Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:01, контрольная работа
Консерватизм - это не просто политическая программа той или иной партии или политический принцип, а система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который, так же как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные,
1. Введение ……………………………………………………………………………….. 2
2. Сущность консерватизма и его генезис ………………………………………… 3
3. Сущность концепций консерватизма ……………………………………………. 4
4. Традиционализм Э. Берка ………………………………………………………….. 7
5. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии …………………………………………………………………………………….. 8
6. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения …………………………………………………………………………… 11
7. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке
консерватизма ……………………………………………………………………………. 13
8. Немного о истории …………………………………………………………………… 17
9. Заключение ……………………………………………………………………………. 20
10. Список литературы ………………………
Для обоснования своих позиций по данному вопросу они, используя заимствованную у средневековых номиналистов идею отрицания объективной "универсальной логики", ставят перед собой задачу развенчать универсальную этику, универсальные ценности и т.д. Обществоведы Германии и Франции "новой правой" ориентации считают, что за любым универсализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и понятия. По их мнению, каждая цивилизация имеет собственную, неповторимую логику развития. Здесь явно напрашивается сравнение с Ф. Ницше, который говорил: "Каждый народ имеет свой язык добра и зла: этого языка не понимает сосед - свой язык нашел себя в обычаях и нравах".
Нет сомнений в том, что "новые
правые" во многом правы, подчеркивая,
что каждый народ имеет собственную
историю, определяющую его культуру,
характер, психологию, традицию, обычаи,
- все то, что составляет его судьбу,
прошлое, настоящее и будущее. Но
вместе с тем любой народ, независимо
от его численности и
Интерес неоправых и неоконсерваторов
к социокультурным и морально-
Придавая первостепенное значение культуре в качестве системообразующей категории, одну из своих главных целей "неоправые" видят в ликвидации "монополии левых в области культуры" и завоевании "культурной власти над обществом", считая это необходимой предпосылкой для завоевания политической власти. Как писал, например, А. де Бенуа, "нельзя овладеть политической властью без предварительного завоевания культурной власти". Примечательно, что они называют свою стратегию "правым грамшизмом".
Значительное место в
конструкциях современных консерваторов
занимают проблемы свободы, равенства,
власти, государства, демократии и т.д.
Следует отметить, что в трактовке
данного круга проблем
В целом для неоконсерваторов
и неоправых характерно амбивалентное
отношение к государству и
связанным с ним институтам. С
одной стороны, в глазах консерваторов
государство - это источник и защитник
закона и морали. Без сильного государства
общество может оказаться во власти
анархии. Для них характерно позитивное,
зачастую авторитарное отношение к
государству, что, в свою очередь, предполагает
или порождает
При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество. По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства, исторически, этически и логически выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и естественный и социальный характер: естественный, потому что принадлежат человеку, созданному богом в качестве части великого плана природы, а социальный, потому что человек может пользоваться этими правами лишь в организованном обществе. Правительство является политическим орудием общества, призванным обеспечить и защищать естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика - это слияние индивидуального предпринимательства, групповой кооперации и правительственного регулирования.
Наиболее далеко идущие выводы и в данном вопросе делают отдельные "новые правые" Западной Европы. Так. сторонники неоправой группировки ГРЕС отвергают традиционное "христианско-либеральное" предпочтение индивидуального коллективному, противопоставление понятий "свобода" - "господство". Осуждая стремление человека Нового времени отказаться от принципов авторитарности и иерархии, от "мира, каков он есть", ради "мира, каким он должен быть", они призывают заменить идею прав человека идеей прав коллектива.
Традиционалистский
Большой интерес в рассматриваемом плане представляет модель, предлагаемая французским голлизмом. Либерализм не устраивает голлистов своим "эгоизмом и индивидуализмом" и стремлением "навязать обществу власть технократии", то есть элитарного и кастово-замкнутого института профессионального менеджмента, представляющего собой "антипод любого демократического режима". Главная ошибка либералов, по мнению голлистов, состоит в игнорировании того, что "средний француз невраждебно относится к дирижизму", то есть к государственному регулированию.
Центральное место в голлистской доктрине занимает тезис о приоритете французской нации и о "величии Франции". А это, по мнению голлистов, может быть обеспечено только сильным государством.
Примерно такой же точки зрения придерживаются английские консерваторы-традиционалисты. В качестве важного шага в направлении преодоления наметившегося во второй половине 70 - начале 80-х гг. "кризиса доверия" консерваторы предлагают восстановление авторитета и престижа власти и правительства. Продолжая развивать традиционный постулат консерваторов о том, что власть - предпосылка всех свобод, они придают первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По их мнению, современное "производственное общество" нуждается в повиновении и послушании, и государство для достижения этих целей вправе принимать соответствующие меры. Подлинный порядок в обществе зиждется, по их мнению, на образовании, дисциплине и институтах, а свободу может обеспечить только сильное государство.
Консерваторы в значительной степени правы, рассматривая власть и необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения. В современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения увеличивает их притягательность. Тем более, что представители почти всех национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.
Для приверженцев традиционалистского или патерналистского консерватизма характерен больший, чем у "новых правых" и неоконсерваторов, упор на традицию, тесно привязанную к религии. Причем американские "новые правые" отдают предпочтение модернизированным формам вероисповедания через так называемые "электронные церкви". Их европейские единомышленники выступают вообще за отказ от иудеохристианской традиции и возрождения язычества. Неоконсерваторы, по крайней мере значительная их часть, являются приверженцами либеральных церквей или же деистами. Традиционалистские консерваторы склонны в большей степени поддерживать католицизм и протестантизм в их традиционных ипостасях. У них под традицией подразумеваются универсальные, трансцендентные ценности и принципы, которые пронизаны религиозным духом. Отказ от этих ценностей и принципов рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе.
В целом идеи и концепции
традиционного консерватизма, которые
в тех или иных пропорциях интегрировали
остальные варианты консерватизма,
сводятся к следующему: вера в естественный
закон, не зависящий от воли людей, убеждение
в том, что человеческое общество
представляет собой своего рода "духовную
корпорацию", такую как церковь.
Порядок, справедливость и свобода
являются продуктами очень длительного
периода человеческой истории. Поэтому
для сохранения стабильности "общества-корпорации"
первостепенное значение имеет сохранение
"беспрерывной преемственности и
связи жизненной артерии". Изменения
в обществе не должны производиться
каким-либо искусственным образом,
поскольку оно само производит их
естественным путем. Консерваторы предпочитают
известное неизвестному, настоящее
и прошлое - будущему, Для сохранения
стабильности человеческого общества
безопаснее руководствоваться мудростью,
унаследованной от прошлых поколений,
чем взвешивать каждый "эфемерный"
вопрос на основе личных мнений и личного
разума. "Индивид глуп, а род
мудр". Вера в многообразие, сложность
и непознаваемость
Подводя итоги всему изложенному,
можно констатировать, что современный
консерватизм, прошедший длительный
путь исторического развития, представляет
собой весьма сложное и многослойное
образование, в котором уживаются
самые разнообразные, порой конфликтующие
между собой идеи, концепции, установки
и принципы, и поэтому естественно,
что он пронизан глубокими противоречиями.
Как отмечает П. Аллисон, консерваторы
являются одновременно "индивидуалистами
и коллективистами, приверженцами
авторитаризма и свободы, мистиками
и разумными практическими
Такая позиция вполне объяснима,
если учесть, что проблемы слишком
сложны и деликатны и их невозможно
объяснить с помощью простых
и однозначных формул, доводов
и аргументов. Особенно бережно и
осторожно к трактовке этих проблем
следует подойти в периоды
крупных социально-
Традиционалистское течение
консерватизма, которое исторически
было первым, положившем начало консерватизму,
связывают с такими именами, как
Э. Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де
Бональд (1754-1840). В 20-м веке главным
провозвестником этого