Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………....3
Понятие политической системы………………………………………………...4
История проблемы……………………………………………………………….5
Структура политических систем………………………………………………..9
Типы политических систем………………………………………………….…12
Функции политических систем………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

politologia.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2003

 

 

 

 

СОДЕРЖАЕИЕ

 

Ведение…………………………………………………………………………....3

Понятие политической системы………………………………………………...4

История проблемы……………………………………………………………….5

Структура политических систем………………………………………………..9

Типы политических систем………………………………………………….…12

Функции политических систем………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список используемой литературы…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем  «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о «партиях горы и равнины» в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание.

 

Понятие политической системы

 

Под политической системой понимается совокупность государствен­ных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени поня­тие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компо­ненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политическо­го режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической сис­темы (президентская, парламентская).

Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие харак­теристики:

-  состоит из многих частей;

-  части составляют единое целое;

-  система имеет границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История проблемы.

 

Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были сфор­мулированы теоретические положения о политической организации обще­ства. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со вто­рой половины 60-х годов появились философско-социологические исследо­вания этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система полити­ческих отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государст­венные и общественные организации, а все без исключения виды коллектив­ности людей и все отношения между ними.

Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая систе­ма". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политиче­ской организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. На­учное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изу­чение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка поня­тия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.

Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, ос­тановимся кратко на интерпретации понятия "система" и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

Система - это множество закономерно связанных друг с другом эле­ментов, представляющее собой определенное целостное образование, един­ство. Универсальными признаками существования системы являются взаи­мосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной цело­стности, свойство внутреннего взаимосоответствия, способность сохра­няться и вступать в отношения со средой и другими системами.

Сама теория систем начала активно формироваться на Западе с конца XIX века:

- в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно на уровне биологических организмов;

- в кибернетике;

- в социологии;

- в теории управления производством;

-  позднее в "менеджеризме" в экономике.

В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области можно отметить плодотворные попытки В. Г. Афа­насьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение поли­тической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации об­щих целей. Но это было только начало. Основателем же теории политиче­ской системы является американский политолог Д.Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить так:

- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых   распределяются ценности в обществе;

- политическая система имеет "реагирующий" и "саморегулирующий" по­тенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;

- политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;

-  политическая система - это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды.

-  политическая система может сохранять устойчивость при наличии соот­ветствующего баланса между "входящими" и "исходящими" факторами.

Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие" факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый реше­ниями. Характер требований самый разнообразный.

Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений); соблюде­ние законов и директив государственной власти; активное участие в поли­тической жизни; почтительное отношение или уважение к власти, государ­ственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной под­держки политическая система не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы - поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импуль­сами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях поли­тическая система перестает оптимально реагировать на поступающую соци­альную информацию и может наступить ее стагнация.

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, за­висит в значительной степени от типа политической системы.

Нелегитимные. антидемократические, тоталитарные системы, напри­мер, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выраже­ние недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под сомнение справедли­вость требований населения и подавляют их различными средствами. Леги­тимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетво­рять их запросы и нужды.

Па выходе системы располагаются "исходящие", легитимные, обязы­вающие политические решения, действия по их реализации. Продукты дея­тельности политической системы могут приобретать разные формы и со­держание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов; законо­дательные акты, постановления и т. п. Обычно эти импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической систе­мы могут быть ответом на требования населения.

Па выходе организуется и проведение принятых политических реше­ний в жизнь. То есть политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности. Не занимаясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во мно­гом зависит от организации дела.

Однако модель Истона не раскрывает внутренней структуры и спе­цифики функционирования отдельных элементов самой политической системы и ее внутренние противоречивости. Истон сосредотачивает внимание на авторитарном распределении ценностей.

Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального ана­лиза, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдви­гает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в поли­тическую систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к со­трудничеству и согласию, поощряя и наказуя.

Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются. Политиче­ская система - это система окультуривания масс, механизм переработки тре­бований в решения.

Структура политических систем

 

Современным политическим системам присуща структурная диффе­ренциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для при­митивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой диф­ференциации: специализированные структуры там выполняют и политиче­ские функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.

Информация о работе Политическая система