Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:29, реферат
В настоящее время глобальное развитие компьютерных технологий охватило все сферы жизнедеятельности человека и государства - от простого межличностного общения до решения проблем национальной безопасности. С помощью сети Интернет появились возможности для злоупотребления этими технологиями и совершения преступных деяний. Количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например, в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете.
- Введение …………………………………………………………стр. 1
- Аналитическая часть ……………………………………………стр. 2 - 6
- Основная часть ………………………………………………….стр. 7 - 13
- Выводы и предложения……………………………………….…стр. 14
- Используемая литература……………………………………….стр. 15
2. Установлен способ распространения экстремистских материалов, но нет сведений о личности преступника.
3. Факт совершения преступлений экстремистской направленности установлен, однако сведения о способе осуществления противоправных действий и о личности преступника отсутствуют.
В условиях первой и второй следственных ситуациях, целесообразно проведение таких следственных действий и иных мероприятий, как:
1) обыск по месту жительства или работы установленного лица, месту нахождения компьютерной техники, с помощью которой осуществлено распространение экстремистских материалов;
2) осмотр места совершения рассматриваемых деяний с изъятием носителей экстремистских материалов, иных технических средств через которые осуществлен вход в сеть Интернет;
3) личный обыск, допрос подозреваемого и решение вопроса об избрании в отношении него меры пресечения;
4) выемка у провайдеров и хостинг-провайдеров документов, содержащих сведения о пользователях услугами Интернет, видах соединений, об арендаторах мест в сети под web-сайты, web-страницы, форумы, баннеры, о владельцах электронной почты, статистику соединений по пополнению и обновлению Интернет-ресурсов, информацию о плательщиках за арендуемые места, форме оплаты, а также иные сведения;
5) допрос свидетелей (очевидцев);
6) производство выемки документов, характеризующих порядок и организацию работы с программным обеспечением, имеющимися видами защиты, компьютерной информацией, электронно-вычислительной техникой, их сетью и т.п.;
7) компьютерно-техническая, лингвистическая, автороведческая и иные судебные экспертизы;
8) международные следственные поручения для предоставления соответствующей информации экстремистской направленности, размещенной на серверах Интернет-провайдеров зарубежных стран.
Третья следственная ситуация является наиболее сложной в виду отсутствия информации о способах совершения противоправных действий и причастности к ним конкретных лиц. В этом случае следственные действия будут направлены на:
1. изучение Интернет-ресурсов, на которых размещены экстремистские материалы;
2. определение вредоносных программ (спам-рассыльщиков) и способов их написания либо изготовления информации экстремистского характера;
3. выяснение возможных видов средств электронно-вычислительной техники либо иных технических средств, применяемых для изготовления указанных программ и документов;
4. уточнение возможных мест изготовления вредоносных программ и документов;
5. установление уровня познаний лиц, способных подготовить имеющиеся вредоносные программы и экстремистские материалы;
6. выявление компьютеров, участвовавших в цепочке по распространению экстремистских материалов.
Дальнейшие действия планируются с учетом дополнительной информации, полученной в ходе предварительного следствия. В зависимости от изменения ситуации организационные, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия могут проводиться в различной очередности.
Под оперативно-розыскными мероприятиями в сети Интернет может пониматься комплекс действий, объединенных целью поиска улик (предметов, обстоятельств и т.п.), свидетельствующих о факте совершения преступления или улик, указывающих на виновных в содеянном и позволяющих разоблачать их.
Согласно положениям ст. 7 Закона «Об ОРД», основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения могут стать «известными» этим органам независимо от принимаемых мер по их обнаружению (заявления отдельных граждан, сообщения должностных лиц и т.п.). Однако получение подобной информации о латентных преступлениях весьма проблематично и они, как правило, выявляются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (иных действий) разведывательно-поискового характера. Их цель как раз и состоит в обнаружении первичных сведений о таких деяниях и лицах, причастных к их совершению.
Получить первичные сведения о ресурсах экстремистской и террористической направленности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут путем мониторинга информационного пространства Интернет. Мониторинг информационных ресурсов Интернета в данном случае рассматривается как «разведывательно-поисковые мероприятия». Задачей мониторингового поиска в данном случае является обнаружение ресурсов, на которых имеется информация о публичных призывах к осуществлению террористической и экстремистской деятельности. При обнаружении подобного ресурса производится тщательное изучение его содержания (контента), проводится проверка его расположения на технических площадях компаний, предоставляющих хостинг-услуги, устанавливаются данные регистранта, сведения об авторе проекта и активных его участниках. Данное оперативно-розыскное мероприятие можно сформулировать как наведение справок, поскольку оно предполагает, что объектом изучения оперативными работниками будут различные документы, содержащие определенные сведения о лицах и объектах, получаемые органами, осуществляющими ОРД, из сети Интернет. Такими сведениями могут быть и документы в электронном виде, которые подтверждают какие-либо события и факты. Оперативный работник может инициативно, без письменного запроса ознакомиться в каком-либо учреждении с интересующими его документами или предметами, отразив результаты ознакомления в рапорте или служебной записке (справке). В информационном пространстве оперативный сотрудник может инициативно послать запрос на получение информации об интересующем его объекте, не расшифровывая своей личности. Проводятся подобные мероприятия в сети Интернет с использованием поисковых систем и специальных ресурсов и программ.
Наблюдение в Интернет — это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на осуществление негласного наблюдения в информационной сфере с использованием специальных технических средств, с последующей фиксацией (или без таковой) результатов с целью получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. За выявленными ресурсами террористической и экстремистской направленности должно проводиться постоянное наблюдение. Данное мероприятие также носит негласный характер.
Оперативное внедрение в сети Интернет - может происходить в форме контакта с информационными объектами, используемыми криминальными фигурантами (социальные сети, электронная почта, сетевые пейджеры, записи на гостевых форумах и т.п.) посредством информационных технологий под вымышленным предлогом, так называемый «легендированный контакт».
В процессе виртуального оперативного внедрения оперативными сотрудниками используются программы, обеспечивающие безопасность и предупреждающие их идентификацию по IP-адресам при участии в форумах, конференциях и чатах криминальной направленности.
Выводы и предложения
В целях повышения эффективности противодействия экстремистским организациям, использующим новые технологии, необходимо:
.Обеспечить в установленном порядке накопление и анализ информации об общественных и религиозных объединениях, иных организациях, физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность, использующих для этого сеть интернет, а также современные технологические средства производства электронных и иных носителей информации.
Создавать условия на обслуживаемой территории для приобретения оперативных позиций для получения информации о лицах и фактах, связанных с данным видом экстремистской деятельности.
Проводить на постоянной основе мониторинг сети Интернет с целью обнаружения и отслеживания информации на экстремистских сайтах и блогах.
Согласованно с другими оперативными подразделениями органов внутренних дел проводить ОРМ в сети Интернет, чтобы исключить возможность их проведения в отношении «друг друга».
Рассмотреть вопрос о создании единого межведомственного информационного банка данных по вопросам противодействия экстремизму.
Используемая литература
1. Методические рекомендации «Организация и тактика борьбы с молодежными экстремистскими организациями, использующими новые технологии» ВНИИ МВД России 2009г.
2. Методические рекомендации «Особенности расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет»
ВНИИ МВД России 2008г.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3447.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 02.03.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3029.
0