Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:20, реферат

Описание

Данная работа, «Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий демократического, светского, правового и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.
Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя в Конституции демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1 Образование Республики Казахстан как суверенного и независимого государства, признаки суверенитета
2 Республика Казахстан – демократическое государство
3 Республика Казахстан - светское государство
4 Республика Казахстан – правовое государство
5 Республика Казахстан - социальное государство
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Думан реферат Основы право.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      Подводя итоги сказанному, можно сказать, что демократическое государство - это такое государство, в котором  обеспечиваются политические права  и свободы, участие народа в осуществлении  законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечиваются возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.  

      3 Республика Казахстан  - светское государство 

      Светское  государство — государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

      Законодательство  светского государства может  соответствовать (полностью или  частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками. Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.

      В светском государстве каждый человек  вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.

      В настоящее время все страны европейской  культурной традиции, Россия, ряд стран  Юго-Восточной Азии являются светскими. Большинство мусульманских стран не в полной мере отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, действующая избирательно против мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения формально светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ. Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

        Республика Казахстан является  светским государством. В стране  действуют различные религиозные объединения, в которых граждане удовлетворяют свои религиозные чувства. Граждане вольны признавать какую-либо религию или не признавать никакой. Религия отделена от государства. Это означает, во-первых, что государство не признает какую-либо религиозную идеологию; во-вторых, в государственных учебных заведениях (школах, институтах) запрещается пропаганда религиозных учений; в третьих, в Республике не допускается создание и деятельность политических партий на религиозной основе.

      В политической практике Президент страны Нурсултан Назарбаев исходит  из того, что светское демократическое  государство с многонациональным, а значит, поликонфессиональным составом не должно допускать привилегий какой-либо одной религии. Но при этом оно  не должно забывать и об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.  
О приоритетности этого фактора в государственной политике свидетельствует и постоянное внимание Главы государства к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих. События, происходящие сегодня во многих регионах мира и Центральной Азии, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства, задач сохранения национальной безопасности.

      Принцип отделения религии от государства  заложен в Конституции страны, и мы дорожим этим принципом, это  хорошо понимает абсолютное большинство  верующих — мусульман и православных, а также представителей других конфессий.

      Для Правительства Казахстана отделение  религии от государства вовсе  не означает вытеснения религиозных  организаций из активной общественной жизни. Республика Казахстан — сугубо светское государство, где Правительство, местные власти, тем не менее, предпочитают опираться на общественные ресурсы религии, активно сотрудничать с ней, а не дистанцироваться от нее. 

      4 Республика Казахстан  – правовое государство 

      Правовое  государство - это такая форма  организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

      В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства  обычно выделяются следующие:

      - верховенство права, юридическая  защищенность всех общественных  субъектов от произвольных решений  кого бы то ни было;

      - принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

      - приоритет прав и свобод граждан  и единство их прав и обязанностей;

      - взаимная ответственность государства и личности.

      Рассмотрим  вышеперечисленнные черты правового  государства подробнее:

      1. Верховенство права. В правовом  государстве высшей юридической  силой обладает только закон,  которому подчиняются как граждане  государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

      2. Разделение власти на законодательную,  исполнительную и судебную необходима  для того, чтобы исключить произвол  власти, создать механизм сдержек  и противовесов. Оно направлено  против авторитаризма в государственном  строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

      В ряде стран Латинской Америки  выделяются четыре ветви власти: к  трем известным добавлена избирательная  власть. И это не предел. В проекте  Конституции Никарагуа 1986 г. указывались  пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

      Некоторые российские специалисты полагают, что  если существует законодательное закрепление  принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

      - власти общественного мнения, представляемой  независимой прессой и партиями;

      - постоянной законодательной власти;

      - исполнительной власти, которую  осуществляют президент и правительство;

      - судебной власти;

      - материальной власти, воплощенной  в так называемых материальных  придатках государства (армия,  полиция, тюрьма);

      - власти федерации в целом, представляемой  ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

      - власти членов федерации, которую  осуществляют ее высшие органы  власти и управления (в федеративных  государствах).

      3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

      4. Взаимная ответственность государства  и личности. Провозглашая определенные  права и обязанности гражданина, само государство имеет не  только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

      Некоторые авторы к признакам права также  добавляют верховенство закона в  системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

      Разумеется, возможность реализации этих принципов  — признаков правового государства  зависит от наличия ряда объективных  условий.

      Экономическая основа правового государства - это  производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

      Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

      Нравственной  основой правового государства  являются принципы равенства и свободы  личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

      Политическая  природа правового государства  наиболее четко проявляется в  суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.

      В целом правовое государство —  это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

      Народ Казахстана ставит перед собой высокую  цель – построение правового государства. Нелегко достигнуть этой цели. В правовом государстве законы выражают действительную волю всего народа, а не какой-либо его части. В нем господствуют буква и дух закона. Все люди, начиная от самого высокого должностного лица и до рядового гражданина, должны понимать, что законы принимаются и действуют в интересах всех людей, что законы защищают права и свободы каждого человека, что законы устанавливают такой общественный порядок, который нужен людям, чтобы учиться, создавать семью, работать, заниматься избранным делом, зарабатывать для нормальной жизни, чувствовать себя свободным, принимать участие в общественной жизни и т.д. Поэтому граждане, должностные лица должны строго соблюдать требования законов. Граждане сами должны научиться защищать свои нарушенные права. Для этого нужно, чтобы суды были объективными и граждане обращались в суд для защиты своих прав, кто бы их ни нарушил: рядовой гражданин или должностное лицо любого ранга.

      Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 

Информация о работе Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство