Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:55, реферат
Во второй половине 1990-х гг. история советского государства продолжает активно изучаться. Все новые вопросы подвергаются исследованию и осмыслению с применением ранее не публиковавшихся, в том числе и архивных материалов. Исторические проблемы, связанные с кадровой политикой КПСС также разрабатываются, хотя и не столь интенсивно, как в начале 1990-х гг.
Представляется необходимым упомянуть фундаментальную работу Л. Оникова «КПСС: анатомия распада», в которой автор на основе анализа широкого круга источников и литературы попытался проследить эволюцию КПСС и выделить причины, приведшие ее к полной исторической несостоятельности.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Особенности кадровой политики в Хрущевский период……………...5
2. Кадровая политика в Брежневский период……………………………..7
3. Модернизация кадровой политики в Горбачевский период……..…...11
Заключение……………………………………………………………….....16
Список использованных источников……………………………………...17
Начались политические реформы, разрабатывалась новая концепция государственной власти. В структурах власти началась персонифицированная борьба нового со старым.
Демократизация, гласность оказались разрушительными для тоталитарной, административно-командной системы, она стала разлагаться, расслаиваться. Вместе с ней по идеологическим и иным позициям расслаивался кадровый корпус органов власти. Параллельно формируется так называемая номенклатура перестроечной формации. Это были люди менее идеологизированные, с гуманитарным образованием, имеющие солидный опыт работы с людьми. Столкновение новых кадров со старыми привело к "войне политических элит", приведшей к развалу СССР.
Проводимые в 80-90-х гг. социологические исследования свидетельствовали, что в органах партийно-государственной власти как в центре, так и на местах появляются кризисные явления, катастрофические процессы разложения действующих властных структур и цементирующей их идеологии. Социальное самочувствие россиян из года в год ухудшалось, нарастали неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне. К началу 1991 года 56,8% опрошенных, по нашим исследованиям, были не удовлетворены своим материальным положением. Наибольшую неудовлетворенность в России испытывали инженерно-технические работники, рабочие и крестьяне. Высокая степень неудовлетворенности среди населения (по рангу) наблюдалась в Дагестанской и Бурятской АССР, Магаданской области, Чувашии, Ленинградской, Воронежской областях и Хабаровском крае.
Наибольшее опасение у населения вызывали (в %): неспособность руководства СССР стабилизировать обстановку в стране - 57,1; рост преступности — 57,1; межнациональные конфликты - 53,4; дефицит продовольственных и промышленных товаров - 49,1; безудержный рост цен -47,9; состояние окружающей среды - 37,3; расслоение общества на богатых и бедных - 33,7; низкий уровень дисциплины и ответственности у населения - 31,5; падение нравственности в обществе - 28,4; опасность голода - 28,3; борьба между республиками и союзными органами власти - 26,1; возможность диктатуры - 15,1; чрезмерное проникновение иностранного капитала в страну — 13,5[2].
Обстановку в своем регионе считали нормальной только треть опрошенных. Запас социальной лояльности у населения был невелик. Население все более политизировалось, в основном старшее поколение и жители крупных городов. Большая часть респондентов была уверена в необходимости изменения существующего государственного строя уже в ближайшем будущем. При этом сторонники перестройки в рамках социалистического выбора составляли 23,6%, в то время как,12,5% респондентов видели все беды общества в Октябрьской революции 1917 года.
Фактором, стимулирующим кризисные явления, стало падение доверия населения к официальным органам власти. К апрелю 1991 года в общественном мнении народов России сформировался достаточно высокий уровень недоверия как к центральным, так и к местным инструментам власти. В гражданском обществе бурно зарождалась многопартийность. Среди тех, кто определился в политических симпатиях, были "реформаторы" западной ориентации (около 25%) и "традиционалисты" - около 20%. По степени радикализма выделялись группы от умеренных до ультрарадикалов. Следует заметить нарастание политического противоборства между ними[3]. Влияние партий и организаций на настроение и сознание разных слоев населения постепенно росло. Более всего население поддерживало организации, занятые конкретными делами по защите интересов трудящихся.
Положение в Советах республики после выборов 1989-1991 гг. характеризовалось как состояние неустойчивого равновесия политических сил, которое не могло длиться долго. Прошедшие выборы народных депутатов не привели к заметному росту доверия населения к органам власти.
В ходе исследований обнаружилось ярко выраженное желание (66% населения) иметь персонифицированную власть в городе, районе, т.е. конкретного человека - мэра, который бы отвечал за все дела в нем, вместо безответственного коллективного руководителя. О высокой потребности "знать в лицо" свою власть заявили 58% опрошенных, 38% хотели бы участвовать в контроле ее деятельности. Непосредственно работать в самих органах или комиссиях, комитетах изъявили желание лишь 10-14% населения. Абсолютное большинство - 76% опрошенных - желали получать постоянную информацию о работе местной власти. На фоне совершенно определенно выраженного людьми желания быть ближе к власти она по-прежнему сильно дистанцировалась от человека[4].
При всем том, что в составе местных Советов большинство составляли члены КПСС, их фракции не выполняли не только своей авангардной, но и элементарной парламентской роли. Среди депутатов-коммунистов господствовала точка зрения, в соответствии с которой депутатская позиция должна определяться волей избирателей, а не решением фракций коммунистов, входящих в состав Советов.
Опыт показал, что партийные комитеты, ведущие политическую борьбу только в форме конфронтации со своими оппонентами, неизменно проигрывали. Среди конкретных причин проигрыша в предвыборной политической борьбе (там, где это было) коммунисты указали на плохую агитационную работу и на то, что не было обеспечено единство их действий.
Социальная база коммунистических и антикоммунистических сил в России была в пользу последних. Число твердо поддерживающих КПСС составляло лишь 21% населения, а тех, кто однозначно отрицал ее, - 26%.
Кадровые процессы в системе государственной власти стали малоуправляемыми: в них господствовали стихийные механизмы социального воспроизводства, о чем наглядно свидетельствуют выборы в Советы 1989-1990 годов и первого Президента России. Наступил тот момент, когда партийно-государственная модель государства пришла в противоречие со своей социальной природой, переродилась в своих кадрах и не смогла уже сама себя оздоровить и воспроизвести. Назрела очередная реформа власти в России.
Партийно-советская модель власти оказалась неспособной к самокорректировке и инновациям. Победа Б.Н. Ельцина на выборах повернула вектор развития России и положила начало качественно новому его этапу. Изменилась и кадровая политика в системе государственной власти.
Что же произошло с кадровым корпусом советской власти? Из теории элит мы знаем, что в зависимости от правил, по которым элита формируется, она может деградировать и превратиться в группу худших элементов. Кадровый корпус СССР эволюционировал по второму пути. За десятилетия он превратился в замкнутую корпорацию чиновников, отгороженную от массы рядовых граждан. Каждое следующее поколение советских руководителей было в чем-то хуже предыдущих.
Система образования, выросшая из "ликбеза", была нацелена не на получение знаний, а на получение диплома. Главным критерием пригодности к службе в органах власти являлся не уровень компетенции, а классовое происхождение и преданность. Идеологические чистки кадров, тотальная проверка на лояльность, прессинг страха выбивали из системы лучших и оставляли худших[5].
Таким образом, шел процесс вырождения политической элиты. Культивировались и получали право на жизнь и воспроизводство фанатичная вера в вождя и беззаветная преданность ему, а также другие качества, питавшие административно-командную систему. Все, что было выше понимания "средним умом чиновника", объявлялось враждебным инакомыслием и жестоко искоренялось. В кадровой политике не было инновационных элементов, в ней законсервировались идеологические и социальные нормы столетней давности. Самовоспроизводясь в тепличных условиях комфортной изоляции и оторванности от народа, эти нормы не развивались и, отстав от жизни, разрушились вместе с кадровым корпусом - носителем этого исторического генотипа.
Заключение
Поступательное индустриальное развитие советского государства, неизбежно повлекшее за собой общее усложнение процесса производства, вынуждало политическую элиту существенно корректировать кадровую политику.
Исследование показало, что руководство КПСС в конечном итоге стало заложником той системы расстановки кадров, на которую опиралось и с помощью которой поддерживало контроль над экономикой и общественной жизнью страны. Тот факт, что членство в КПСС являлось необходимым условием при занятии любой важной управленческой должности в государственных органах или хозяйственных структурах, повлекло за собой изменение самого социального состава партии. С одной стороны, КПСС стала партией интеллигенции и служащих, что противоречило самой ее природе, с другой - увеличивался отрыв партии от народа, поскольку техническая и гуманитарная интеллигенция со временем стала основой номенклатуры и считала себя элитой, лучшей частью общества.
Можно сделать вывод о том, что новое поколение управленцев, которые в 1960-1970-е гг. постепенно вытеснили руководящих работников, занявших должности в сталинские времена, существенно скорректировало систему взаимоотношений местных руководителей и центра. Новые, «мирные» условия развития советского государства, объективно потребовали передать часть полномочий, в том числе и в кадровых вопросах, из центра на места, что способствовало усилению региональной номенклатуры.
Список использованных источников
1. Бурганов А. Х . Вожди , вожди…и история..// Социально-гуманитарные знания 2002. № 6. с. 231-245
2. Волгин Е.И. КПСС в контексте политического кризиса 19-21 августа 1991 г..// Вестник МУ Сер.12 Политические науки 2009. № 2. с. 24-36
3. Волгин Е.И. Политическая трансформация КПСС (1990-1991 гг.)..// Вестник МУ Сер.12 Политические науки 2006. № 6. с. 26-36
4. Волгин Е.И. Проблема модернизации КПСС в преломлении внутрипартийного дискурса (начало 1990гг.).// Вестник МУ Сер.12 Политические науки 2008. № 2. с. 36-45
5. Волгин Е.И. Проблема реорганизации аппарата КПСС в условиях политических преобразований в СССР (конец 1980-х - начало 1990-х гг.).// Вестник МГУ Сер.8.История 2008. № 6. с. 31-42
6. Государственная гражданская служба: Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова - M.: МарТ , 2005.- 512с
7. Зотов В.Д. От какого марксизма мы отказываемся?.// Социально-гуманитарные знания 2001. № 1. с. 248-266
8. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: Учебное пособие - M.: ТК Велби, 2007.- 192с
9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - Екатеринбург: Деловая Книга; М.: Логос, 1999. - С. 322.
10. Латыпов Р. Государственная кадровая политика как политологическая проблема.// Государственная служба 2007. 5. с. 99-102
11. Леванов Е.Е., Хохлов А.А. Общественное мнение о проблемах перестройки общества и партии. (По материалам социологических исследований). - М., 1990. – 18с.
12. Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика: Информ.сборн.,н-т сб.,инф.бюл. - Ульяновск: Печатный двор, 2007.- 272с
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. - С. 417.
14. Овчинников Г.П. Кадры вчера и сегодня: проблемы государственной кадровой политики и подготовки кадров.// Чиновник 2005. 3. с. 52-59
15. Ознобкин В.А., Хохлов А.А. Об актуальных проблемах жизни россиян (на материалах социологического исследования). - М., 1991. - С. 3.
16. Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. - М., 1996. - С. 57.
17. Пыжиков А.В. Внутрипартийная борьба и эволюция системы власти (1953-1957гг.).// Вестник РАН 2001. № 3. с. 246-251
18. Сахаров В.А. Должность Генерального Секретаря ЦК РКП (б) в советской политической системе.// Социально-гуманитарные знания 2005. № 1. с. 250-259
19. Студеникин Н.В. Социал-демократические партийные проекты в современной России..// Вестник МУ Сер.12 Политические науки 2002. № 2. с. 110-120
20. Таубман У. Об издании протокольных записей заседаний Президиума ЦК КПСС 1954-1964 годов..// Новая и новейшая история 2004. № 6. с. 79-83
21. Телков А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХв..// Вестник МУ Сер.12 Политические науки 2002. № 5. с. 63-69
22. Уайт С. Еще раз о посткоммунистической транзиции..// Социологические исследования 2003. № 11. с. 22-30
23. Шейнис В.Л. XX съеэд КПСС: история и современность..// Общественные науки и современность 2006. № 4. с. 112-121
18
[1]Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность. - М., 1996. - С. 57.
[2] Ознобкин В.А., Хохлов А.А. Об актуальных проблемах жизни россиян (на материалах социологического исследования). - М., 1991. - С. 3.
[3] Ознобкин В.А., Хохлов А.А. Об актуальных проблемах жизни россиян (на материалах социологического исследования). - М., 1991. - С. 12.
[4]Леванов Е.Е., Хохлов А.А. Общественное мнение о проблемах перестройки общества и партии. (По материалам социологических исследований). - М., 1990. - С. 18.
[5] Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - Екатеринбург: Деловая Книга; М.: Логос, 1999. - С. 322.