Политическая концепция Ленина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

Оценивая политические взгляды исторических личностей, нельзя не учитывать опыт давних лет, хотя бы потому, что они оставили большой отпечаток в истории.
Нельзя и отрицать того, что среди всех коммунистических вождей, Ленин занимает одно из ведущих мест, в связи с этим, изучение и анализ теоретических учений Ленина представляет особый интерес т.к. он являлся идеологом революции, а его политические взгляды вошли в историю советского государства.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Политические взгляды В. И. Ленина в трудах, созданных до революции 1917г.…………………………………………………………………..6
Учение Ленина о партиях………………………………..…….6
Как решает Ленин национальный вопрос……………………7
Учение Ленина об империализме……………………………10
Глава 2. Политические взгляды В. И. Ленина в работах, созданных после революции 1917г………………………………………………………………….16
2.1. Ленин В.И. о социалистической революции и государстве…………………………………………………………………….......16
2.2. Ленинский план построения социализма в России………………18
2.3. Ленин о кооперации (1923г.)………………………………………..19
Заключение ………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

кр ипу1.docx

— 159.06 Кб (Скачать документ)

Всего больше кричат против "ассимиляторства" российских ортодоксальных марксистов еврeйские националисты в России вообще, бундовцы в том числе, в особенности. Между тем, как видно из вышеприведенных данных, из 10 1/2 миллионов еврeев во всем мире около половины живет в цивилизованном мире, в условиях наибольшего "ассимиляторства", тогда как только несчастные, забитые, бесправные, задавленные Пуришкевичами (русскими и польскими) еврeи России и Галиции живут в условиях наименьшего "ассимиляторства", наибольшего обособления, вплоть до "черты оседлости", "процентной нормы" и прочих пуришкевических прелестей.

Вопрос о лозунге "национальной культуры" имеет для марксистов громадное значение не только потому, что он определяет идейное содержание всей нашей пропаганды и агитации по национальному вопросу в отличие  от пропаганды буржуазной, — но и  потому еще, что целая программа  пресловутой культурно-национальной автономии построена на этом лозунге.

1.3. Теория империализма В. Ленина

Ленин многое почерпнул из работы Гильфердинга, так же как из работ некоторых либеральных экономистов, например Гобсона, при написании в начале Первой мировой войны в 1914 г. своей работы «Империализм как высшая стадия капитализма». Как и Гильфердинг, он начинает с вопроса концентрации капитала – учреждения трестов, картелей, холдинговых компаний, т.е. банковской концентрации, и появления финансового капитала, для того чтобы охарактеризовать структурно новое на этой стадии капитализма.

В отличие от капитализма, основанного на свободной конкуренции, который концентрировался на экспорте предметов потребления и не интересовался их потребителями, монополистический капитализм, основанный на экспорте капитала, не может быть безразличен к собственным должникам. Он должен гарантировать «нормальные» условия платежеспособности, без которых его ссуды обернулись бы потерями, – в том числе и через формы экономико–политического контроля над странами, в которые инвестирован капитал.

Ленинский анализ империализма дополняется глубоким исследованием  противоречивой, диалектической природы  монополистического капитализма, который  на определенном этапе сдерживает конкуренцию, чтобы снова возобновить ее на более высоком уровне. Обращаясь  при анализе отношений между  империалистическими странами к  закону неравномерного развития, Ленин  показывает, что империалистический раздел мира может носить лишь временный  характер, и за ним неизбежно последует  обострение борьбы в виде империалистических войн для утверждения нового баланса  сил.

В крупном плане ленинскую  теорию империализма можно свести к  следующим основным положениям:

1.                 Империализм есть капитализм в новейшей стадии его развития, «итоговая картина всемирного капиталистического хозяйства», есть империалистический капитализм, в котором сверхконцентрация промышленного производства служит основой перерастания конкуренции в монополию. «…Свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведет к монополии».

Таким образом, империализм  или империалистический капитализм есть монополистический капитализм.

2.                 В центре империализма – власть финансового капитала.

По Ленину, империализм  есть такая концентрация банковского  капитала, которая создает «трест банков», управляющий всем капиталистическим  хозяйством. Появление подчинения промышленного капитала банковскому, «сращивание банковского и промышленного капитала», по меткому выражению Н.И. Бухарина, и определяет превращение банковского капитала в финансовый капитал.

Стоит отметить, что финансовый капитал сразу же заявил о себе как финансовая капиталовласть, лежащая в основе монополизации капиталистического хозяйства. Если воспользоваться «теорией капиталократии», то можно сказать, что становление империализма сразу же проходило как становление империализма финансовой капиталократии, управляющей монополией капиталистического хозяйства.

Ленин замечает: «Между немногими  банками, которые в силу процесса концентрации остаются во главе капиталистического хозяйства, естественно все больше намечается и усиливается стремление к монополистическому соглашению, к  тресту банков. В Америке не девять, а два крупнейших банков, миллиардеров Рокфеллера и Моргана, господствуют над капиталом в 11 миллиардов марок».

Таким образом, империализм  есть монополия финансового капитала над всем капиталистическим хозяйством, порождающая финансовую капиталократию.

3.                 Империализм есть такая стадия в развитии капитализма, в которой акционирование капитала становится ведущей формой его организации и основой управленческой мощи финансового капитала.

Ленин, со ссылкой на исследования немецкого экономиста Геймана, показывает как контрольный пакет акций финансового олигарха через иерархию сетей связей банковского и промышленного капиталов дает огромную власть. «Финансовый капитал, концентрированный в немногих руках и пользующийся фактический монополией, берет громадную и все возрастающую прибыль от учредительства, от выпуска фондовых бумаг, от государственных займов и т.п., закрепляя господство финансовой олигархии, облагая все общество данью монополистам».

4.                 Империализм всегда был сущностью капитализма.

Он проявился в двух «волнах» колонизации стран мира: вначале в «волне» испано-португальской  и голландской колонизации мира, а затем в «волне» англо-французской  колонизации.

Но империализм как  высшая стадия капитализма есть особый тип империализма, связанный с  господством «монополитических союзов крупных предпринимателей», ведущих погоню «за источниками сырья во всем мире», – отмечает В.И. Ленин. «Колониальная политика и империализм существовали и до новейшей ступени капитализма, – замечает он, – и даже до капитализма. Рим, основанный на рабстве, вел колониальную политику и осуществлял империализм. Но «общие» рассуждения об империализме, забывающие или отодвигающие на задний план коренную разницу общественно-экономических формаций превращаются в пустейшие банальности или бахвальство, вроде сравнения «великого Рима с великой Британией». Даже капиталистическая колониальная политика прежних стадий капитализма существенно отличается от колониальной политики финансового капитала. Основной особенностью новейшего капитализма является господство монополистических союзов крупнейших предпринимателей. Такие монополии всего прочнее, когда захватываются в одни руки все источники сырых материалов…».

5.                 Империализм есть высшая стадия капиталистического паразитизма

Его характеристикой является появление целых «государств-рантье». Поэтому удержание господства финансового  капитала с всё более глобализирующимся потреблением ресурсов мира сопровождается экспансией насилия и реакции. Ленин замечает, что империализм политически есть «стремление к насилию и реакции».

Последующая волна перехода ряда капиталистических стран к  фашизму в 1920–1940 гг., который есть крайняя степень империалистических насилия и реакции, подтвердила эту оценку Ленина.

«Империализм есть эпоха  финансового капитала и монополий, которые всюду несут стремления – к господству, а не к свободе. Реакция по всем линиям при всяких политических порядках, крайнее обострение противоречий и в этой области – результат этих тенденций. Особенно обостряется национальный гнет и стремление к аннексиям, т.е. к нарушению национальной независимости», – формулирует итоговую оценку Ленин.

6.                 Империализм есть империалистическая глобализация капитализма.

Хотя Ленин термином «глобализация» не пользуется, но эта характеристика в форме создания господства «монополистических союзов крупных предпринимателей», ведущих погоню «за источниками  сырья во всем мире» как бы неявно присутствует, присутствует в той  интенции империализма, которая развернулась в процессе новой волны империалистической глобализации в конце ХХ – в  начале XXI веков, источником которой  выступают структуры мировой  финансовой капиталократии со своей «столицей» в США.

Империализм, по Ленину, с  одной стороны есть стадия капитализма  «с разделом мира между союзами капиталистов», а, с другой стороны, есть война за передел мира. Финансовый капитал  в буквальном, можно сказать, смысле слова раскидывает свои сети на все  страны мира. Большую роль играют при  этом банки, учреждаемые в колониях, и их отделения».

Это положение дало основание  Ленину ввести понятия «единого, всемирного треста», который распоряжается  движением мирового капитала, вывозом  капитала в страны, где труд стоит  дешевле, чем в метрополиях.

7.                 Империализм есть новый тип экономической колонизации (через вывоз финансового капитала и установление диктатуры финансовой капиталовласти капиталистических монопольных групп над ресурсами стран мира), которая надстраивается над силовыми (неэкономическими) формами колонизации. «…При капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр. кроме как учет силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т.д.».

8.                 Империализм, таким образом, есть такая стадия развития капитализма, на которой становление 5-ти его основных сущностных признаков, по Ленину, закончилось:

1) концентрация производства  и капитала, дошедшая до такой  высокой ступени развития, что  она создала монополии, играющие  решающую роль в хозяйственной  жизни;

2) слияние банковского  капитала с промышленным и  созданием, на базе этого «финансового  капитала», финансовой олигархии;

3) вывоз капитала, в отличие  от вывоза товаров, приобретает  особо важное значение;

4) образуются международные  монополистические союзы капиталистов, делящие мир;

5) закончен территориальный  раздел земли между крупнейшими  капиталистическими державами.

Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось  господство монополий и финансового  капитала, начался раздел мира между  международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими  капиталистическими странами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политические взгляды В. И. Ленина в работах,

созданных после революции 1917г.

2.1. Ленин В. И. о социалистической революции и государстве

К главной работе Ленина в этой области - «Государство и революция» - примыкает его лекция «О государстве», прочитанная 11 июля 1919 г. в Свердловском университете. Чтобы в дальнейшем не обращаться к оценке этой лекции, скажем лишь, что ее уровень не превышает гимназического урока. Это - образец фразеологии вроде того, что государство есть машина, дубинка. В ней все многообразные и богатые по содержанию концепции происхождения государства сводятся к его теологическому обоснованию.

Содержание «Государства и революции», сплошь напичканное фразами о насилии, свидетельствует о том, что ленинские идеи - это утопия, плохая и злая утопия. Такого государства, как государство диктатуры пролетариата, описанное в этом сочинении, не было, нет и не может быть. Было 75 лет государство, не имеющее аналогов в истории, государство, в основе которого лежали беззаконие и произвол.

Все затмили идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Содержание главного ленинского труда о государстве - брошюры «Государство и революция» - тоже не есть целостная теория государства. Это лишь совокупность весьма отрывочных идей, покоящихся на марксо-энгельсовских цитатах и комментировании их. И никакого конкретного плана будущего государственного устройства. Метод работы Ленина таков. Он брал у Маркса и Энгельса «готовые истины» и подгонял к ним те или иные фразы, положения, чтобы они эти «истины» подтверждали. Он верил в «Ветхий завет» марксизма в виде «Манифеста Коммунистической партии» и нескольких иных марксо-энгельсовских сочинений и занимался главным образом его комментированием. Эти комментарии, в свою очередь, стали «Ветхим заветом» большевизма, ленинских идей о государстве в предоктябрьский период. Дальнейшее их развитие, интерпретации или переинтерпретации (составили «Новый завет» большевизма (послеоктябрьские работы В.И. Ленина), осуществленный кнутом, дубинкой, всеми теми средствами, которые Ленин приписывал буржуазному государству.

Классовая борьба - главный исток идеи Ленина в сочинении «Государство и революция».

Догма первая и главный исток  идей Ленина о государстве в его  сочинении «Государство и революция» - классы и классовая борьба, которая  должна привести к диктатуре пролетариата. Идея классов и их борьбы была известна до Маркса и Ленина. Она восходит к глубокой древности и ясные очертания приобретает в трактатах Платона. Но к идее классовой борьбы, развитой Сен-Симоном и др., добавлялась центральная мысль, что борьба классов сопровождается одновременно и их сотрудничеством, их солидарностью. И этим обусловлена целостность государства, которое именно благодаря взаимодействию и солидарности классов сцепляет и скрепляет общество с различными классами, и потому оно живет и функционирует.

Идеи классовой борьбы, насилия, классовой ненависти, диктатуры  пролетариата направлены против общечеловеческих ценностей. И вполне понятно, что  диктатура пролетариата вместе с  террором неизбежно выдвигает на политическую арену диктатора. Диктатура - это государство без стабильных законов, это полицейский политический режим, при котором закон есть каприз диктатора. И эта идея развита и по-своему «обоснована» Лениным уже в 1917 г. Не случайно, что как до октябрьского переворота, так и после него Ленин многократно восторженно ссылался на якобинскую диктатуру, как на непременную модель политической революции. В канун октябрьского переворота мы встречаемся с настоящей апологией якобинства, якобинского насилия и террора. Так, в статье «Переход контрреволюции в наступление», опубликованной в «Правде» 10 июня (28 мая) 1917 г., Ленин видит величие настоящих якобинцев в том, что они были с народом, что они не боялись объявлять «врагами народа именно представителей редакционного, эксплуататорского меньшинства народа своего времени...

Информация о работе Политическая концепция Ленина