Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:46, творческая работа
Как известно, Афины были крупным и великим городом-государством (полисом) своего времени, обладающим колоссальной властью на территории Древней Греции. Это государство интересно не только своей политической историей, государственным устройством или гражданским обществом, но и его интересно рассмотреть с точки зрения религии и добродетелей.
Эссе: «Могли бы Афины стать Градом Небесным?»
Как известно, Афины были
крупным и великим городом-
Одним из виднейших деятелей
средневековья, Отцом христианс
По-моему мнению, Афины как государство другой эпохи, не знавшей христианской веры, было бы интересно рассмотреть через призму категорий Града Божьего и Града Земного Аврелия Августина. Но для Афин, не имеющих понятия о монотеизме, о едином Боге будет сложно рассуждать о существовании Града Божьего, поэтому я буду прибегать к положениям Фомы Аквинского. В ходе своего эссе я хотела бы найти ответ на свой вопрос : могли бы Афины стать Градом Небесным(Божьем)? Я хочу сравнить, с одной стороны, положения Фомы Аквинского из книги «Сумма теологии», с другой стороны, информацию о Афинском государстве, исходя из книги Аристотеля «Политика»(книга III). Также , как содержащий основополагающие понятия, я буду использовать труд Августина «О Граде Божьем».
Аристотель говорит нам о том, что люди по природе предрасположены к объединению в государство, это заложено в людях самой природой . Данную мысль можно проследить у Фомы Аквинского, который все, что заложено в человеке от природы, определяет как естественный закон. Но все, что естественно по природе заложено в человеке Богом. Из таких рассуждений несложно понять, что люди объединяются в государство, руководствуясь естественным законом, который дан им от Бога, значит в людях первоначально заложено стремление к Богу. И афиняне, создавая свой полис , не осознавая того, пользовались естественным законом .
Далее Фома рассуждает о человеческом законе. Вроде бы, зачем человеку нужен человеческий закон, когда есть естественный? Он тут же отвечает: «Августин различает два вида закона, вечный и временный, который он называет человеческим». (Фома Аквинский 2010: вопрос 91, раздел 3) Человеческий закон людям необходим, чтобы регулировать свою жизнь по средством страха перед наказанием. Но человеческий закон неразрывно связан с естественным, во-первых, оба они являются «актом разума», во-вторых, человеческий закон создается отчасти для того, чтобы наказывать за нарушение естественного закона . Наличие человеческого закона в Афинском государстве можно увидеть через такой институт как суды. В Афинах существовало несколько видов судов, один из них назывался «Суд для разбора дел об убийствах».(Аристотель: 30) Убийство – это лишения жизни одного человека другим и данное преступление противоречит природе, значит, нарушает естественный закон. Афиняне не знали божественного закона, который заключался в Святом писании, Фома называет его «Старый Закон» и «Новый Закон», но, не подозревая того, они следовали его предписаниям.
Фома пишет в разделе «Является ли следствием закона то, что люди становятся добрыми?» словами Философа «желание всякого законодателя сделать граждан добродетельными». (Фома Аквинский 2010:вопрос 92, раздел 1) Афинское государство как любое другое крупное государство имело свое законодательство. И Аристотель по этому поводу пишет: «законы, соответствующие правильным видам государственного устройства, будут справедливыми». Также от Аристотеля мы узнаем, что правильными формами государственного устройства являются монархия, аристократия и полития. На территории Афин существовало государственное устройство полития, одна из правильных форм государственного устройства. В этом же разделе Фома говорит о том, что закон должен делать людей добрыми и справедливыми, в нем есть «зародыш добродетели», которая дана человеку Богом: «Но добродетель в человеке может быть только от Бога, Который "соделывает ее в нас помимо нас"».( Фома Аквинский 2010:вопрос 92, раздел 1) Значит через справедливые законы, направленные на взращивание в гражданах добродетели афиняне приобщались к Богу. «За добродетелью же и пороком в государствах заботливо наблюдают те, кто печется о соблюдении благозакония; в этом и сказывается необходимость заботиться о добродетели граждан тому государству, которое называется государством по истине, а не только на словах».(Аристотель:7) Из этих слов Аристотеля следует, что Афинское государство , совершенствуя и создавая справедливые законы пытается сделать своих граждан добродетельнее. Закон направлен на общее благо и устанавливается либо общиной, либо праведным правителем с помощью добродетелей, которыми обладают люди. Аристотель говорит о том, что государство «создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо» . (Аристотель:7) Получается государство создавало законы и тем самым пыталось приучить граждан к добродетели и все это ради общего блага, которое достигается с помощью Бога.
Фома также рассуждает о том, что конечной целью человеческой жизни является счастье и блаженство, достигаемое через веру в Бога.
Поводя черту под всем вышесказанным, мне хотелось немного обобщить и расставить все мои рассуждения по местам. Естественный закон является частью божественного закона на основании того, что сам естественный закон дан человеку от Бога. Человеческий закон, в свою очередь, соотносится с естественным, регламентируя внешние проявления человеческой природы. Но человеческий также как и естественный законы имеет пересечение с божественным законом. И Августин пишет: «Человеческий разум причастен предписаниям божественного Разума не во всей полноте, но в соответствии со своим модусом и несовершенно».(Фома Аквинский 2010: вопрос 91, раздел 3) Также я считаю, что немало важным в этом вопросе и то, что граждане Афин обладали верой, пусть у них существовали пантеоны богов (хоть один верховный бог там был). Если они могли верить и полагаться в существование высших сил, в лице множества богов, то смогли бы и уверовать в Бога единого, вера в которого приблизила бы афинян к Граду Божьему. Исходя из этого, я полагаю, что Афины не могли стать, но могли быть приближены к граду Божьему. Я сделала такие выводы на основе положений Фомы Аквинского о видах законов и их соотношениях между друг другом. Это подтолкнуло меня к мысли о том, что Града Божьего достигнуть на земле нельзя, можно лишь к нему приблизиться. А достигнуть его можно лишь тогда, когда тебе будет подвластен весь божественный закон, а не часть его, но тогда ты будешь уже не на земле.
Список используемой литературы: