РЕФЕРАТ
на тему:
«ОСНОВЫ
ПОЛИТОЛОГИИ»
гр.
I ВВЕДЕНИЕ.
Особую актуальность
для духовного и интеллектуального
развития нашей страны представляют
переосмысление и фундаментальное переустройство
всей системы естествознания, достойное
место в которой должна занимать политология.
При тоталитарной системе политология
у нас в полной мере разделила участь всех
общественных наук: она была превращена
в служанку политики КПСС и коммунистического
государства, в своеобразный придаток
марксистко-ленинской идеологии. Поэтому
перед нами со всей остротой встала проблема
воссоздания политологии или даже ее формирование
как новой для нас самостоятельной дисциплины.
Прежде всего
необходимо определить, какое содержание
вкладывается в само понятие «политология».
У нас до сих пор не определены конкретные
границы, круг проблем, вопросов, институтов
и феноменов, в совокупности составляющих
объект политологии как самостоятельной
научной дисциплины.
Следует отметить,
что политология открыта влиянию
со стороны почти всех общественных,
а зачастую и естественных
наук. Мир политического не может
существовать в изоляции, а тесно
переплетается с историей, культурой,
сферой экономики, социальными феноменами
и т.д. Другие обществоведческие дисциплины
в свою очередь на те или иные сферы мира
политического. Политологам приходится
постоянно «конкурировать» с философами,
социологами, историками. В настоящее
время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо
общепринятого определения политологии,
ныне политической науки. Разные исследователи
расходятся между собой в оценке ее границ
и содержания, круга охватываемой ею проблем,
критерия выделения в самостоятельную
научную дисциплину. Неопределенность
границ политологии дополняется разнообразием
социально-философских и идейно-политических
позиций, методологических принципов,
методов и приемов исследования. Поскольку
конструирование политологии как самостоятельной
обществоведческой дисциплины только
начинается, всякое построение в данной
области не может носить поисковый характер,
и его адекватность должен быть проверена
в процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ
И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
Всякий раз,
когда мы ставим перед собой
задачу вычленить какую-либо научную
дисциплину из всей совокупности
научных дисциплин, мы сталкиваемся
с вопросом о ее понятийно-категоричном
аппарате. Политика зачастую представляет
собой не только четко очерченную,
раз и навсегда фиксированную
сферу, сколько то, что сами
люди считают политикой, хотя
ее и нельзя рассматривать
всецело как результат некоего
вербального произвола. Власть
и политика представляют собой
выражение человеческих отношений
и представлений об этих отношениях.
Показательно, что четкость и
определенность самого понятия
«политическое» в значительной
степени зависит от того, какое
содержание вкладывается в понятие
«государство» и «власть».
Поэтому естественно,
что немаловажное место в политологии
занимает выявление содержания
используемых ею понятий и
категорий. Более того, анализ
понятий можно рассматривать
в качестве методологии, с помощью
которой ученый упорядывачеет и,
если это возможно, совершенствует понятийный
инструмент своих исследований. Проблему
для политического анализа составляет
многозначность понятий и категорий, а
также феномен синодики.
В целом, политические
феномены в полной мере невозможно понять
без изучения системы общения и механизмов
политической коммуникации, которые в
одинаковой степени связаны как со сферой
общественного сознания, так и с социально-культурной
и политико-культурной сферами. В данном
контексте определяющее значение имеет,
естественно, язык. Можно сказать что язык
выступает как культурная среда обитания
человека. Важность этого момента станет
особенно очевидной, если учесть, что попытка,
в некотором смысле - это система человеческих
отношений, осуществляемых во многом с
помощью языка. Поэтому без изучения политического
языка нет и не может быть политологии.
III ПРЕДМЕТ
ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
Всю совокупность
проблем, которыми занимается
политология, можно разделить
на три крупных раздела. Это,
во нервы, социально-филосовские и идейно-теоретические
основания политики, системообразующие
признаки и характеристики системы политического,
политической парадишгммы, соответствующие
тому или иному конкретному историческому
периоду.
Во-вторых, политические
системы, различия и сходства
между ними, их преимущества и
недостатки, политические режимы, условия
их изменений и смены и т.д.
В-третьих,
политические институты, политический
процесс, политическая культура,
политическое поведение и т.д.
Политическое
включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое
и теоретическое начала. Политическое
институты, отношения, процессы с политологической
точки зрения, представляют интерес прежде
всего в их наличном в данный момент состоянии.
Здесь задача политолога состоит в выявлении
их стрекутуры, составных элементов, функций,
условий для нормального функционирования,
того, как они соотносятся и взаимодействуют
друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним
и, стало быть, не раскрывающим адекватно
их сущность без учета их исторического
фона, идейно-теоретической и социально-философской
подоплеки. Здесь речь идет о мире политического
как в рамках отельною взятой страны, так
и мирового сообщества в целом.
Предметом
политологии в общей сложности
является политическое в его
тотальности, в контексте исторического
развития и реальной социальной
действительности, а также взаимодействие
и переплетение социальных сил,
социо-культурного и политико-культурного
опыта.
В фокусе
ее внимания - такие разные по
своему характеру интстуитуты, феномены
и процессы, как политическая система,
государственная власть и властные отношения,
госудасртвеный строй, политическое поведения,
политическая культура, история политических
учений. Эти проблемы изучаются в тех или
иных планах и измерениях также философии,
социологи, государственно-правовой наукой
и т.д.
Интегрируя
в себя отдельные аспекты этим
дисциплин, политология располагается
как бы в точке их пересечения
и представляет собой междисциплинарную
науку.
Особенно
большую актуальность и значимость
приобретает вопрос о соотношении
и разграничении социологии, политической
социологии и собственно политологии
в силу очевидного совмещения
их предмета исследования. Строго
говоря, гражданское общество является
объектом исследования социологии,
а мир политический политологии.
Промежуточное пространство между
гражданским обществом и миром
политического входит в сферы
политической социологии, представляющей
собой область пересечения политической
науки и социологии. Естественно,,
такое разграничение, как и всякая другая
классификация, носит условный характер,
поскольку свае названные сферы немыслимы
друг без друга. Политология в целом сформировалось
как «государственная» дисциплина, призванная
изучить предназначение и функции государственных
и политических институтов. Политическая
социология - это своеобразный синтез
социологии и политологии. Первая, в большой
степени, чем политология, концентрирует
внимание на борьбе за власть между различными
частями общества, социальных конфликтов
и социальных изменениях, скрытых функциях,
неформальных и диск функциональных аспектах
политики. В мирском смысле слова в центре
внимания политической социологии - социологическое
измерение политических феноменов.
IV НА
СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
Политики, представляя
собой очевидную сторону общественной
жизни, детерминируется множеством
явных и скрытых от глаз, мене
ощутимых факторов и процессов,
в совокупности составляющих
ее социологические основы. Среди
них социально-экономические, социально-культурные,
научные, образовательные, духовные,
этно-национальные, религиозные и т.д.
факторы и феномены, то есть все, что относится
к подсистеме гражданского общества.
Каждая из
важнейших подсистем и сфер
человеческого социума может
сохранить жизнеспособность и
функционировать лишь при условии,
что все остальные исправно
выполняют свои функции. Так,
например, гражданское общество
и государство составляют две
стороны одной и той же медали,
они неразрывно связаны между
собой и немыслимы друг без
друга. Более того, существует
целый ряд инструментов и феноменов,
которые могут быть отнесены
одновременно и к сфере гражданского
общества, и к политической сфере,
служа в качестве связующих
звеньев между ними. Причем именно
от структур и институтов, находящихся
на стыке двух образований,
в решающей степени зависит
нормальное функционирование гражданского
общества, его жизнеспособность, динамика
развития. К ним относятся политические
партии, механизмы избирательного
процесса, политические объединения,
клубы, политическая культура, средства
массовой информации. В этом плане
основовпологающее значение имеет институт
политического представительства, в котором
в органическом синтезе переплелись две
важнейшие идеи представительской демократии:
с одной стороны, - что ни один человек
не вправе править другим человеком без
согласия последнего; с другой стороны
- что поскольку каждый отдельно взятый
индивид не в состоянии непосредственно
участвовать в управлении государством,
интересы различных категорий населения
могут быть представлены в системе власти
особые уполномоченные, которым делегированы
соответствующие права и прерогативы.
Принципы
представительности и выбор нести
представителей различных социальных
групп в законодательные или
иные органы власти по самой
логике вещей поставили вопрос об
инструментах в средствах политической
реализации этих принципов. В качестве
таких инструментов постепенно во всех
индустриально развитых странах возникли
и утвердились политические партии, которые
выступают одновременно как несущие конструкции
и гражданского общества, и политической
системы.
Главная задача
политических партий состоит
в том, чтобы превратить множество
частных интересов отдельных
граждан, социальных слоев, заинтересованных
групп в из совокупный политический
интерес. В политической структуре общества
они выступают в качестве носителей конкурирующих
друг с другом политических курсов, не
ставя под сомнение законность существующего
конституционного режима. Путем представительства
различных социальных групп, слоев, сословий,
интересов с помощью партий общество как
бы интегрально проникает в государство.
Политические партии в целом помогают
кристаллизовать и четко очертить конфликтующие
интересы, скрытые различия и противоречия
в обществе. Они подталкивают граждан
группироваться, пересекая мнения, разграничивающие
их друг от друга по мнению электората,
и определять те приоритеты, которые делают
их политическими единомышленниками и
союзниками.
С принципом
представительства и идеей партии
как законной оппозиции связан
принцип выборности должностных
лиц в важнейшие представительные
и законодательные органы власти.
Он призван обеспечить народный
суверенитет и представительство
всех заинтересованных группировок
и слоев населения, в совокупности
составляющих избирательный корпус,
в системе власти через партии.
Он осуществляется через избирательную
систему и избирательный процесс,
в задачу которых входят формализация
и институанализация политического
участия граждан в политической жизни.
Поэтому очевидно, что механизму существвавания
представительства, партийные системы
и избирательные системы могут оставить
самостоятельный блок в качестве предмете
политологического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение политики
уже само по себе представляет собой
политический акт, и человек, занимающийся
им, должен способствовать исправлению
всех форм несправедливости. Политическое
включает как статистику, так и динамику,
воплощающаяся, соответственно, в политическом
порядке и политическом процессе. Политология
должна в одинаковой степени охватывать
как существующий аполитический порядок,
где доминируют постоянные, неизменные
величины, так и политический процесс,
где доминируют переменные величины. Политический
порядок включает структурные и системные
элементы. Здесь важно исследовать проблемы
политического господства и правления,
господства и сотрудничества, формирования
власти и политического неравенства; механизмы
правления в рамках различных государств.