Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:51, контрольная работа
Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, действительность, присущие публичным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов - один из бессчетных легенд.
Исследование данной темы очень актуально, т.к. политические конфликты являются составной частью социальной жизни любого общества, значительным фактором, воздействующим на его развитие. Любые изменения в политическом курсе государства, особенно в период его кризисного состояния, вызывают неоднозначное восприятие в обществе и ведут, какм
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие, природа и виды политических конфликтов………….…..4
Заключение……………………………………………………………..11
2. Тест……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Политология
по теме: Политический конфликт
Исполнитель: студент(ка)
Специальность Государственные и муниципальные финансы
Группа
Ф.И.О
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, природа и виды политических конфликтов………….…..4
Заключение……………………………………………………
2. Тест………………………………………………………………….
Список используемой литературы и источников……………………13
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт - объективно-субъективное явление, состояние, действительность, присущие публичным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов - один из бессчетных легенд.
Исследование данной темы очень актуально, т.к. политические конфликты являются составной частью социальной жизни любого общества, значительным фактором, воздействующим на его развитие. Любые изменения в политическом курсе государства, особенно в период его кризисного состояния, вызывают неоднозначное восприятие в обществе и ведут, как правило, к росту числа конфликтов. В таких условиях серьезному испытанию подвергается целостность общества и устойчивость государственной системы. Этим обуславливается необходимость глубокого анализа конфликтов, особенно в обществах переходного типа, когда идет болезненный процесс изменения его качественного состояния.
1. ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределения, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Предметом политического конфликта всегда является власть. И он как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт — это, во-первых, такое столкновение интересов субъектов политики, результатом которого является противоборство этих субъектов (или объектов). Во-вторых, конфликт – это такая степень развития противоположности интересов субъектов политики, которая требует обязательного разрешения. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Сторонами политического конфликта являются индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.
У каждой из сторон политического конфликта существует своя иерархия ценностей, которая может быть строгой и нестрогой. Строгая иерархия ценностей скорее приводит к конфликту, поскольку формирует бескомпромиссную позицию в противостоянии, нестрогая иерархия ценностей допускает возможность компромисса как наиболее приемлемой формы разрешения политического конфликта.
Политические конфликты могут быть насильственными и ненасильственными, доминантными или рецессивными, контролируемыми и не контролируемыми, разрешимыми и неразрешимыми. Крайне нежелательным типом политического конфликта является война, насильственное столкновение субъектов политики, ведущее к человеческим жертвам.[1]
Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Решающей причиной политических конфликтов является группа объективных социальных факторов. Сюда можно отнести реально существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, а другие отделены от власти. Такое размежевание и противостояние позиций, интересов, потребностей в осуществлении властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп, организаций, партий и т. п.
Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, целостных ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют качественно различные представления о путях реформирования политической системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем острота политического конфликта определяется не только масштабами и силой противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью, эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующей системы власти.
Третьим детерминантным узлом, обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых идентификаций
Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе, заключен в самой политической системе современного общества, в свойственной ей организации государственной власти, где исполнительная власть конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу относятся такие конфликтные разновидности:
- между законодательной и исполнительной властью;
- между государственно-правовой системой и политической оппозицией, стремящейся эту систему изменить;
- между государством и отдельным политическим институтом;
- между государством и личностью.
Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений.[2]
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Из вышеперечисленного можно подвести итог, что причинами конфликтов являются:
- Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
- Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
- Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
- Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
- Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
- Зависть.
- Ненависть.
- Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.
Политические конфликты весьма разнообразны. Они различаются по субъектам, по числу участвующих в них людей, по глубине, по сфере проявления, по направлениям своего развития и последствиям для функционирования и развития субъектов политики, конкретных социальных общностей, общества в целом и т. д. [3]
Весьма существенно политические конфликты различаются по своим масштабам. Политические конфликты бывают глобальными, локальными, межгосударственными, межклассовыми, межнациональными, национальными, межгрупповыми и т. д.
По сферам отношений между конфликтующими сторонами конфликты подразделяются на политические, экономические, финансовые, торговые, военные и т. д.
По субъектам политические конфликты подразделяются па межнациональные, межрасовые, межклассовые, межэтнические, межклановые, межсословные, межгосударственные, межпартийные и другие. Конфликты подразделяются также на внешнеполитические и внутриполитические. К внешнеполитическим конфликтам относятся конфликты между государствами. Эти конфликты обусловливаются различными интересами государств на международной арене. «Внутриполитические конфликты — конфликты, возникающие внутри общества, государственной системы, политической партии или иной общественно-политической организации. Эти конфликты обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти, кадровой политики, занятия политически значимых должностей».[4]
В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
1) “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются. Вертикальные конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.
- Статусно-ролевые конфликты. Его источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-либо группой недостатка социального признания и власти. Примером этого может служить роль третьего сословия в буржуазных революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты, предметом которых являются вопросы повышения автономии или политического суверенитета какого-либо народа.
- Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета.
- “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятие новых нормативных актов, увеличивающих или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти. Большинство конфликтов этого типа затрагивает правовые взаимоотношения сторон. Остановимся на типичных конфликтах.
- Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью.
- Конфликты внутри институтов власти. Внутрипарламентские конфликты проявляются в форме политической борьбы разных фракций или в противостоянии палат парламента.
- Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями.
- Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.
Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.
Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.
Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, налицо тесная связь между внутренними и внешними факторами вызревания политических конфликтов. Международные процессы оказывают все более возрастающее воздействие на внутриполитические трансформации; последние же, в свою очередь, приобретают международный характер. Ослабление национального государства, изменение его функций, невозможность в ряде случаев гарантировать безопасность, а с нею и идентификацию личности, влечет за собой усиление неопределенности, развитие затяжных конфликтов, которые то затухают, то вспыхивают вновь.