Основы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:09, реферат

Описание

Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 19.06 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

на тему:

«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»

гр.

I ВВЕДЕНИЕ.

Особую актуальность для духовного и интеллектуального  развития нашей страны  представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток  марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.                

 Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в само понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.               

 Следует отметить, что политология открыта влиянию  со стороны почти всех общественных, а зачастую и естественных  наук. Мир политического не может  существовать в изоляции, а тесно  переплетается  с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

II ПОНЯТИЯ  И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.               

 Всякий раз,  когда мы ставим перед собой  задачу вычленить какую-либо научную  дисциплину из всей совокупности  научных дисциплин, мы сталкиваемся  с вопросом о ее понятийно-категоричном  аппарате. Политика зачастую представляет  собой не только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную  сферу, сколько то, что сами  люди считают политикой, хотя  ее и нельзя рассматривать  всецело как результат некоего  вербального произвола. Власть  и политика представляют собой  выражение человеческих отношений  и представлений об этих отношениях. Показательно, что четкость и  определенность самого понятия  «политическое» в значительной  степени зависит от того, какое  содержание вкладывается в понятие  «государство» и «власть».               

 Поэтому естественно,  что немаловажное место в политологии  занимает выявление содержания  используемых ею понятий и  категорий. Более того, анализ  понятий можно рассматривать  в качестве методологии, с помощью  которой ученый упорядывачеет и, если это возможно, совершенствует понятийный инструмент своих исследований. Проблему для политического анализа составляет многозначность понятий и категорий, а также феномен синодики.               

 В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без изучения системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с социально-культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте определяющее значение имеет, естественно, язык. Можно сказать что язык выступает как культурная среда обитания человека. Важность этого момента станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле - это система человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть политологии.

III  ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ               

 Всю совокупность  проблем, которыми занимается  политология, можно разделить  на три крупных раздела. Это,  во нервы, социально-филосовские и идейно-теоретические основания политики,  системообразующие признаки и характеристики системы политического, политической парадишгммы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.               

 Во-вторых, политические  системы, различия и сходства  между ними, их преимущества и  недостатки, политические режимы, условия  их изменений и смены и т.д.                

 В-третьих,  политические институты, политический  процесс, политическая культура, политическое поведение и т.д.                

 Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в  рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.               

 Предметом  политологии в общей сложности  является политическое в его  тотальности, в контексте исторического  развития и реальной социальной  действительности, а также взаимодействие  и переплетение социальных сил,  социо-культурного и политико-культурного опыта.               

 В фокусе  ее внимания - такие разные по  своему характеру интстуитуты, феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и властные отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения, политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или иных планах и измерениях также философии, социологи, государственно-правовой наукой и т.д.               

 Интегрируя  в себя отдельные аспекты этим  дисциплин, политология располагается  как бы в точке их пересечения  и представляет собой междисциплинарную  науку.               

 Особенно  большую актуальность и значимость  приобретает вопрос о соотношении  и разграничении социологии, политической  социологии и собственно политологии  в силу очевидного совмещения  их предмета исследования. Строго  говоря, гражданское общество является  объектом исследования социологии, а мир политический политологии.  Промежуточное пространство между  гражданским обществом и миром  политического входит в сферы  политической социологии, представляющей  собой область пересечения политической  науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение и функции государственных и политических институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической социологии -  социологическое измерение политических феноменов.

IV НА  СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА  И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.               

 Политики, представляя  собой очевидную сторону общественной  жизни, детерминируется множеством  явных и скрытых от глаз, мене  ощутимых факторов и процессов,  в совокупности составляющих  ее социологические основы. Среди  них социально-экономические, социально-культурные, научные, образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества.               

 Каждая из  важнейших подсистем и сфер  человеческого социума может  сохранить жизнеспособность и  функционировать лишь при условии,  что все остальные исправно  выполняют свои функции. Так,  например, гражданское общество  и государство составляют две  стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны между  собой и немыслимы друг без  друга. Более того, существует  целый ряд инструментов и феноменов,  которые могут быть отнесены  одновременно и к сфере гражданского  общества, и к политической сфере,  служа в качестве связующих  звеньев между ними. Причем именно  от структур и институтов, находящихся  на стыке двух образований,  в решающей степени зависит  нормальное функционирование гражданского  общества, его жизнеспособность, динамика  развития. К ним относятся политические  партии, механизмы избирательного  процесса, политические объединения,  клубы, политическая культура, средства  массовой информации. В этом плане  основовпологающее значение имеет институт политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные, которым делегированы соответствующие права и прерогативы.                

 Принципы  представительности и выбор нести  представителей различных социальных  групп в законодательные или  иные органы власти по самой  логике вещей поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского общества, и политической системы.               

 Главная задача  политических партий состоит  в том, чтобы превратить множество  частных интересов отдельных  граждан, социальных слоев, заинтересованных  групп в из совокупный политический интерес. В политической структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного режима. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество как бы интегрально проникает в государство. Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие их друг от друга по мнению электората, и определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками и союзниками.               

 С принципом  представительства и идеей партии  как законной оппозиции связан  принцип выборности должностных  лиц в важнейшие представительные  и законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный  суверенитет и представительство  всех заинтересованных группировок  и слоев населения, в совокупности  составляющих избирательный корпус, в системе власти через партии. Он осуществляется через избирательную  систему и избирательный процесс,  в задачу которых входят формализация  и институанализация политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что механизму существвавания представительства, партийные системы и избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в качестве предмете политологического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение политики уже само по себе представляет собой  политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению  всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

Информация о работе Основы политологии