Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита на сегодняшний день прочно утвердилось в политической литературе.
Элита – это те люди, которые занимают руководящие должности в государственных организациях и обладают достаточно большим влиянием для принятия важный решений и решения глобальный проблем.
Введение…………………………………………………………………………....3
1.Политическая элита……………………………………………………………..6
1.1. Функции и трансформация элит ………………………….………………9
1.2. Типология элит ……………………………………………………….......11
1.3. Основные теории элиты …………………………………………………..15
1.4. Методы выявления политических элит…………………………………..22
2. Эволюция политической элиты в как единицы политического строя стран
северной Европы………………………………………………………………. 25
2.1. Швеция: политическая система и политическая элита…………….……30
2.2. Правительство Швеции……………………………………………………33
2.3. Партийная элита Швеции………………………………………………….37
Заключение………………………………………
Согласно предварительным данным, ни одна из двух основных коалиций не сможет в одиночку сформировать правительство большинства, для чего требуется 175 из 349 депутатских мест. Действующий премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт, возглавляющий Умеренную коалиционную партию и Альянс за Швецию, заявил, что не будет предлагать альянс партии Шведские демократы, а попытается создать коалицию с удачно выступившей Партией зелёных из противоположного «красно-зелёного» лагеря. Результаты голосования приведены в приложении №1. Согласно данным шведского Избиркома, правящая коалиция, представленная Партией центра, Народной партией - либералами, Христианско-демократической партией и второй по величине в Швеции Умеренной коалиционной партией, набрала 49,3% голосов избирателей. Это обеспечивает ей 173 мандата из 349 имеющихся в шведском риксдаге.[56]
За оппозиционный красно-зеленый блок в составе трех партий - Левой, Зеленой и крупнейшей в стране Социал-демократической - проголосовали 43,6%, что дает оппозиции 156 мандатов.[57]
Впервые прошла в законодательный орган Швеции националистическая консервативная партия "Демократы Швеции" (SD), которой голоса 5,7% избирателей обеспечили 20 мандатов.
“Шведская партийная система - одна из наиболее стабильных”, - пишет исследователь А.М. Волков.[58] На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 году места в риксдаге заняли представители 5 партий. До 1988 года они неизменно входили в шведский парламент. Самым характерным явлением шведской политической жизни стало длительное пребывание у власти социал-демократов - партии, созданной в 1889 году на широкой базе профсоюзного движения. “Радикализм рабочего движения в Швеции всегда ослаблялся уступками со стороны правительства”, - по словам историка Вейбуля.[59]
Подводя итог, можно заметить, что шведская партийная система за последние два десятилетия в значительной степени потеряла свою уникальность: эпоха доминирования одной партии ушла в прошлое, а ультраправые, как и во многих других европейских странах, получили своих представителей в законодательном собрании. Но, тем не менее, защитниками таких традиционных для Швеции принципов, как самоценность труда и гражданская солидарность, пытаются предстать все партии, включая и «Шведских демократов».[60]
Самым известным в мире шведским политическим деятелем был Улоф Пальме (1927-1986). В 1969-1976 и 1982-1986 он был премьер-министром страны, а с 1969 и до дня своей смерти возглавлял Социал-демократическую рабочую партию. Был убит 28 февраля 1986 в центре Стокгольма. Убийство Пальме до сих пор не раскрыто.
Даг Хаммаршельд (1905-1961) был Генеральным секретарём ООН с 1953 и до дня своей смерти. Выполняя свои обязанности, погиб в авиакатастрофе над территорией Замбии. Он стремился к тому, чтобы ООН играла самую активную роль в решении международных кризисов. Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами.[61]
Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.
Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны.
До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.[62]
В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления - совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).[63]
Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом.
Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, - Объединение предпринимателей Швеции, созданное в 1902.
Важную роль в жизни Швеции играет профсоюзное движение, которое объединяет в своих рядах около 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение профсоюзов Швеции - крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет около 1,2 млн. чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.[64]
Таким образом, парламентаризм одержал победу в Швеции; теперь риксдаг, а не король, решает, каким будет правительство Швеции. После окончания Первой мировой войны в конституцию был внесён ряд поправок, ещё более ослабивших позицию короля и означавших окончательную победу демократии, а значит партийная система является основной политической элитой в стране.
Также можно сказать, что в политической элите Швеции преобладает мужской состав, нежели женский. Члены министерств, партий имеют высшее образование, до занятия должности принимали участие в управлении различными организациями, советами. Шведская политическая элита более компетентна, эффективна, чем российская. Шведские источники не пестрят постоянными заявлениями о коррумпированности властей. Может этим и сказывается уровень развития страны, стабильное и благополучное положение граждан.
Заключение
Так кто же все-таки входит в политическую элиту? Из кого же она состоит?
В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенство), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом.
Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики.
Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это, прежде всего, особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагов реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.
Роль элиты в обществе, в управлении, экономики отражают ее функции:
1) Изучение, анализ и отражение в политических программах и установках интересов различных социальных групп: классов, слоев, наций;
2) Выработка политической идеологии, политических программ и доктрин, конституций, законов;
3) Создание механизма реализации политических замыслов и программ;
4) Осуществление управления, разработка и принятие политических решений;
5) Укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
Просмотрев структуру политической элиты Северной Европы, изменения, произошедшие в ней, её эффективность, взаимосвязь на высшем, и на региональном уровне, выявив особенностей политической элиты Северной Европы, ее состав, можно сделать некоторые выводы.
Североевропейский регион, в состав которого входят Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегия и Исландия) и формально нескандинавская Финляндия, представляет собой в наши дни одну из наиболее развитых во многих отношениях частей нашей планеты. Одной из причин достижений североевропейских стран была постепенная и последовательная демократизация политического строя, начавшаяся еще в XIX в., когда в странах региона утвердились начатки демократической системы, и проводившаяся на протяжении всей первой половины XX в. Важнейшей чертой складывания гражданского общества и демократической политической системы в странах Северной Европы была самоорганизация общества. Политические партии в странах Северной Европы начинают складываться уже во второй половине XIX в.
Первые десятилетия XX века стали для стран Северной Европы периодом демократических реформ. Главным здесь было расширение избирательного корпуса, достигавшееся, прежде всего, путем снижения различных цензов. Важнейшей ступенью в модернизации политического строя стран Северной Европы стали демократические преобразования 1917-1920-х годов.
XX столетие стало для стран Северной Европы периодом совершенствования, укрепления демократических традиций, развития и расширения народовластия, когда все большие слои населения принимали участие в формировании управления своими странами. Это был период укрепления политической культуры основной массы населения и роли политической элиты в обществе.
Современный период в политической структуре Северной Европы я рассмотрела, акцентируя внимание на Швеции.
Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Высший орган законодательной власти - риксдаг. Высший орган исполнительной власти - правительство. Глава государства - король Карл XVI Густав. Король, который, возможно, более чем другие, и надо признать, немногие современные монархи, помог создать новый тип монархии - демократическую монархию. Большим вкладом Густафа VI Адольфа в историю Швеции было то, что во время его правления он сумел трансформировать монархию в соответствии с изменениями в современном шведском обществе и таким образом создать условия для сохранения монархии в Швеции и членов династии Бернадотов на шведском троне. Согласно новой конституции обязанности короля носят в основном представительский и церемониальный характер.
Глава высшего органа исполнительной власти - Фредрик Рейнфельдт. В Швеции существует также уникальная партия "Альянс за Швецию". Четыре партии буржуазного Альянса - Умеренная коалиционная/Консервативная, Народная либеральная, партия Центра и Христианско-демократическая партия объединились в 2004 году для того, чтобы начать тесное сотрудничество накануне выборов 2006 года и завоевать власть.
Последние парламентские выборы в Швеции прошли 19 сентября 2010 года. Правящая коалиция, представленная Партией центра, Народной партией - либералами, Христианско-демократической партией и второй по величине в Швеции Умеренной коалиционной партией, набрала 49,3% голосов избирателей. Это обеспечивает ей 173 мандата из 349 имеющихся в шведском риксдаге. За оппозиционный красно-зеленый блок в составе трех партий - Левой, Зеленой и крупнейшей в стране Социал-демократической - проголосовали 43,6%, что дает оппозиции 156 мандатов.
Впервые прошла в законодательный орган Швеции националистическая консервативная партия "Шведские демократы".
Таким образом, можно сказать, что парламентаризм одержал победу в Швеции; теперь риксдаг, а не король, решает, каким будет правительство. После окончания Первой мировой войны в конституцию был внесён ряд поправок, ещё более ослабивших позицию короля, а значит партийная система является основной политической элитой в стране.
Также можно сказать, что в политической элите Швеции преобладает мужской состав, нежели женский. Члены министерств, партий имеют высшее образование, до занятия должности принимали участие в управлении различными организациями, советами. Шведская политическая элита более компетентна, эффективна, чем российская. Шведские источники не пестрят постоянными заявлениями о коррумпированности властей. Может этим и сказывается уровень развития страны, стабильное и благополучное положение граждан.
Одной из важных особенностей политического развития в странах Скандинавии (кроме Финляндии и Исландии) было сохранение старинного института монархии. Скандинавы видели в монархии стабилизирующий фактор.
Страны Северной Европы – именно они являются наиболее стабильными и богатыми и при этом наиболее социально защищенными, даже среди стран самой Европы. Не стоит, наверное, преувеличивать роль аристократии и элиты, особенно наследственной, но факт остается фактом. Совершенность политической системы Северной Европы, эффективная политика элиты – причины такого передового развития в этих странах.
Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.
Одним из ключевых признаков настоящей элиты в любом здоровом обществе является признанность данной элиты, со всеми ее плюсами и минусами, широкими слоями общества. Эта признанность, как правило, основана на общеизвестных достижениях, или «успехах служения» этой элиты обществу, то есть на оценке обществом совокупности выборов и поступков представителей этой элиты.
Информация о работе Политическая элита стран Северной Европы