     

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие  от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

     Ведущие мыслители этого периода: Конфуций,Мо-Цзы, Шан-Ян.

Особенности и  характерные черты этого периода:

1 политическая  мысль не выделялась в самостоятельную область  социального знания;

1 первоначальные  представления о политике выступали  в мифологической форме, придававшие  зарождающимся элементам властных  отношений сверхъестественный характер;

1 господствовало  понимание божественного происхождения  власти.

     Автором одного из первых систематизированных  описаний политической жизни некоторые  из ученых считают древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

     Конфуций (Кун Цю, Кун Чжунни) в литературе чаще всего именуется Кун-цзы-учитель Кун родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. С 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая.

     В школе Конфуция преподавалось четыре дисциплины: мораль, язык, политика и  литература, излагаемые на основе книг: “Шицзин”, “Шуцзин”, “Лицзин” и  “Юэцзин”. В 50 лет он начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы, в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и до конца жизни, помимо преподавания, занимался редактированием и распространением своих книг. Является основателем конфуцианства, ставшего впоследствии государственной идеологией.

     Большое внимание Конфуций уделяет проблемам  отношений между людьми в обществе и государстве. Конфуций разрабатывает закон идеальных отношений между людьми (концепция жэнь), которые строятся в соответствии с принципом “Чего не хочешь себе, того не делай другим”.

     Политические  концепции Конфуция строятся на основе строгого, чёткого, иерархического разделения обязанностей между членами общества, (образцом для которого должна служить семья “правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном”). Это нашло отражение и в его патриархально-патерналистской концепции государства, согласно которой государство рассматривается как большая семья, а власть императора является продолжением власти отца.

     Конфуций - один из основоположников аристократической концепции государства, согласно которой управлением государством должны заниматься “благородные мужи”, а “тёмные люди”, или простой народ, должен полностью отстраняться от управления и подчиняться первым. Но и правление “благородных мужей” должно быть правильным, т.е. нравственными факторами правления должны выступать с одной стороны, послушание, а с другой -  стремление “благородных” властвовать на началах добродетели (к таковым относилось: соблюдение ли-этикета, доброе и справедливое отношение к народу, почитательность к старшим и высшим). Социальной основой властвования должно быть стремление к преодолению резкой поляризации общества. Когда богатства распределяются равномерно, считал Конфуций, то не будет бедности, а значит, опасности свержения власти.

     Противоположным конфуцианству (идеологии господствующих сословий) было учение Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), которое считалась идеологией угнетенных сословий.

     Исходя  из принципа естественного равенства  всех людей, Мо-Цзы обосновывает договорную концепцию возникновения государства,  в основе которой  лежит   идея   принадлежности  народу   верховной  власти.  Важное  место  в  его  учении   занимает  мудрость  как  основа   управления,  что предполагает:

- сочетание наставления  народа с наказанием (т.е. власть  должна использовать не только  насилие и наказание, но и  нравственные формы воздействия на людей);

- учёт интересов  народа в процессе управления  государством.

     В основе другого древнекитайского учения - легизма – лежит обоснование управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Возникло оно в VI - III вв. до н.э. и основателем его является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), известный под именем Гунсунь Ян,  Вэй Ян.  

    Политические  идеи Древней Греции и Рима

   Политическая  мысль античности развивалась в  принципиально иных условиях, чем  на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни.

   Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве  занятие политикой было правом и  обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования  в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны.

   Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Платон был объективным идеалистом: он полагал, что сам по себе, объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искаженную копию. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеальных общества и государства.

В труде “Государство” он нарисовал образ идеального общества, которое состоит из трех сословий: правителей - философов, воинов-стражей, ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество, а ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

     Государство регулирует всю жизнь граждан  вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).

     Учеником  Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Свои выводы он изложил в работе “Политика”.

     Аристотель  отрицал возможность существования  идеального государства, так как  полагал, что государство результат  естественного развития, а не божественного  промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.

     Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.

     Из  римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве” и “О законах” он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.

Государство Цицерон трактовал как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Их согласие основано на присущих человеческой природе качествах - разуме и справедливости, которые составляют естественное право, высший, истинный закон. Истинный закон, писал Цицерон, есть “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая”.

     Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: “Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане”. Тем самым он заложил основы теории правового государства.

     Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Политическая  мысль средневековья.

   В средние  века (5-15 вв.) господствовало религиозное  мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины.

   Работа  была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического  события - взятие Рима готами в 410 г. По мнению Августина, священный город пал потому, что был “градом дьявола”. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между “градом Божьим” и “градом земным”. “Град Божий” составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. “Град земной” состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека - в приобщении к Богу, к христианской добродетели.

   Не  менее авторитетным богословом был  Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти.

Информация о работе Идейные истоки политологии