Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:20, реферат
Под политической системой понимается совокупность государствен¬ных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени поня-тие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компо-ненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политическо-го режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической сис-темы (президентская, парламентская).
План:
1) Понятие политической системы
2) История проблемы.
3) Структура политических систем
4) Типы политических систем.
5) Функции политических систем.
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Выполнил: студент 1 курса
Калининград
2003
Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»
План:
1) Понятие политической системы
2) История проблемы.
3) Структура политических систем
4) Типы политических систем.
5) Функции политических систем.
Понятие политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).
Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:
- состоит из многих частей;
- части составляют единое целое;
- система имеет границы.
История проблемы.
Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними.
Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.
Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия "система" и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.
Система - это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Универсальными признаками существования системы являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостности, свойство внутреннего взаимосоответствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами.
Сама теория систем начала активно формироваться на Западе с конца XIX века:
- в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно на уровне биологических организмов;
- в кибернетике;
- в социологии;
- в теории управления производством;
- позднее в "менеджеризме" в экономике.
В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области можно отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др.
Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было только начало. Основателем же теории политической системы является американский политолог Д.Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить так:
- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе;
- политическая система имеет "реагирующий" и "саморегулирующий" потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;
- политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;
- политическая система - это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды.
- политическая система может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" факторами.
Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие" факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный.
Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы - поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация.
Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы.
Нелегитимные. антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.
Па выходе системы располагаются "исходящие", легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов; законодательные акты, постановления и т. п. Обычно эти импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.
Па выходе организуется и проведение принятых политических решений в жизнь. То есть политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности. Не занимаясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организации дела.
Однако модель Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политической системы и ее внутренние противоречивости. Истон сосредотачивает внимание на авторитарном распределении ценностей.
Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального анализа, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказуя.
Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются. Политическая система - это система окультуривания масс, механизм переработки требований в решения.
Структура политических систем
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.
Рассмотрим структуру политической системы - атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.
Так, П. Шаран элементами политической системы называет: власть, интересы, политику, политическую культуру. В то же время под "структурой" он подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из которой и складывается политическая система. Одной из основных единиц политических систем является политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует ролевую структуру.
Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической системы выделяют относительно большое количество людей, граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым компонентом политической системы является категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они - основа политической власти. Третий компонент - режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и основные ценности, регулирующие работу системы. Четвертый компонент - территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие "политическое пространство".
Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также неофициальные факторы:
а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;
б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.
Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, может, поэтому названо "основами политики".
Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики". Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:
- окружающая среда (внутренняя и международная) - это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;