Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:35, контрольная работа
В сфере политической жизни важное место занимают политические идеи. Поэтому мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения государство и связанные с ним формы правления нуждались в оправдании, легитимизации. Идеологии как раз и были призваны выполнять эту задачу. О их значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие иногда называют веком идеологии, поскольку оно прошло под знаком бескомпромиссной борьбы различных идеологических систем.
Введение 3
1 Понятие, структура и функции политической идеологии………………………. 4
2 Основные политические идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм - неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи…………………………………...............
8
3 Разновидности политических идеологий современности:
этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии……………………………............................................
18
Заключение……………………………………………………………………………. 20
Список литературы…………………
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.
Социализм
Идея социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.
При всем различии и многообразии для всех существовавших и существующих учений социалистического толка одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.
В качестве их замены теоретиками и практиками социализма предлагаются нетрудовое уравнительное перераспределение доходов, политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов, определение и закрепление государством основополагающих норм и принципов социальной справедливости ("от каждого по способностям - каждому по труду" либо "от каждого по способностям - каждому по потребностям").
Одной из наиболее радикальных и социально - философски обоснованных версий социализма являются коммунизм и марксизм. Несмотря на существование учений коммунистического толка, предусматривающих насильственный захват власти и переустройство общества на основе уравнительных принципов, до Маркса (бланкизм, бабувизм (учение Г.Бабефа и его сторонников) и др.), в современной политической теории и практике коммунистическую доктрину принято отождествлять с марксизмом. Коммунизм в его марксистской версии подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль "передовых" классов и классовой борьбы в переходе от одной общественно - экономической формации к другой, акцентирует непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом буржуазной "государственной машины" и с установлением диктатуры пролетариата.
Политическая практика и опыт "социалистического строительства" по марксистской модели целого ряда стран выявил целый ряд недостатков социально - экономического и социально - политического учения Маркса:
1)
Игнорирование реальной
2)
Монизм - т.е. стремление преодолеть
экономическое (
3)
Признание общественного
4)
Ставка на принуждение и
Наиболее
исторически близкая и
Однако, многие идеи коммунизма (экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом, как и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям) оказались не только нереализованными, но и утопическими.
Более
жизнеспособными оказались те политические
идеи социалистической ориентации, которые
свою цель видели не в радикальном
переустройстве общества на коммунистических
началах, а в обеспечении постепенной
трансформации
Сформировавшаяся в конце XIX века социал-демократические идеология отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.
Социал-демократизм - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.
Характерные черты социал-
- материалистическая трактовка общественной жизни;
- подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;
- гуманистический характер текущих и конечных целей;
- социальный коллективизм.
Основные политические идеи:
- отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципу демократического парламентаризма;
- ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;
- приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;
- государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;
- приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;
- ориентация
на мирное сосуществование различных
государств и их достаточную безопасность.
Фашизм
Под фашизмом понимаются конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-ые - 30-ые гг. нынешнего столетия. Родоначальником идеологии фашизма (по-итальянски "фаши" - связка или пучок прутьев) является итальянский политический деятель, экс-социалист, а впоследствии диктатор и вождь нации ("дуче") Б. Муссолини. Доктрина Муссолини базируется элитарных идеях Платона ("Государство"), Макиавелли и итальянского социолога В. Парето, концепции растворяющего отдельного индивида "государства - организма" Г.- В. -Ф. Гегеля, идее возрождения величия Римской империи, идеологии войны и территориальной экспансии.
Другая разновидность фашизма - германский национал-социализм, ведущим идеологом выступил А. Гитлер. Для него характерны больший вес реакционной мифологии (знаменитый германский миф об "арийской нордической расе", крови и почве), более ярко выраженный, чем в Италии, тоталитарный характер государства, откровенный расизм (вместо культа государственного величия у Муссолини).
В то же время общими для всех разновидностей фашизма являются следующие идеи:
1)
Идея о преимущественных
2)
Из нее вытекает необходимость
политической поддержки
3)
Ограничение жизненного
4)
Уничтожение
5)
Воспитание нового типа
6)
Из этого вытекает абсолютное
подчинение общества одной
Другая,
более широкая и современная
версия природы фашизма понимает
его не как идеологию, имеющую
определенное идейное содержание, а
как тип политического
В
соответствии с этим определением,
в качестве идейной основы фашизма
могут рассматриваться
3 Разновидности политических идеологий современности: этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии
К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологи
Экологополитическая идеол
Религиозно-политические и