Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:27, реферат
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Институт партий - результат социально-экономической и социокультурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретной политической системе, характер отношений между ними обусловливаются влиянием этнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии и т. д. Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельной отрасли знания - партологии, изучающей партии и партийные системы.
Партийная система России, как часть политической системы определяется Конституцией Российской Федерации 1993года, но с принятием конституции партийная система не оформилась окончательно. Это было началом ее формирования.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Партийная система………………………………………………………..4
1.1. Межпартийные отношения…………………………………………...5
1.2. Классификация партийных систем…………………………………..6
1.3. Партийная система современной России и начало кризиса………10
2. Политические партии…………………………………………………..11
2.1. Функции политических партий……………………………………..12
2.2. Классификация политических партий……………………………...14
3. Обзор политических партий в современной России………………….17
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...25
Наконец, для атомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий (Малайзия, Боливия).
1.3. Партийная система современной России и начало кризиса
Экономический кризис поставил вопрос о дееспособности российской политической системы, сформированной в последнее десятилетие. Сторонники называют ее «суверенной демократией», противники -- «управляемой демократией» и «авторитарным режимом». Составной, но далеко не главной частью этой системы являются политические партии, которые, однако, не пользуются значительным авторитетом. Только этим можно объяснить тот факт, что обвальное сокращение их количества в последние годы было воспринято обществом с полным безразличием. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис,. Число партий за десятилетие уменьшилось в десять раз, но никаких серьезных протестов по этому поводу со стороны россиян не последовало. Подобное поведение можно было бы объяснить общей пассивностью граждан, но такая точка зрения представляется поверхностной, ибо, когда россиян что-то по-настоящему «задевает», пробуждая протестные настроения, они реагируют эмоционально и решительно.
2.Политические партии и партийная система.
Слово «партия» в переводе с латинского «partio» означает «дело», «часть». Политическая партия – это часть населения, класса, социально-политического слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. Однако в конституциях государств статья о партиях появилась лишь в XX веке.
Партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Партия – это важнейший социально-политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства.
В современных условиях не просто всесторонне раскрыть сущность политической партии, ее место и роль в политической жизни. В мире действуют многие сотни партий (только в России, других странах СНГ в последнее время возник не один десяток республиканских и региональных партий, различающихся по генезису, идеологическим основам, функциям, программам деятельности, принципам и формам организации). В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 разновидностей политических партий, что обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик, определяющих типичный портрет и политическую суть этого феномена.
Партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. М. Вебер определял партию как механизм продвижения к власти лидера, А. де Токвиль – частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека. М.Я. Острогорский, противореча Токвилю, считал партию феноменом, стремящимся подчинить себе все проявления политической активности человека.
2.1. Функции политических партий.
Более конкретно и полно предназначение партии проявляется в ее функциях. Опираясь на мировой опыт, можно назвать такие главные функции этого политического института, как:
1) выявление, обоснование и формирование интересов определенных групп и слоев населения, главным образом тех, которые составляют социальную базу партии;
2) социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о творческом развитии, уточнении политической доктрины;
3) разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения, постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительными и другими общественными организациями и движениями, инициативно участвует в формировании общественного мнения;
4) участие в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности;
5) организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и без использования революционного насилия и т.д.); в условиях реальной демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти;
6) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства;
7) формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы. В силу важности роли в механизме законодательной власти для парламентской фракции характерна, как правило, высокая дисциплина, обязывающая депутатов – членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов.
8) разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учетом их социальной ориентации. Эти отношения могут быть отношениями сотрудничества, партнерства, что во многом зависит от гибкости, смелости руководства партии, его способности к компромиссам. Сложнее складываются отношения между партиями, отвергающими контакты, диалог.
9) для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы, гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия.
2.2. Классификация политических партий.
Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация, которая возможна на основе множества критериев – по программным целям и идеологии, формам организации, методам деятельности и т. п. Например, в марксистской литературе имеет место классификация политических партий по социально-классовому критерию. Согласно ей, в современном мире можно выделить следующие типы политических партий:
1) Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма, различных форм социальных отношений в рамках буржуазного общества. Их различают по конкретным подходам, способам достижения программных целей, определяя как правоконсервативные, центристские и либерально-реформистские. Сторонники марксистского подхода к классификации партий называют партии, принадлежащие к данному типу, «буржуазными». Однако в свете современных реальностей это название нуждается в некоторых пояснениях. В условиях высокой организации трудящихся капиталистических стран буржуазные партии вынуждены не только защищать интересы капитала, но и в большей степени, чем прежде, считаться с интересами наемных работников. Это обусловлено тем, что сегодня без их широкой поддержки невозможно победить на выборах, сохранить преобладающие позиции в системе власти. Это вынуждает партийное руководство учитывать интересы различных слоев трудящихся в платформах своих партий в целях расширения их социальной базы. Ныне ряд буржуазных партий эволюционировали в массовые организации, опирающиеся на различные социальные слои населения, например, Христианско-демократический союз в Германии, Христианско-демократическая партия Италии.
2) Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом, интересы рабочего класса. Это – коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские партии. Общие цели их программ и политики – достижение свободы и равноправия личности, создание социальных гарантий для реализации ее прав и интересов, утверждение в обществе социальной справедливости, реальной демократии, солидарности людей труда; защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации, преодоление отчуждения работника от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства, установление демократического контроля над развитием национального хозяйства с помощью главным образом экономических мер.
3) Партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. По международной классификации их именуют демократическими. Большинство из них исходит из того, что в наибольшей степени интересам средних слоев, мелких собственников отвечает система частного предпринимательства, защищенная государством от грабительских поползновений монополистического капитала, а также защита интересов трудящихся. В силу этого многие партии выступают в союзе не только с либерально-буржуазными организациями, но и с партиями социалистического выбора.
4) Партии, идеология, платформа и практические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольства ущемлением их прав. Именно на такой почве возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс. Сторонники социально-классового подхода считают, что рост националистических настроений возникает из-за нерешенных социально-экономических проблем на территориях проживания этнических групп, пытающихся самоутвердиться в своих политических правах. Нередко стремление найти внешнего или этнического врага с целью взвалить на него вину за социально-экономические проблемы обусловливает эволюцию национал-демократических партий в праворадикальные партии экстремистского толка. К подобным объединениям можно отнести партию «Национальный фронт» во Франции, всевозможные неофашистские и расистские политические формирования в других странах.
5) Особую группу составляют партии, ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются на догматы основных религий. Это православные, католические, протестантские, мусульманские и другие партии. Они активно борются за усиление позиций своей религии в странах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих. В программах этих партий довольно сильно звучат общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего нравственного характера – справедливость, милосердие, духовное самоочищение, добродетель.
3. Обзор политических партий в современной России.
Всероссийская партия «Единство и Отечество» - «Единая Россия»
Зарегистрирована 18 декабря 2001 года. 19 579 членов. Имеет отделения во всех 89 субъектах федерации.
Создана в 2001 году путем слияния «Единства», «Отечества» и «Всей России». В 1999 году движение «Единство» и блок «Отечество – Вся Россия» набрали вместе 36,65% голосов («Единство» - 23,32%, ОВР – 13,33%). Фракция «Единство» состоит из 82 человек, фракция ОВР – из 52. Рейтинг партии в ноябре (по опросам фонда «Общественное мнение», ВЦИОМ и центра «КРАСС») составлял 15,8 - 29%.
Зарегистрирована 6 марта 2002 года. 19 013 членов. Председатель центрального комитета – Геннадий Зюганов. 80 региональных отделений. Создана в феврале 1993 года. На первых думских выборах коммунисты получили 12,4% голосов, в 1995 году за КПРФ проголосовали 22,3% избирателей, в 1999 - м - 24,29%. Фракция состоит из 82 депутатов. Рейтинг – 22 - 31,2%.
Зарегистрирована 12 марта 2002 года. 14 647 членов. Председатель федерального политического совета – Борис Немцов. 61 региональное отделение. В 1993 году из предшественниц СПС, партия «Выбор России», под руководством Егора Гайдара получила 15,51% голосов. В 1995 году партия «Демократический выбор России» с тем же лидером получила только 3,86% голосов. В 1999 году СПС получила поддержку 8,52% избирателей. Фракция состоит из 33 депутатов. Рейтинг – 4 - 10%.
Либерально - демократическая партия России
Зарегистрирована 4 апреля 2002 года. 19 098 членов. Председатель – Владимир Жириновский. 55 региональных отделений. Наибольшего успеха партия добилась в 1993 году – 22,9% голосов. В 1995 году либерал - демократы получили 11,18% голосов. В 1999 году партия, принявшая участие в выборах под названием «Блок Жириновского» (ЛДПР ЦИК снял с выборов), набрала 5,98% голосов. Фракция состоит из 13 депутатов. Рейтинг – 7 - 4,9%.
Зарегистрирована 25 апреля 2002 года. 12 183 члена. Председатель – Григорий Явлинский. 54 региональных отделения. К выборам 1993 года был создан блок «Явлинский – Болдырев – Лукин» («Яблоко»), набравший 7,86% голосов. В 1995 году объединение «Яблоко» набрало 6,89% голосов; в 1999 году – 5,93%. Фракция состоит из 17 депутатов. Рейтинг – 4,9 - 9%.
Зарегистрирована 30 октября 2001 года. 39 293 члена. Председатель – Геннадий Райков (депутат Госдумы, глава группы «Народный депутат»). 65 региональных отделений. Образована в сентябре 2001 года на основе депутатской группы «Народный депутат», состоящей из депутатов - одномандатников (54 человека).
Зарегистрирована 31 мая 2002 года. 41 477 членов. Председатель – Михаил Лапшин. 55 отделений. В 1993 году набрала 7,99% голосов, в 1995 году – только 3,78%. В 1999 году участвовала в выборах в блоке с ОВР.
Зарегистрирована 30 ноября 2001 года. 12 086 членов. Председатель – Михаил Прусак, губернатор Новгородской области. Одна из старейших партий новой России. Образована в 1990 году. В 1993 году получила 5,5% голосов, после этого в выборах не участвовала.