Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:17, реферат
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия…………6
2. Основные теории международной политики ……………………………....11
3. Современные тенденции развития международных отношений ………....14
4. Россия в системе международных отношений……………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Использованная литература…………………………………………………….23
Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.
Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.
Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:
1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.
2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.
3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.
4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.
Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.
Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.
Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.
Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.
Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.
Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.
Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.
Заключение
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Опора на собственные силы - это политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан. Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.
В настоящий момент у России сложились очень сложные отношения со многими странами. Россия не находится в авторитете. Можно только вспомнить март 1999 года, когда в соответствии с принятой доктриной «гуманитарная интервенция» Североатлантический альянс вышел за пределы зоны своего влияния и совершил нападение в марте 1999 г. на Югославию. США не прислушались к доводам России и не отказались от нанесения ракетного удара по Ираку. Сегодня активно обсуждаются американские планы выхода из Договора о ПРО 1972 г., которые в случае их реализации разрушат всю существующую систему контроля над ядерными вооружениями в мире.
Если говорить о странах СНГ, то здесь ситуацию можно описать, как не намного лучше, чем с США. Это и Грузия, которая постоянно держит Россию в напряжении, воюя с Абхазией. Это и Эстония, которая недавно хотела снести памятник, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне. Это и Украина, стремящаяся в НАТО, а также ее сотрудничество с США, которая хочет развернуть свою военную базу на Крыму.
События последних лет во многом превзошли самые смелые прогнозы и предположения. Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная акция США в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как России, так и всех остальных стран мира. Еще несколько лет назад присутствие сил НАТО в странах Средней Азии таких, как Узбекистан и Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность. Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что вероятность третьей мировой войны, а также мировой терроризм стали действительно глобальными угрозами, и в связи с этим на первое место в международных отношениях выходит военно-техническое сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений. Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.
Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет России.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ Литература
1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. — М., 2006. — С. 228—315.
2. Богуславский М.М. Международное частное право. - М.: Международные отношения, 2009.
3. Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2007.
4. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).— М., 2007.
5. Поздняков В.С., Розенберг М.Т. Право и внешняя торговля. - М.: Международные отношения, 2008.
6. Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 2010.
2
Информация о работе Международные отношения в современной России