ВВЕДЕНИЕ
Периоды
политических, социальных и экономических
преобразований обостряют интерес
широкой общественности к теоретическим
моделям, связанным с реформированием
системы государственной власти.
В настоящее время проблема политических
режимов является предметом серьезных
научных дискуссий правоведов и
политологов. Характеристика данного
элемента формы государства позволяет
оценить уровень развития основополагающих
политических институтов в стране,
методов и средств осуществления
политической власти, наконец, соответствие
механизмов политического управления
современным международным стандартам
демократического правления. В то же
время значимость предмета нашего исследования
в теоретическом аспекте, очевидная
необходимость изучения содержания
этого государственно-политического
явления для практического осуществления
процесса демократизации государства,
актуального для Республики Беларусь,
требует создания специального понятийного
аппарата.
Цели
Цель
данной работы - исследовать вопрос
политических режимов, их сущность и
сравнительный анализ. Для достижения
поставленной цели представляется необходимым
решить ряд взаимосвязанных задач,
а именно:
- раскрыть
понятие политического режима;
- изучить
общее особенное в организации
либерального и демократического
режимов;
- раскрыть
понятие и основные черты тоталитаризма;
- исследовать
специфические особенности авторитарных
политических режимов.
Основным
методом достижения поставленных целей
является изучение учебной литературы
по политологии и конституционному
праву отечественных и российских
учёных.
1.
Понятие политического
режима
В исследовании
политических режимов наибольший опыт
накопила западная политическая наука.
Советское обществоведение долго
уходило от этого понятия вообще,
оперируя одним понятием - политическая
система. Политический режим как
теоретическая категория существовал
только в науке о государстве
и праве, в тесной взаимосвязи
с такими категориями, как форма
правления и форма государственного
устройства. После 1985 года в связи
с началом распада тоталитаризма
в СССР и других социалистических
странах эта проблема выдвинулась
в число самых актуальных как
в политической теории, так и в
политической практике.
В научной
литературе существует большое количество
определений политического режима.
В государственно-правовой науке:
Политический
режим - совокупность средств и методов
в осуществлении государственной
власти.
В политической
науке понятие политического
режима очень тесно связано с
категорией “политическая система”
и рассматривается, как правило,
только в связи с особенностями
развития и функционирования политических
систем, хотя соотношение этих понятий
вызывает в политической науке существенные
разногласия. Иногда их рассматривают
как синонимы. Иногда понятие политического
режима вообще не выделяют. Иногда политическую
систему и политический режим
разводят довольно далеко друг от друга.
Дать
универсальное определение политического
режима достаточно сложно. Определение,
данное политологом Ж.Л. Кермонном:
“Под политическим режимом понимается
совокупность элементов идеологического,
институционального и социологического
порядка, способствующих формированию
политической власти данной страны на
определенный период”.
В научной
литературе распространенным является
подход, согласно которому политический
режим представляет собой функциональный
компонент политической системы. При таком
подходе политический режим включает
в себя методы, способы, направление развития
политических отношений. В современном
обществе - это конституционно-правовые
принципы и структуры, институциональные
и политические нормы, - основные ценности,
которые регулируют работу политической
системы
Можно
сказать, что политический режим - это
способ функционирования и взаимосвязи
основных элементов политической системы
общества. Такое соотношение политической
системы и политического режима
напоминает принцип нотного ряда
или мозаики, когда всего из семи
нот или одинаковых маленьких
фигурок можно сложить любую
мелодию или любой узор. В зависимости
от того, как связаны между собой
основные элементы политической системы
общества, они формируют тот или
иной тип политического режима и,
соответственно, тип политической системы.
Понятие
политического режима является ключевым
для формирования представлений
об основных системах власти.
2.
Общее и особенное
в организации
либерального и
демократического
режимов
Демократический
и либеральный (либерально-демократический)
режимы - две разновидности общедемократического
пути реализации государственной власти,
антиподом которого выступает недемократический
или антидемократический путь в
двух его основных разновидностях -
авторитарного и тоталитарного
режимов. В большинстве учебников
но конституционному праву обычно выделяется
лишь три вида государственных или
политических режимов - демократические,
авторитарные и тоталитарные .В других
специально выделяется дополнительно
и либеральный режим , что представляется
более правильным и последовательным.
Если ограничиться лишь самым общим подразделением
указанных режимов, то их, как уже говорилось,
можно подразделять просто на демократические
и недемократические. Но раз уж вторые
разграничиваются на авторитарные и тоталитарные,
выражающие различную степень их недемократичности,
то, оставаясь последовательными, необходимо
и демократический тип государственной
власти подразделить по степени демократичности
и на собственно демократический и либеральный,
или либерально-демократический.
Вполне
естественно, что собственно, последовательно
демократический и либерально-демократический,
либеральный государственно-политические
режимы имеют немало общего в главном
и основном, что позволяет им относиться
к одному и тому же демократическому
типу государственной власти. В то
же время между ними имеются и
существенные видовые различия, которые
требуют их научного разграничения.
Поскольку либеральный режим
в этой связи выступает как
разновидность демократического типа
государственно-политического властвования,
постольку его можно именовать
и либерально-демократическим.
Демократический
государственно-политический режим
характеризуется приверженностью
не только действительно демократическим
целям и ценностям, но и достаточно
полному и последовательному
использованию соответствующих
способов и методов их достижения
в процессе осуществления государственной
власти. Как показывает исторический
и современный опыт, наиболее адекватной
почвой для утверждения таких
режимов служат социально ориентированная
экономика, достижение сравнительно высокого
общего жизненного уровня населения, гражданское
общество, реализация принципов социальной
справедливости и социального согласия
и др. Не случайно, что подобные режимы
прочно утвердились и успешно
функционируют сегодня в индустриально
развитых странах, в то время как
даже в тех развивающихся странах,
которые избрали в целом демократический
путь развития, применение принципов,
форм и методов демократии оказывается
объективно ограниченным низким уровнем
экономического развития, нищетой основной
массы населения, острыми социальными
конфликтами, чрезвычайно низкой общей
и особенно политико-правовой культурой
граждан. Это, конечно, не значит, что среди
развивающихся стран нет и не может быть
стран с демократическим режимом. Но даже
тогда, когда это имеет место, речь может
идти реально чаще всего о либеральной,
либерально-демократической разновидности
такого режима и лишь в отдельных случаях
о становлении собственно демократического
режима. И в большинстве постсоциалистических
стран происходит сегодня именно процесс
становления подлинно и последовательно
демократических государственно-политических
режимов.
Говоря
обобщенно, для демократического государственно-политического
режима свойственны ряд общих
сущностных черт при всем многообразии
конкретных форм его проявления. Важнейшие
из них состоят в следующем.
1. Признание
и гарантированное осуществление
народовластия, суверенитета народа
в качестве фундаментальной основы
всей государственной и политической
системы страны.
2. Законодательное
закрепление и гарантированное
осуществление основных общепризнанных
прав и свобод человека и
гражданина, обеспечивающие подлинную
и высокую свободу, автономность
и активную самодеятельность
граждан.
3. Связанность
государственной власти правом
и законом, подчиненность им
ее органов, т. е. правовой
характер этой власти.
4. Разделение
и равенство ветвей государственной
власти - законодательной, исполнительной
и судебной, использование системы
разнообразных сдержек и противовесов
в процессе их взаимодействия.
Эти ветви власти одновременно
независимы друг от друга и
взаимосвязаны.
5. Политический
плюрализм, обеспечивающий, в частности,
многопартийность.
6. Политический
плюрализм и многопартийность, предполагающие
свободу организации и деятельности
оппозиции, периодическую легальную
и легитимную смену у руля
государственной власти представителей
различных партий и движений, беспрепятственное
выражение мнения оппозиционных сил по
вопросам правительственной политики
и государственного управления, уважительное
отношение к нему и учет его при принятии
государственной властью политических
и управленческих решений и т.д.
7. Политический
плюрализм и многопартийность, органично
связанные и с необходимостью
обеспечения идеологической свободы
и идеологического многообразия,
включая свободу агитации и
пропаганды, гласность, независимость
средств массовой информации
и т.д.
8. Широкое
реальное участие граждан в
осуществлении государственной
власти, т. е. применение принципа
партиципации как способа реализации
обратной связи государства с
населением.
9. Децентрализация
государственной власти и развитие
местного самоуправления, позволяющие
обеспечить вертикальное разделение
власти и предотвратить монополизацию
этой власти вверху в ущерб
среднему и низшему звену государственной
системы.
10. Крайне
узкое, строго ограниченное законом
применение насильственных способов
и методов осуществления государственной
власти [5,c.48-49].
Либеральный,
или либерально-демократический
режим - это такой вид демократического
типа государственного властвования,
в условиях которого демократические
способы, формы и методы осуществления
государственной власти получают сравнительно
неполное, ограниченное и непоследовательное
применение. С одной стороны, такой
режим связан с достаточно высоким
уровнем политической свободы личности;
а с другой - реальные объективные
и субъективные условия соответствующих
стран существенно ограничивают
возможности использования демократических
средств и методов государственно-политического
правления. Это обусловливает то,
что либеральный государственно-политический
режим должен быть отнесен к демократическому
типу государственного властвования и
в то же время выделен в его
рамках в особый вид
демократических
режимов, отличный от собственно демократических
или развитых демократических режимов.
Либеральный
государственно-политический режим - воплощение
социально-политических принципов
и идеалов либерализма (от лат. liberalis
- свободный) - одного из важнейших и
распространенных идейных и общественно-политических
течений, окончательно сложившегося в
особое, самостоятельное направление
в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные
истоки либерализма уходят в XVII-XVIII
вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Джефферсон,
Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически
классический либерализм сложился в
борьбе против феодального закабаления
личности, против сословных привилегий,
наследственной государственной власти
и т.д., за свободу и равноправие
граждан, равные возможности для
всех и каждого, демократические
формы социально-политической жизни.
Для либерализма
характеры: признание самоценности
личности и изначального равенства
всех людей; индивидуализм, гуманизм и
космополитизм; отстаивание неотчуждаемых
прав, свобод и ответственности граждан,
прежде всего прав на жизнь, свободу,
собственность и стремление к
счастью; поддержка принципов народовластия,
конституционализма, разделения властей,
парламентаризма, законности и правопорядка;
понимание государства как органа,
основанного на договоре и консенсусе
с членами общества, ограниченного
целями защиты изначальных прав человека,
не вмешивающегося в его частную
жизнь, поддерживающего принципы рыночной
экономики, свободы предпринимательства
и конкуренции при минимальном
вмешательстве государства в
экономику. Классический либерализм, получивший
широкое распространение и серьезное
влияние во второй половине XIX - первой
половине XX в., особенно в связи с
созданием и деятельностью либеральных
партий и приходом многих из них
к власти, претерпел сегодня значительную
эволюцию и обновление. В частности,
современный либерализм или неолиберализм
отличается большим восприятием идей
плюралистической демократии и многообразия
форм собственности, расширения и усиления
роли государства в общественной жизни,
социального государства, социальной
справедливости и др.
Если
в прошлом, особенно в XIX в., либеральный
режим был присущ индустриально
развитым странам, переживавшим тогда
процесс становления подлинной
демократии, то в современном мире
такие режимы особенно характерны для
постколониальных и постсоциалистических
стран, переходящих от антидемократических
колониальных или тоталитарных режимов
к развитому демократическому правлению
(Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка
и др.), серьезно продвинувшиеся по пути
демократизации политической жизни, но
пока еще далеко не достигшие уровня
стран развитой демократии, а также
в некоторых постсоциалистических
странах Европы.