Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:59, реферат
На протяжении многотысячелетней истории человечество неоднократно задавалось вопросом о своей сопричастности Вселенной. И хотя идея взаимосвязи и взаимозависимости человека и Космоса развивалась в разные эпохи, обретя свое воплощение в древнеиндийской философии, в трудах Платона и Птолемея, Галилея и Коперника, а также в многочисленных мифах и религиозных представлениях различных народов, интуитивно ощущавших свое неразрывное единство со Вселенной, именно русские мыслители XIX—XX столетий осмыслили ее совершенно на ином, качественно новом уровне, с позиций глобального планетарного мышления.
2. Почему, как вы думаете, нас, русских, все время тянет в космос? Не потому ли, что в философии мы космисты?
На протяжении многотысячелетней истории человечество неоднократно задавалось вопросом о своей сопричастности Вселенной. И хотя идея взаимосвязи и взаимозависимости человека и Космоса развивалась в разные эпохи, обретя свое воплощение в древнеиндийской философии, в трудах Платона и Птолемея, Галилея и Коперника, а также в многочисленных мифах и религиозных представлениях различных народов, интуитивно ощущавших свое неразрывное единство со Вселенной, именно русские мыслители XIX—XX столетий осмыслили ее совершенно на ином, качественно новом уровне, с позиций глобального планетарного мышления. В их числе — выдающийся русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих (1879—1955), чье творческое наследие стало доступно для широкого ознакомления и изучения сравнительно недавно. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что созданное и написанное этой неординарной женщиной представляет собой совершенно особое явление в отечественной научно-философской мысли, которое в полной мере смогут оценить только будущие непредубежденные сознания.
К числу главных трудов Елены Рерих, безусловно, относятся книги учения Живой Этики, созданные ею в сотрудничестве с Мыслителями Востока в 1920—1937 гг. и разносторонне освещавшие вопросы космической эволюции человечества и особенности ее грядущего витка. Их появление было напрямую связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины XX столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового, целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени — передовые русские ученые В.И.Вернадский, А.Л.Чижeвский, К.Э.Циолковский, а также философы-космисты И.А.Ильин, П.А.Флоренский и Н.А.Бердяев — уже предчувствовали наступающие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень. Судьба человечества, утверждали они, неотделима от судеб Космоса и выход в Космос — освоение других миров — является для него неизбежным. Их труды оказали огромное влияние на формирование нового планетарного мышления, поэтому Учение Живой Этики, несущее человечеству новые знания о Новой эпохе, приходящей на нашу планету, пришло на подготовленную почву.
Основываясь на древнейших
знаниях Востока и достижениях
современной науки Запада, Живая
Этика представляла собой стройную
философскую систему, несущую в
себе принципиально новый тип
мировоззрения, которое Николай
Константинович Рерих определил
как энергетическое. Согласно этому
мировоззрению, Мироздание являлось грандиозной
одухотворенной энергетической системой,
развивающейся согласно Великим
Законам Космоса, в которой человек
был лишь одной из многих структур,
тесно связанной и
Человек, утверждалось
в книгах Живой Этики,
Основные положения учения Живой Этики, утверждавшего, что «человек — часть космической энергии, часть стихий, часть Космического Разума, часть сознания высшей материи», были необычайно созвучны воззрениям русских космистов, которых отличало целостное понимание человека — существа биологического, социального, планетарного, а затем вселенского, несущего нравственную ответственность перед жизнью на Земле и перед всей космической эволюцией, сделавшей на него «ставку». «Человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием, — писали создатели Живой Этики. — Человек возвысился помыслом — и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом — и тем самым, может быть, умертвил кого-то». «Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несет ответственность за все, содеянное им. Не убоимся осознать явление ответственности. Мы ответственны не только перед самими собою, но и перед космосом». И еще: «...Научите малых сперва помыслить о Беспредельности, помня к тому же, что никто не должен считать себя ничтожной песчинкой, как обычно поступает лицемер. Наша величина обеспечена огромною ответственностью».
Елена Рерих оставила нам также огромное эпистолярное наследие, в котором письма изучающим Живую Этику занимают особое место. И хотя те 19 писем, с которыми читатель сможет познакомиться на страницах этого номера, — лишь малая капля в океане ее эпистолярного творчества, даже эта «капля» полностью отражает космическое мироощущение и мировосприятие их автора. «Мы должны осознать — мы живем в Космосе, и Космос живет в нас!» — такова ключевая мысль всех этих эпистол, созданных в разные годы и адресованных разным людям. Читая письма Елены Рерих, поражаешься не только ее прекрасному знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному понимания основ Бытия, которому могли бы позавидовать лучшие ученые. Перед нами — глубокий, зрелый философ, рассматривающий глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса, — пишет Елена Ивановна своим американским ученикам и сотрудникам. — Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни». «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне сущего», — сказано в Учении. Но, допустив мысль о том, что они не только воспринимают космические силы, но и преобразуют их в полезные или вредоносные воздействия, люди поймут свою ответственность как за стихийные бедствия и эпидемии, опустошающие планету, так и за события политические. Человеческая мысль материальна и является мощнейшим магнитом, притягивающим из пространства тождественные энергии, поэтому каждый человек способен очистить и возвысить жизнь в самом широком смысле. Это понимание сделает человека сотрудником Космоса, а не есть ли сотрудничество с Космосом наше назначение? Не дает ли оно ту великую свободу духа, к которой веками стремилось человечество?
Для Елены Рерих человек
являлся не просто мыслящим существом,
наделенным свободой воли и активно
взаимодействующим с обществом
и природой, но, в первую очередь,
— носителем искры духа, обладателем
богатого и сложного внутреннего
мира, связанного с высшими духовными
«инстанциями». Его главнейшая задача
— это расширение сознания и созидание
себя как целостной, творческой и
гармоничной личности — не только
вобравшей в себя богатейший познавательно-духовный
опыт, накопленный человечеством
за всю свою историю, но и постоянно
открытой к восприятию новых знаний
о мире и о себе. Личности, осознающей
единство Жизни и свою великую
ответственность за каждую мысль, слово
и действие. «...Все мы виноваты за
себя и за всех, и отделить себя от
всего человечества и от Космоса
мы не можем, — пишет она своему
двоюродному брату И.И.
Совершенно очевидно, что вопрос: «Одиноки ли мы во Вселенной?», который время от времени задает себе каждый из нас, устремляя свой взор в ясное ночное небо, является для Елены Рерих вопросом риторическим. На страницах ее писем читатель не раз встретит утверждения об обитаемости многочисленных миров, жители которых обладают организмами, соответствующими свойствам и строению их планет. «Как объяснить начало и развитие нашего мира или планеты со всею жизнью на ней, если не признается эволюция всей Вселенной? — обращается она к своему латвийскому корреспонденту. — Ведь множества не допускают еще населенности других миров. Слова Христа, что "в доме Отца моего обителей много", не принимаются как указующие на обитаемость иных миров, кроме нашей крошечной Земли. Всем отрицающим эту великую истину следовало бы побывать в одной из новейших обсерваторий с ее гигантским телескопом, или хотя бы перелистать звездный атлас и проштудировать [звездные] фотографии разных частей небосклона. Величие Необъятности и наполненность пространства, которые раскроются перед ними, заставят их устыдиться своего самомнения, высокомерия и невежества. Но приближается время, когда не только отдельные ученые, но и мало-мальски образованные люди будут знать о процессе зарождения миров и жизни на планетах, подтвержденных научными данными. Потому пора начать допускать мысль о населенности и наполненности Пространства». Принятие подобной мысли, неустанно повторяет Елена Ивановна, есть лишь первая ступень, следующей же ступенью станет сознательное общение человека с дальними мирами, способное несказанно обогатить нашу собственную эволюцию. «Почему Космос ограничивать одною Землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку? — сказано в Живой Этике. — Пойдем по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. Дух знает, что нужно углублять творчество и следствия следующей стадии». Согласно эволюционным воззрениям Елены Рерих, человек (следует отметить, что под человеком она понимает не только представителя вида Homo sapiens, населяющего третью планету от Солнца, а разумного обитателя любой планеты, стоящего на более высокой ступени развития, нежели представители животного мира) эволюционирует из воплощения в воплощение, развивая свои физические, психические и духовные качества, и когда возможности дальнейшего совершенствования по этим трем направлениям на какой-либо планете полностью исчерпываются, он переходит на другую, в совершенно новые условия и на качественно новом уровне. Таким образом, Земля, как и любая другая планета в бесконечной Вселенной, на которой существует жизнь (такие планеты Елена Ивановна называет «годными домиками»), не является «каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность».
По твердому убеждению Елены Рерих, именно научное объяснение нравственно-этических законов, управляющих Мирозданием, и в первую очередь исследование энергии мысли, способно вызвать настоящий переворот в сознании человечества. Но для того, чтобы этот переворот смог осуществиться, сначала должна произойти трансформация научного мышления (подразумевающая открытость к восприятию информации принципиально иного типа — интуитивно-духовной), которая коренным образом изменит саму науку, в настоящее время работающую с равным успехом как на созидание, так и на разрушение. «Целью истинного ученого, — читаем мы в ее письме, адресованном И.Э.Муромцеву, — должно быть уявление благой стороны каждого нового сделанного им открытия, но не выдача его на гибель человечества. Без пробуждения духа, без понимания нашей теснейшей связи, взаимообмена и взаимоотношения со всем сущим, со всеми процессами в Космосе, без поднятия нравственного уровня и истинного просвещения масс, человечество осудит себя на гибель». К сожалению, опыт двух мировых войн прошлого столетия наглядно продемонстрировал, что «венец творения» способен на злодейства поистине планетарного масштаба, а интеллектуальная элита наших дней, не обремененная моральными критериями, стала послушными инструментами в руках темных сил, выпускающими из бутылок все новых и новых джиннов. «Широкий ассортимент» ядерного оружия, чудовищное загрязнение окружающей среды отходами производства, клонирование себе подобных, младенцы из пробирок — далеко не полный перечень тех «великих научных чудес», которыми щедро одарило нас прошлое столетие. Мировая цивилизация уже давно развивается по пути технократии, пути антиэволюционному, но опасна, конечно, не сама техника, а вера в то, что сила человека заключается не в его внутренних ресурсах, а во внешних механических приспособлениях. «Нужно принять технократию как уловку темных, — говорится в книгах Живой Этики. — Много раз устремлялись темные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем, решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами». Конечно, Елена Рерих понимает, что «свернуть» техническую цивилизацию невозможно, однако ее знания и предвидение подсказывают, что выход из сложившегося противостояния между духовным и механическим миропониманием будет найден только тогда, когда «техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, отсюда и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы».
Тема грядущих перемен, которые произойдут в сознании людей, когда новая наука установит взаимную связь человека и Космоса, затронута во многих ее письмах и очерках, созданных в последние годы жизни. «Придет время, — пишет она Е.П.Инге, — и наука о мирах дальних, так мало сейчас ощутимая, будет захватывающе интересной и близкой нашему сознанию, станет осязаемой. Мы поймем всю нашу зависимость обоюдную от этих дальних и близких миров. Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое осознание преобразит жизнь мыслящего человека. И к такому продвижению приблизят нас лаборатории новых ученых-искателей, смелых и нашедших в себе сокровище психической энергии». Некоторые направления Новой науки, считает Елена Рерих, получат свое развитие только в будущем, другие же станут как бы дополнением уже существующих дисциплин — геологии, биологии, психологии, медицины, астрономии, которые, в свою очередь, претерпят существенные изменения, в корне пересмотрев старые понятия, следует отметить, что Е.И.Рерих постоянно говорит именно о синтезе всех наук, как естественных, так и гуманитарных, объединенных в одну грандиозную науку о строении Космоса. Новая наука о Космосе будет неразрывно связана с наукой о человеке, являющемся, согласно Живой Этике, мощнейшим претворителем космических сил. «Без уявления Института Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимосвязи микрокосма от макрокосма, — утверждает Елена Ивановна, — не осуществится Новая Эра. Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь».