Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:01, реферат
Курс "Культурология" изучается студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом в рамках первого блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для студентов непрофильных гуманитарных специальностей РГГУ (социология, журналистика, защита информатики, юриспруденция, экономика и других).
Предмет курса – «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.
Цель данного курса - представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуры, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.
Пояснительная записка
Курс "Культурология" изучается студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом в рамках первого блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для студентов непрофильных гуманитарных специальностей РГГУ (социология, журналистика, защита информатики, юриспруденция, экономика и других).
Предмет курса – «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.
Цель данного курса - представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуры, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.
Задачи курса -
Специфика данного курса заключается в том, что представление культуры как предмета данного курса базируется на признании:
В силу этого и представление
теории культуры осуществляется посредством
демонстрации многообразия концепций
культуры и направлений культурных
исследований, каждое из которых оказывается
осмысленным и эффективным в
отношении тех или иных аспектов
общественного бытия или
С указанными особенностями курса связана и задача активизации позиции студента в отношении содержания данного курса. Это содержание должно восприниматься не как объект пассивного усвоения, но - в идеале - как совокупность средств культурной рефлексии и саморефлексии, позволяющих формировать критическую позицию в отношении к существующим культурным практикам, различать более простые и более сложные формы культуры. Такой направленностью курса обусловлены акцент на современность (в частности, обращение к проблематике социального и культурного модерна), на вовлеченность обычного человека в процессы производства и потребления значений и смыслов и пронизанность ими всех сфер общественной деятельности. Проще говоря, отправной точкой курса является признание социальной функциональности смыслового универсума культуры вообще (в частности, - многообразие этой функциональности в условиях массового общества) и, одновременно, - экзистенциальной проблематичности культуры. Благодаря этому оказывается возможным раскрыть эвристический потенциал антропологического понимания культуры, семиотического и конструктивистского подходов к ее осмыслению, являющихся наиболее значимыми ориентирами.
Содержательная специфика
В результате прослушивания курса студент должен:
Содержание курса
ТЕМА 1. Культура как предмет знания
Культура: неустранимое многообразие значений. Метафоры «культуры»: постижение vs потребление. Формы и функции высказываний о культуре в различных сферах общественной жизни (повседневность, СМИ, политика). Культура как объяснительный принцип в различных гуманитарных дисциплинах: разнообразие антропологических моделей. Рефлексия о предметном содержании понятия как условие научности знания о культуре. Параметры выбора исследовательской позиции. Определение культуры и перспективы "культурализма". «Культурные» повороты в гуманитарном знании 20 в. Проблема различения наук о культуре и наук о природе: опыт неокантианства. Понятия "ценность" и "смысл". "Культура" как объяснительная модель в понимающей социологии М.Вебера. Изучение культуры как познание другого: идея диалога в концепции М.Бахтина.
ТЕМА 2. Современное знание о культуре: основные подходы
Место антропологического, семиотического и конструктивистского подходов в пространстве исследований культуры. Развитие антропологии и поворот к эмпирическому изучению культуры. Проблема соотношения биологического (природного) и социального (культурного) в антропологии 19- ХХ вв. «Картина мира» (ментальность), «техники тела», «определение ситуации». Антропологический подход к исследованию культуры в гуманитарном знании XIX-ХХ вв.: культурно-исторические контексты и взаимодействие дисциплин. Стратегии рецепции антропологического подхода в историческом знании: эволюция школы «Анналов» от истории ментальностей к исторической антропологии. Семиотика и антропология: концепция К.Гирца Теорема Томаса. История повседневности. Антропологический подход в изучении современной культуры: культурный горизонт массового общества. Традиция Cultural studies: базовые понятия и принципы исследования. Схема круговорота культуры в работах С.Холла и Р.Джонсона.
Выражение, понимание и коммуникация в гуманитарном знании ХХ в. Семиотика, герменевтика, теория медиа: основные понятия, представители и вклад в изучение культуры. Язык и культура в герменевтике и семиотике. Лингвистика и антропология: гипотеза «лингвистической относительности» Э.Сэпира – Б.Уорфа. Семиотика и анализ коммуникации в филологии, искусствознании лингвистике. Структура знака и текста в семиотическом анализе. Условность и игровая природа культурных текстов в перспективе семиотического анализа. Репрезентация и реальность: подходы к ее анализу в современных культурных исследованиях. Ограниченность семиотического подхода. Смыслополагание в контексте восприятия и понимания: перспективы герменевтики и теории медиа. Концепция произведения искусства В.Беньямина. «Средство коммуникации есть сообщение» (М.Маклюэн)
Конструктивистский подход к исследованию общества и культуры в работах П.Бергера, Т.Лукмана, П.Бурдье. Человек в обществе и общество в человеке. Социальная реальность и понятие реификации. Культура и (вос)производство социального порядка. Понятие культурной практики. Социологическая интерпретация идентичности. Общество и «общества»: стратегии саморепрезентации и проблема различия. Половая и этническая принадлежность человека, образы себя и другого в перспективе социального конструирования. «Ориентализм» Э.Саида. Марксистская, феминистская, постколониальная самокритика современной культуры и проблема культурного изменения.
ТЕМА 3. «Судьба» «культуры». Исторические проекции «культуры»
История как форма самосознание
общества. «Культура» в истории человечества.
Концепция культурного синтеза
современности в работах Э.
ТЕМА 4. Общество модерна: идея культуры и «процесс цивилизации»
Возникновение идеи культуры и «граница современной культуры» (Р.Козеллек). Общество модерна: достижительские ценности, секуляризация, интенсивная экономика, автономные и общедоступные институты, рационализм и индивидуализм. Структурные, антропологические и медийные аспекты модернизации. Универсальный характер идеи культуры и самокритика общества модерна. Воспроизводство ценностей, образцов, традиций в условиях модерного общества. Человек модерна: новая свобода и новое принуждение. Воображенные сообщества (Б.Андерсон) и изобретение традиций (Э.Хобсбаум). Политический порядок современности между демократией и тоталитаризмом. Секуляризация и капитализм в концепции М.Вебера. Социогенез индивидуальности, «культуры»/"цивилизации" и государства-нации в работах Н.Элиаса. Биография как феномен культуры. Гигиена, спорт, мода, туризм и антропологический проект современности. Город как лаборатория модерна в интерпретации Г.Зиммеля. Пространство современного города в концепции В.Беньямина: видимое и скрытое, публичное и частное, техническое и эстетическое. Реализм как парадигма современной культуры. Город, реализм и новые медиа. Процессы модернизации в зеркале конкурирующих идеологий: либерализм, консерватизм, социализм.
ТЕМА 5. Самоопределение субъекта и институты культуры: от модерна к постмодерну
Институциализация «культуры». Массовость и автономия, релятивизация и дифференциация культуры как социальные процессы и культурные проблемы. Литература как модельный институт современности. От «Литературы» к «литературности». Усложнение ролевой структуры: возникновение «автора», «читателя», «критика» «исследователя». Методологические импликации этого процесса с точки зрения интерпретации текстов. «Классическое», «авангардное», «массовое» как основные системы культурного действия. Ценностная нагруженность этих категорий и проблема их объективации. Классическое, авангардное и массовое в межгрупповом взаимодействии. Массовая культуры: структура и формы поэтики. Поэтика формульной литературы (по Д.Кавелти). Массовая и популярная культура: феномен культурного отчуждения и стратеги его преодоления. Авангард и утопическое мышление. Техника как объект культурной рефлексии. «Классическое», «авангардное», «массовое» в тоталитарном обществе. «Культура» в посттоталитарном обществе. Постмодерн как новая фаза эволюции проекта «культуры» и характеристика современной культурной ситуации. Формы рефлексии о субъективности. Критика культурных авторитетов и борьба за канон. Современная медиакультура и культурные альтернативы глобализации.
ТЕМА 6. Миф и ритуал в традиционной и современной культуре
Образ архаической культуры в европейском сознании: параметры восприятия и характеристики иной культуры. Антропологическое знания в европейской мысли XIX - XX вв. и конструирование Другого. Осмысление специфики архаических культур в современной антропологии. Генезис и морфология, типологический и эволюционный подходы в исследованиях архаической культуры. Традиционная и современная культуры сквозь призму мифа и ритуала. Восприятие мифа в истории европейской мысли. Функции мифологических сюжетов и образов в истории европейской культуры. Миф и символ в культуре: типы интерпретации (на примере концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга). Основные направления в исследовании мифа и ритуала в XIX – XX в. Проблема специфики мифологического мышления и мифологической картины мира (К.Леви-Стросс, М.Элиаде, М.Дуглас, Е.Мелетинский). Дар и особенности архаической экономики в работах М.Мосса. Ритуал, его место в традиционной культуре, функции и типы. Способы означивания событий, предметов и действий в ритуале. Ритуал и ритуализованные формы поведения. Миф, ритуал и генезис современных форм культур. Морфология сказки В.Проппа и повествовательные структуры. Вклад исследований традиционной культуры в разработку методов культурологического анализа.
ТЕМА 7. Традиция и архаика в критике и саморефлексии современной культуры
Традиции исследования "мифа" и "ритуала" и анализ современной культуры: границы применимости. Архаическое в современной культуре: разрушение и изобретение традиций. Мифологизм в XX в: взаимосвязь мифологии и модернизма. Феномен тоталитаризма как сочетание архаики и модерна. Национализм и формы мифологизации истории. Осмысление феномена идеологии в современном гуманитарном знании. "Мифологии буржуазного общества (по Р.Барту). Идея дара в современной культуре. История и память в современном обществе. «Неработающие сообщества» и утопическая социальность.
Список литературы
Основная литература