Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:38, реферат
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Семья и ее функции………………………………………….…………....5
2. Классификация и причины конфликтов…………………………………7
3. Особенности семейных конфликтов……………………………………13
4. Периоды возникновения конфликтных ситуаций…….....................….15
5. Конфликт «родители-дети»……………………………………………...17
6. Пути решения семейных конфликтов………………………………..…20
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………
-
усилением эмоциональной
- возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;
- выходом на пенсию, боязнью одиночества.
Затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически.
Люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги, живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. Развод ослабляет иммунную систему, как мужчины, так и женщины. Разведенные более подвержены инфекциям, в 6 paз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30 % чаще, чем супруги, имеющие нормальную семью).
5. Конфликт «родители-дети»
Наряду с конфликтами «супруг - супруга» наиболее распространенными являются конфликты «родители - дети». Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.
Необходимо учитывать, что семья далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.
Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей. К ним относят типы внутрисемейных отношений.
Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Для него характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности ребенка. Позволяет переводить возникающие конфликты «родители дети» в конструктивное русло, снижает уровень конфликтности семьи.
В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов и детей, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом. Чувства и эмоции детей в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Основными считаются авторитарные методы воспитания, жесткая система зачастую необоснованных запретов, что приводит к преобладанию деструктивных конфликтов. Уровень конфликтности в семье достаточно высокий.
Основной причиной родительских конфликтов, как правило, является неэффективность родительского отношения к ребенку и использование родителями деструктивных стилей родительского воспитания.
Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они чаще вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.
Кризис 1 года – период перехода от младенчества к раннему детству.
Кризис 3 лет – период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.
Кризис 6 - 7 лет – период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Кризис 12 - 14 лет – кризис полового созревания, период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту,
Кризис
15 - 17 лет – подростковый кризис.
Кроме вышеперечисленных факторов значительное
влияние на уровень конфликтности в семье
оказывают как личностные неблагоприятные
особенности родителей, так и детей.
Необходимо учитывать, что, наряду с личностными качествами, на уровень конфликтности оказывает неблагоприятное влияние других значимых людей. Речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.
На притязания и конфликтные действия родителей дети, как правило, отвечают соответствующими реакциями.
Оппозиция – демонстративные действия негативного характера.
Отказ – неподчинение требованиям родителей.
Изоляция – стремление избежать контактов с родителями сокрытием информации и действий.
Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей с взрослыми детьми. Детьми, самоопределившимися в жизни, имеющими профессию, семью, живущими с родителями вместе или раздельно. Выделяют ряд сложностей во взаимодействии родителей с взрослыми детьми.
Отсутствие контакта с детьми – непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности. Неуважительное отношение к родителям: постоянные ссоры и конфликты по поводу и без повода. Тревога за детей – вызванная тем, что они живут, не так как должны были бы жить, с точки зрения родителей.
Девиаитное
поведение взрослых детей – нестандартное,
отклоняющееся поведение (алкоголь, наркотики,
азартные игры и т.п.).
Вмешательство в воспитание внуков –
конфликты по поводу «неправильного»
их воспитания. Вмешательство в семейные
дела детей – сложное, возникающие из-за
стремления родителей давать советы и
вмешиваться в личную и семейную жизнь
своих детей.
6. Пути решения семейных конфликтов
Понимая
причины семейных ссор и конфликтов,
и посмотрев их типологию, рассмотрим
пути решения. Прежде всего, для успешного
решения возникающих
Так,
если партнеры легко реагируют на
любое возникающее
Когда семейное общение выливается в соперничество, оно становится не дорогой к сближению, не источником радости, а способом «набрать очки» в нелепом соревновании друг с другом, которое часто кончается разводом. Так что от положительного настроя зависит половина успеха в преодолении напряжения.
В случае возникновения конфликта супруги, как правило, ищут средства, с помощью которых можно было бы его устранить. Выбранные средства приводят к тому, что конфликты либо устраняются, либо усиливаются (вплоть до распада семей), либо сохраняются в течение длительного времени, делая брак нестабильным. Если конфликты исчезли, супруги вправе считать, что нашли верные средства семейного взаимодействия…
Средства, выбираемые человеком для той или иной деятельности, должны оцениваться с нравственных позиций. Поэтому используемые супругами при взаимодействии средства могут рассматриваться как нравственные или безнравственные. Безнравственными являются средства, унижающие человеческое достоинство, разделяющие и разъединяющие людей, ослабляющие их семейные связи и ведущие к конфликтам и разводам. Поэтому, когда супруги прибегают к взаимным упрекам и обвинениям, они загоняют себя в угол. Использование своих специфических преимуществ для оказания давления (экономические, сексуальные и т.п.) так же приводят к увеличению пропасти между супругами. Порой, желая побудить вторую сторону к решению проблемы, первая сторона угрожает уходом к родителям или разводом. Т.о. можно даже подтолкнуть свою семью к распаду. Поэтому, выбирая средства общения с целью коррекции поведения супруга, необходимо соблюдать меру. Эту меру в выборе средств нетрудно почувствовать по тому, усиливается конфликт, ухудшаются отношения между супругами или же конфликт начал сглаживаться.
Что же необходимо сделать?
1. Попробовать установить причину конфликта. Нужно стараться услышать друг друга, правильно понять. Чаще всего причина обрастает несуществующими претензиями и придирками, за которыми не видно истинного смыла конфликта. Ясно сформулированная, искренняя речь – лучший помощник в разрешении конфликта.
2. Конфликт – это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель – установить доброжелательную обстановку в семье, не забывайте об этом ни на минуту. Конфликт, ссора не равна битве. Потому победа здесь не важна, а важно наладить отношения. В связи с этим нельзя допускать личные оскорбления, указания на недостатки. Лучше обсудить ошибки, просчеты, проступки, а не личные недостатки друг друга. Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых, соседей, друзей.
3. В конфликте нужно держаться, существа разногласий, не отвлекаться от обсуждения темы, не пытаться сразу выяснить все проблемы. Может потребоваться много времени для выяснения всех разногласий. Важно понять позицию друг друга.
4. Поиск компромисса. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга. С другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий, довольствоваться надо хотя бы частичной уступкой..
5. Чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.
Попытаемся охарактеризовать основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии. Выделяют следующие типы методик:
Указания - это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье.
Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.
Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.
Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной дискуссии.
Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии.
Формирование умений и навыков. Особенность методик данной группы в том, что перед супругами ставится определенная задача, ему сообщается об умениях или навыках, которые он должен сформировать. Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.
Проигрывание
семейных ролей. Эти методики включают
проигрывание ролей в различного рода
играх, символизирующих семейные отношения
(например, игра в "звериную семью",
в которой участвуют папа-кот и мама-кошка),
"обмен ролями" (игры, в которых родители
и дети меняются местами или супруги между
собой), "живые скульптуры" (члены
семьи изображают различные аспекты своих
взаимоотношений).
Заключение
Под влиянием множества внутренних и внешних факторов семья, как социальный институт, претерпела ряд негативных изменений. Пристальное внимание связанно с ростом количества разводов, а так же увеличением незарегистрированных «гражданских браков» и других сопутствующих проблем. Изменение устоев общества привело к тому, что патриархальная модель семьи была вытеснена эгалитарной моделью. За видимой прогрессивностью равных партнерских отношений, стоит процесс обособления и стремления к независимости супругов друг от друга. В целом семейные отношения в большей степени пропитаны эгоизмом. Это выражается в стремлении, прежде всего, удовлетворить свои желания и потребности, поиск лишь личного удовольствия в семейном кругу и определенную легкость с которой супруги идут на развод при возникновении семейных проблем. Такие изменения в семье, которые характеризуются как кризис в семье, делают семьи более конфликтными.