Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:46, реферат
В современном мире крайне важно самостоятельное участие личности в политике и предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают политическому субъекту эффективно осуществлять его политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенными политическими опытом и культурой, они проибретают их на протяжении всей своей жизни. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть
1. Сущность политической социализации………………………………………6
2. Этапы политической социализации………………………………………….9
3. Институты политической социализации…………………………………….11
4. Типы политической социализации…………………………………………..13
5. Ценностные политические ориентации современного российиского общества………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Институты политической социализации.
Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности. Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д. К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.
Важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества. В последние годы появились требования студентов изменить программу обучения, поставить ее под контроль самих студентов, предоставить им право участвовать в управлении университетами и институтами. Чрезвычайно важным является тот факт, что студенты требуют введения новых курсов под их контролем, курсов, которые бы давали ответ на злободневные вопросы, объективно освещали бы проблемы современности, политические события в стране. Студенты не ограничиваются в своих требованиях лишь областью образования. Радикальное студенческое движение несколько лет назад бросило вызов существующей системе в целом и отвергло основные ценности, на которых покоились тоталитарное общество и требовало проведения социально-экономических и политических реформ. Однако, сегодня значительная часть студенчества отвергает и многие из основных ценностей, на которых базируется нарождающийся российский бизнес отношение между нанимателем и нанимаемым, погоню за наживой, несмотря на представления о привлекательности некоторых видов деятельности. Молодые люди приходят к убеждению, что бизнес слишком своекорыстен и слишком мало заинтересован в развитии общественного благосостояния.
К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации. Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты (4).
Типы политической социализации.
В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.
Гармонический тип социализации предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Нечто подобное мы можем наблюдать в британо-американской культуре. Власть и индивид, как правило, привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям более или менее безболезненно входить в политическую жизнь.
В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Здесь наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы или партии. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т.д.), и высокому уровню жизни большинства социальных групп. Приверженность идеалам либерализма обеспечивает способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий (1).
Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. В этих обществах высока степень политического населения из-за значительной культурной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур.
Западные авторы еще выделяют гегемонистический тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), какой-либо определенной религии (скажем, ислама) или политической идеологии (к примеру, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые антагонистичны в отношении иных ценностей. Так, осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы (5).
Ценностные политические ориентации современного российского общества.
Особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь в переходных обществах (подобно России), которые характеризуются размытостью политических норм и ценностей, т.е. аномией. До 80-х годов 20 века в советской России доминировал гегемонистический тип политической социализации, связанный с активным противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС – представляли механизмы единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности тотального контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными группами осуществлялось на отличных от коммунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести творческую интеллигенцию, работников торговли, внешнеторговцев, дипломатов и т.д.
Крушения монополии КПСС на власть и коммунистической идеологии как государственной, официальной в начале 90-х годов привело к ликвидации прежней систем политической социализации. Российское общество находится в состоянии аномии (безнормости), когда старая система ценностей дискредитирована (хотя на нее ориентируются значительные группы населения), а новые демократические политические ценности пока не вошли в массовое сознание и поведение. Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, причес часто конъюнктурные и эгоистичные. К примеру, институт семьи являтся сегодня слишком неустойчивым образованием, а его члены – политически наивными, чтобы оказывать существенное влияние на формирование политических предпочтений ребенка. Детские, юношеские и молодежные организации сами переживают экономический и идеологический кризис и не имеют возможности серьезно заниматься политическим воспитанием. Да и проблема «Что составляет цель воспитания?» пока остается нерешенной.
Отсутствие гражданского общества в России делает пока малоэффективной в качестве института социализации зарождающуюся партийную систему. Партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьезной политико-воспитательной работой среди масс.
Наибольшие возможности формирования политический предпочтений индивидов концентрируется в руках средств массовой информации (СМИ). Однако в условиях рынка, когда существование печатных негосударственных СМИ зависит от тиража, а сами газеты и журналы являются собственностью трудовых коллективов, их прямое назначение видоизменяется. Чтобы выжить, СМИ больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями, скандалами, способными привлечь новых читателей. Государственные средства массовой информации – как печатные, так и электронные – довольно односторонне освещают события в стране, завышая результаты реформ. Они отрабатывают социальный заказ правящей элиты.
Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, радио, телевидения, партий, а их экономическим положением. В этих условиях наиболее мощным фактором политичсекой социализации оказываются конкретные экономические (например, курс доллара) и политические события, которые изменяют положение индивида (1).
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в России. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Россия существует теперь в новых границах, экономический потенциал ее заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов россиян. Обнищание значительной части населения, ослабление законности и правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают уважение граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Растет разрыв между гражданами и государством, между разными группами населения, наконец, между поколениями россиян. В этих сложных условиях возникает ряд вопросов. Что может объединить граждан страны? Как помочь им преодолеть чувство политического бессилия, бессмысленности участия в политической жизни? Как воспитывать у них активную жизненную позицию, чувство гражданского долга? Очевидно, необходимо детально исследовать основные направления формирования политической культуры и на основе полученных знаний разработать действенную систему воспитания гражданских качеств личности. Известно, что воспитание гражданина - основа демократической системы. Соединенные Штаты Америки, например, добились немалых реальных успехов по реализации на практике идей и принципов политической культуры гражданина, успешно воспитывая у американцев чувство гордости за свою страну, готовность служить ее процветанию. В советской России в условиях однопартийности действовал жесткий идеологический контроль, осуществлялось однонаправленное политическое образование. Шло формирование авторитарного подданнического сознания, а политическое участие граждан носило в значительной степени ритуальный характер. Утратила ключевое положение в воспитании нового поколения семья. Социализирующие функции были в значительной степени переданы специализированным институтам воспитания и образования (детские дошкольные учреждения, школы, интернаты, пионерские лагеря и т. д.). Но и в этих условиях советские люди проявляли высокие образцы служения Отечеству, патриотизм и самоотверженность, особенно в годы Великой Отечественной войны. "Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни",- писал Платон. То же мы находим и у Ф. Ларошфуко: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет". От своих родителей дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родной земле. "Любовь к родине начинается с семьи",- отмечал английский философ Ф. Бэкон. В России семья как социальный институт переживает нелегкие времена. Передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения. Молодежь с присущим ей максимализмом стремится вырваться из-под "власти отца" и в семье, и в обществе. Молодое поколение лучше адаптируется к новым социально-политическим реалиям, и происходит разрыв поколений. Стабильность социально-политического развития страны возможна лишь в сочетании новаций и традиций как взаимосвязанных сторон культуры общества. В противном случае Россия в очередной раз может пережить национальную трагедию. Чрезвычайно важна для политической социализации школа. Так, всемирно известный американский поэт У. Уитмен, подчеркивая роль школы в воспитательном процессе, писал: "А ты, Америка, Думаешь ли ты о своем сегодняшнем дне? Думаешь ли о будущем - темном иль светлом, добром иль злом? Оно в глазах детей, в учителях и в школе". За последнее десятилетие формировавшаяся долгие годы система школьного и внешкольного образования разрушилась. Мало осталось детских кружков, студий. Практически бездействуют некогда массовые детские и молодежные организации, занимавшиеся ранее патриотическим воспитанием молодого поколения. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе. Образовавшийся вакуум породил безнадзорность и беспризорность детей и подростков, привел к чудовищному росту преступности, к наркомании среди подростков (согласно статистике, и среди детей младшего школьного возраста) и т. д. Все это заставило всерьез задуматься над возникшими проблемами. Кое-где уже восстанавливается деятельность детских и юношеских организаций. Возрождается традиция скаутского движения. Под эгидой МВД и армейских подразделений начали действовать военно-спортивные и военно-патриотические лагеря, в том числе и для трудных подростков. Лидеры детских организаций, учителя, воспитатели в лагерях оказывают немалое влияние на формирование личности ребенка. При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников может существенно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формировании у подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданы новые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс "Граждановедение". Политической наукой уже накоплен немалый опыт по изучению эффективности политической социализации детей. Доказано, что полученные в детстве знания о политике оказывают существенное влияние на будущие воззрения и политическое поведение индивидов, а значит, и на функционирование политической системы общества в целом. Уже в детском возрасте складывается разное личное отношение к политике - либо как к процессу борьбы за господство, в ходе которой приемлемы самые разные методы и средства и возможны уступки в вопросах морали, либо как к законопослушному поведению и легитимной деятельности (возможно и формирование аполитичной личности). В России всегда большую роль играла армия. Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине. При активном участии воинских частей в стране возрождаются военно-исторические клубы. Ряд политиков заявляет о необходимости возрождения системы военно-патриотического воспитания. Реформирование армии, отказ от использования ее при разрешении внутренних конфликтов, обращение к героическому прошлому страны, образам выдающихся отечественных полководцев, многочисленным примерам беспредельного мужества защитников Отечества - все это должно сыграть положительную роль. Важно, чтобы в результате всех преобразований военнослужащие - от солдата до маршала - чувствовали себя полноправными гражданами своей страны, несущими ответственность за ее судьбу. В настоящее время восстанавливается в армии институт священников. Православная вера (православие для нашей страны - вера большинства) не только благословляет воинскую службу, но и обязывает нести ее достойно, учиться хорошо владеть оружием и, если потребуется, надежно защищать Отечество. Православная церковь всегда причисляла воинов, защитивших Родину ценой своей жизни, к сонму мучеников и святых. Такие известные духовные наставники, как Сергий Радонежский, Гермоген, благословляли воинов на ратный подвиг. Известно немало примеров беззаветного мужества, проявленного служителями церкви в суровые годы военных испытаний. В Московском патриархате существует Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, ведающий вопросами духовного просвещения и образования в армии. Несколько лет назад начали создавать воинские части для верующих христиан. Это, например, гарнизон инженерно-строительных войск в поселке Арсаки, куда направляют служить студентов Духовных академий, Богословского института и семинарий. Подобным образом комплектуются воинская часть в городе Чехове, часть войск связи в Химках. Многие препятствия, сдерживавшие долгие годы роль религиозных объединений в жизни общества, ликвидированы. Церковь получила право диалога с детьми и молодежью. Создано Всероссийское молодежное православное движение Русской Православной Церкви. Отделения этого движения есть в Смоленской и Новгородской епархиях. Русская Православная Церковь, например, четко определила свое место в обществе. Церковь отказалась от участия в политике - она стремится подняться над политической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблем духовно-нравственного возрождения общества. Это встречает живой отклик в умах и сердцах людей. В настоящее время идет напряженный поиск оптимальной модели взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Не удивительно, что вокруг проекта закона РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" летом 1997 года развернулась острая дискуссия. Очевидно, в современных условиях, когда в стране на десятилетия была практически утрачена живая традиция массовой религиозной деятельности, есть необходимость обратиться к мировому опыту. Останавливаться на советской модели взаимоотношения государства и церкви нет необходимости (2).
Заключение.
Наряду с политическими элитами, партиями, социальными и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным первичным политическим субъектом, поскольку из личности состоят классы, нации, партии, политические элиты, профессиональные группы, движения. Наконец, личности – это граждане государства, и в таком качестве они активно взаимодействуют с властью.
Расширение политического участия широких слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. В сложный мир подитики вступают новые поколения, что предполагает формирование у них отношения к политически мцелям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обспечения преемственности политического развития и сохранения целостности социального организма в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется передача политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и, следовательно, как происходит формирование самостоятельного и отвестсвенного политического субъекта (3).
Список литературы.
1. Демидов А., Федосеев А. Основы политологии: Учеб. пособие. – М.:Высш. шк., 1995.
2. Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002.
3. Мухаев Р. Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. – М.: Новая школа, 1996.
4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.
5. Пугачев В. П., Соловьев А. И., Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1999.