Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:08, реферат
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов – правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов – правоохранительные органы. Попытаемся дать исчерпывающее понятие правоохранительным органам, ибо только наличие точного определения позволит нам определиться с относимостью к правоохранительным органам того или иного стоящего на службе государства органа, службы.
1.1. Понятие и задачи правоохранительных органов
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов – правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов – правоохранительные органы. Попытаемся дать исчерпывающее понятие правоохранительным органам, ибо только наличие точного определения позволит нам определиться с относимостью к правоохранительным органам того или иного стоящего на службе государства органа, службы.
Надо заметить, что большинство учебных источников обходят стороной дефиницию «правоохранительные органы», переходя сразу к тому, что входит в ее содержание (какие именно группы органов), или же определяют лишь признаки, задачи. На наш взгляд нелишним будет разъяснить значение базисного термина в рассматриваемом понятии, а именно – правоохрана. Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства»[1]. При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».
Из данного определения важно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: 1) осуществление правоохраны исключительно государственными органами и 2) возможность принудительного (силового) осуществления законности.
Легального определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах мы не находим, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях, поэтому на основе имеющейся научной и учебной литературы попытаемся вывести собственное определение.
Как верно
отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные
органы» является собирательным. Им
объединяются несколько групп
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;
2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
3) либо
в восстановлении нарушенного
права и наказании
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.
Итак, в
общем представлении
Существенными признаками данного определения являются: а) права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; б) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; в) принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; г) определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному. Те же признаки были указаны Гуценко и Ковалевым при определении не непосредственно правоохранительных органов, но и правоохранной деятельности государства, что по сути, совершенно идентично в данном случае, поскольку деятельность государства, так или иначе, осуществляется через определенные органы.
Согласившись с исследователями, добавим лишь, что законодателю следовало бы выработать собственное легальное определение исследуемого понятия, поскольку в российском законодательстве не имеется полного перечня правоохранительных органов и не указан критерий, по которому те или иные органы могут быть отнесены к правоохранительным. И на практике зачастую законодатель оперируя понятием «правоохранительные органы» в разноуровневых актах, пренебрегает дачей его определения, раскрытия его содержания, тем самым складывается ситуация, когда различный объем органов включается в разряд правоохранительных. Об этом часто упоминается при обсуждении проектов федеральных законов[5], в которых может фигурировать данное понятие. И это не только необходимо с точки зрения юридической техники (иметь четкое определение юридических терминов), но и с точки зрения определения правовой природы значительного числа органов государства и нескорых других публичных образований гражданского общества.
Не следует
смешивать понятия «
Функция и назначение правоохранительных органов выражается через их непосредственные задачи. Выше мы обозначили их в общем; рассмотрению их конкретнее, применительно к каждому органу будут посвящены соответствующие параграфы работы. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности государства пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных функций, из которых она слагается. К числу таких функций следовало бы относить:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организационное
обеспечение деятельности
- прокурорский надзор;
- выявление и расследование преступлений;
- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение своих результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг. Достижение таких результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.
Все названные
функции взаимосвязаны и
Как верно подмечает Божьев В.П.[7], при общей характеристике правоохранительных органов используется наряду с функциями и задачами такой параметр как основные направления деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.
Правоохранительные органы должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:
- принятия
новых федеральных законов,
- совершенствования
системы и деятельности
- установления
принципиальных, исходных положений
устройства, организации и деятельности
правоохранительных органов,
- взаимодействия
правоохранительных органов
- определения
новых юридических и научно-
- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
- развития
финансовой и материально-
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных отраслях правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной, уголовно-исполнительной и др.).