Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание

В сфере политической жизни важное место занимают политические идеи. Поэтому мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения государство и связанные с ним формы правления нуждались в оправдании, легитимизации. Идеологии как раз и были призваны выполнять эту задачу. О их значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие иногда называют веком идеологии, поскольку оно прошло под знаком бескомпромиссной борьбы различных идеологических систем.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, структура и функции политической идеологии………………………. 4
2 Основные политические идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм - неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи…………………………………...............

8
3 Разновидности политических идеологий современности:
этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии……………………………............................................


18
Заключение……………………………………………………………………………. 20
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Политические идеологии11.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

     Органическая  концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

     Социализм

     Идея  социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

     При всем различии и многообразии для всех существовавших и существующих учений социалистического толка одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.

     В качестве их замены теоретиками и  практиками социализма предлагаются нетрудовое уравнительное перераспределение доходов, политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов, определение и закрепление государством основополагающих норм и принципов социальной справедливости ("от каждого по способностям - каждому по труду" либо "от каждого по способностям - каждому по потребностям").

     Одной из наиболее радикальных и социально - философски обоснованных версий социализма являются коммунизм и марксизм. Несмотря на существование учений коммунистического толка, предусматривающих насильственный захват власти и переустройство общества на основе уравнительных принципов, до Маркса (бланкизм, бабувизм (учение Г.Бабефа и его сторонников) и др.), в современной политической теории и практике коммунистическую доктрину принято отождествлять с марксизмом. Коммунизм в его марксистской версии подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль "передовых" классов и классовой борьбы в переходе от одной общественно - экономической формации к другой, акцентирует непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом буржуазной "государственной машины" и с установлением диктатуры пролетариата.

     Политическая  практика и опыт "социалистического  строительства" по марксистской модели целого ряда стран выявил целый ряд  недостатков социально - экономического и социально - политического учения Маркса:

     1) Игнорирование реальной природы  человека, естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития (прогресса), который ведет не к упрощению социально - экономических отношений, а к появлению разнообразных социальных интересов, к возникновению новых форм разделения труда;

     2) Монизм - т.е. стремление преодолеть  экономическое (многоукладность), политическое (многопартийность и разделение  властей) и духовное (свобода совести  и идеологический плюрализм) многообразие  в общественной жизни, очевидно тормозящее его естественное развитие;

     3) Признание общественного самоуправления  на всех уровнях (производственном, местном, региональном, общегосударственном)  в качестве идеала общественного  устройства - при этом не учитывается  специфика управленческого труда, требующего специальных знаний и навыков, невозможность всеобщего участия в принятии важнейших решений, а также неизбежность деления общества на управляющих (элиту) и управляемых;

     4) Ставка на принуждение и моральные  (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни неизбежно порождает отчуждение, застой и неэффективность.

     Наиболее  исторически близкая и распространенная в современном мире разновидность (версия) коммунизма - марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В.И.Ленина и его политического "наследника" И.В.Сталина. Основу этого учения, как и в "классическом" марксизме, составляют идеи о победоносной пролетарской революции, сломе буржуазной государственности, установлении диктатуры пролетариата, а также отсутствовавшая у Маркса идея о "партии нового типа" - жестко централизованной и дисциплинированной организации, построенной "под вождя", целью которой является форсированное переустройство общества.

     Однако, многие идеи коммунизма (экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом, как и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям) оказались не только нереализованными, но и утопическими.

     Более жизнеспособными оказались те политические идеи социалистической ориентации, которые  свою цель видели не в радикальном  переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной  трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д.

     Сформировавшаяся  в конце XIX века социал-демократические  идеология отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

     Социал-демократизм - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.  

       Характерные черты социал-демократизма:  

      - материалистическая трактовка общественной жизни; 

      - подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа; 

      - гуманистический характер текущих и конечных целей; 

      - социальный коллективизм.  

       Основные политические идеи:  

     - отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципу демократического парламентаризма;   

     -  ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;   

     -  приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;   

     -  государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;  

     -  приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;  

     ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность. 

     Фашизм

     Под фашизмом понимаются конкретные разновидности  политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-ые - 30-ые гг. нынешнего столетия. Родоначальником идеологии фашизма (по-итальянски "фаши" - связка или пучок прутьев) является итальянский политический деятель, экс-социалист, а впоследствии диктатор и вождь нации ("дуче") Б. Муссолини. Доктрина Муссолини базируется элитарных идеях Платона ("Государство"), Макиавелли и итальянского социолога В. Парето, концепции растворяющего отдельного индивида "государства - организма" Г.- В. -Ф. Гегеля, идее возрождения величия Римской империи, идеологии войны и территориальной экспансии.

     Другая  разновидность фашизма - германский национал-социализм, ведущим идеологом  выступил А. Гитлер. Для него характерны больший вес реакционной мифологии (знаменитый германский миф об "арийской нордической расе", крови и почве), более ярко выраженный, чем в Италии, тоталитарный характер государства, откровенный расизм (вместо культа государственного величия у Муссолини).

     В то же время общими для всех разновидностей фашизма являются следующие идеи:

     1) Идея о преимущественных социальных  и политических правах избранного народа - ариев (индо-германцев);

     2) Из нее вытекает необходимость  политической поддержки государством  культуросозидающих рас (немцы,  англичане и скандинавские народы  германской группы);

     3) Ограничение жизненного пространства  для этносов, "поддерживающих  культуру" (славяне, народы Азии  и Латинской Америки);

     4) Уничтожение культуроразрушающих  народов - "паразитов" (негров, евреев, цыган);

     5) Воспитание нового типа личности, свободного от ограничений разума, от отравляющих волю и естественные властные и агрессивные инстинкты человека "химер" - совести и нравственности, требований личной свободы и независимости;

     6) Из этого вытекает абсолютное  подчинение общества одной идеологии,  одной политической партии и одному вождю (фюреру, дуче).

     Другая, более широкая и современная  версия природы фашизма понимает его не как идеологию, имеющую  определенное идейное содержание, а  как тип политического правления, при котором подавляются демократические  права и свободы, осуществляется массовый террор против противников правящего режима и провозглашается верховенство прав определенного класса, нации или расы. В соответствии с подобным подходом группа экспертов Российской академии наук на основе президентского запроса в 1995 г. сформулировала определение фашизма, соответствующее современной ситуации.

     В соответствии с этим определением, в качестве идейной основы фашизма  могут рассматриваться доктрины, утверждающие превосходство расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, будь то идеологи "привилегированного положения коренного населения", приверженцы "подлинной веры", "класса - гегемона истории". Соглашаясь либо не соглашаясь с подобным определением, необходимо все же отметить его слишком тесную связь с современной российской политической конъюнктурой, а также возможность ее использования с целью подавления деятельности целого спектра движений (леворадикального, национал - патриотического и др.), оппозиционных действующей власти.

 

      3 Разновидности политических идеологий современности: этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии 

     К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также  этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.   

     Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.   

     Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.   

     Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.   

Информация о работе Политические идеологии