Политико-правовые воззрения Владимира Мономаха и Даниила Заточника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание

Существует много определений государства, так как вокруг определения этого понятия продолжаются научные споры. По нашему мнению, государство - это политическая организация, которая контролирует деятельность граждан в обществе. Государство - это сложная развивающаяся система, которая состоит из нескольких организаций - правительства, местных органов власти, бюрократии, армии, правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура, пенитенциарная система).

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Истории политических учений.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Форма власти, по мнению Грека, должна представлять такую ее организацию, при которой во главе государства стоит царь, он управляет подвластным ему советом. В его состав входят боярство и дворянство (начальники и воеводы). Плохих советников следует немедленно удалять, дабы они не оказывали дурного воздействия на князя. Роль по поддержанию мирной и стабильной жизни общества отведена воинству как одной из первостепенных сил.

Существование советов и советником является неотъемлемой частью государственного правления. Происходит некое ограничение самоволия царствующей персоны. Другой критерий для ограничения власти государя он видит в его моральных качествах. В этом просматривается мысль его предшественников о том, что «царь, как господин над людьми».

Верховная власть, считает Максим Грек, - это реализация божественной воли. Царь рассматривается как образ царя небесного. «Носителя верховной власти он называет «высшим царем», русское государство - «всевидимой преславной державой», Москву - «царствующим всея Руси преславным градом.

В вопросе о соотношении церковной и светской властей Максим Грек придерживался византийской концепции, согласно которой церковь занимает главенствующую позицию над властью государя, ибо «святительство и царя мажет и венчает и утверждает, а не царство святителей».

Власть царя, согласно учению Максима Грека, обязательно  должна быть ограничена законом. Термин «правда» употребляется у него для  характеристики законных форм реализации власти. Государство должно быть очищено  от разбойничества и всяческих беспорядков  при помощи «правды» и правосудия, которое должно производиться так же на основании закона и с оказанием милости двум сторонам процесса. Тем самым князь будет удостоен милости божьей. Возникает идея «праведного государства», построенного на принципах «правды».

Учения Максима  Грека, его положения об ограничении  верховной власти законом, о должностных  обязанностях царя, об устройстве правосудия получили свое продолжение в трудах мыслителей современности.

Каждый из идеологов  нестяжательства, самостоятельно мыслящий, привносил в учение что-то свое, присущее только ему. Однако присутствует немало сходных для всех жизненных принципов, идей, воззрений. Всё это формировало единую идеологию нестяжательства. Представители данного течения стремились к созданию в обществе духовной власти, которая будет независима от государства и пользовалась бы предельным авторитетом среди всего населения.

В сущности, «нестяжательство» - это учение о том, как остаться человеком и не потерять собственного достоинства приобретя высшую государственную власть. 
 
 

4. Политико-правовая идеология большевизма

Большевизм был  наследником марксистской идеологии. Но здесь следует добавить, что  большевизм, вся экономическая, социальная и политическая концепция Ленина были крайним выражением марксизма. Ленин в вопросах государства ориентировался на высказывания Маркса и Энгельса, но интерпретировал их в соответствующем духе, духе, приемлемом для большевистского учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Его настольными книгами был «Манифест Коммунистической партии» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства», из которых черпались основные идеи о классах, классовой борьбе и государстве Розин Э. Ленинская мифология государства.

Прежде всего, основой государственных идей Ленина было положение «Манифеста Коммунистической партии» о том, что история всех существовавших обществ, за исключением первобытно-общинного строя, была историей классовой борьбы. При этом ему импонировало суждение, высказанное в «Манифесте», что всякая классовая борьба есть борьба политическая, то есть борьба за государственную власть. Маркс и Энгельс полагали, что политическая, государственная власть в собственном смысле слова представляет собой организованное насилие одного класса для подавления другого класса. Этого взгляда придерживался всю свою жизнь Ленин. Как и его учителя, он считал, что публичная власть только тогда потеряет свой политический характер, когда в процессе исторического развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов.

По Марксу и  Энгельсу, классовая борьба неизбежно  ведет к завоеванию государственной  власти пролетариатом. В нескольких работах Маркс и Энгельс указали, что эта власть представляет собой  диктатуру пролетариата. Об этом Маркс  и Энгельс говорят, в общем, несколько раз. Но нигде они не раскрывают содержания этого понятия, не показывают, что собой представляет «пролетарская» диктатура. Ленин же сделал понятие «диктатура пролетариата» основой всех своих идей о государстве. Для него, и это будет показано в дальнейшем, диктатура «пролетариата» есть альфа и омега учения о государстве, и потому он посвятил множество своих работ характеристике основных черт, особенностей и функционированию диктатуры «пролетариата». Догма «пролетарской» диктатуры стала определяющей в политических взглядах Ленина.

В марксистском учении о государстве одной из важнейших догм является догма о  классовом происхождении государства  и о его классовом содержании. Начиная с таких работ, как  «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» и вплоть до «Происхождения семьи, частной собственности и государства», основоположники марксизма исходили именно из этой догмы. Они представляли себе возникновение государства как результат общественного разделения труда, возникновения частной собственности и последовавшего за этим раскола общества на антагонистические классы. Последователем этой теории без всяких колебаний был В.И. Ленин. Другой конструкции государства Ленин не признавал. Он был твердым приверженцем догмы марксизма о классовой природе государства. Не подлежит сомнению, что, рассматривая процесс возникновения государства, классики марксизма делали акцент на насильственном аспекте возникновения государства, проистекающем из развития классов и борьбы между ними.

У Ленина подспудно присутствует мысль, что средствами государственного насилия, в том числе и террора, можно заставить крестьянство, интеллигенцию, да и рабочий класс создавать справедливое социалистическое общество. Ему присуща мысль о пригодности насилия и различных насильственных мер в виде экспроприации, конфискации, ограничения или вообще лишения прав и т.п. для внедрения в сознание масс коммунистической идеологии. Понимание им государства лишь как орудия насилия консервировало его взгляды по этому вопросу, и он не видел, кроме насильственной, никакой иной роли государства, в частности, как управляющего устройства общества. Поэтому-то он прошел мимо приведенных и иных суждений Маркса и Энгельса, о которых нам еще предстоит рассуждать. В оценке, например, буржуазной государственной власти он всегда оставался верен догме «Коммунистического манифеста» о том, что современная государственная власть (или государство) - это лишь комитет, управляющий общими делами одного класса, класса буржуазии. Таким образом, основоположники марксизма не были полностью зациклены на понимании только классовой природы государства, особенно после Парижской коммуны. Они, как было показано, отмечали общесоциальные, неклассовые основы генезиса государства. В общественном разделении труда они видели порой основную причину генезиса государства и его дальнейшего развития и функционирования. Так, Энгельс писал: «Общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества. Тем самым они приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил; они становятся самостоятельными... и - появляется государство»

Догмы истинности социализма, насильственного характера  социал-демократических идей и движения были для Ленина превыше всего. Он был в плену этих, да и других марксистских догм, проливающих свет на ленинское понимание государства, его различных институтов. Именно эти догмы легли в основу практической политики ленинизма после октябрьского переворота 1917 г. В сочетании с идеями утопического социализма в вопросах государства и ленинской политической мифологией они играли и продолжают по настоящее время играть самую негативную роль. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о понятии  государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? - естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.

По мнению многих российских ученых-правоведов трудности  в определении понятия «государство»  усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и  явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Понятие государства  неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень  важными обстоятельствами.

Во-первых, государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального  творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает в своем существовании такие фазы как - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие.

Во-вторых, в  процессе познания нельзя смешивать  понятие (или определение) и понимание  государства. Одно из назначений определения  государства состоит в том, чтобы  выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории  отечественной политический мысли  известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это «сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»; государство - это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»; государство - это «власть, население, территория»; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим.

Из всех данных можно сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Россия была долгое время типичным традиционным обществом. Она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны, также могут быть рассмотрены в качестве особой, «догоняющей модернизации». В такие эпохи происходило особенно активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.

Что же касается политического строя России, то при  всех его изменениях он всегда был  далек от идеалов демократии и  прав человека. Каждая «догоняющая  модернизация» проводилась сильной  деспотической властью, насильственно насаждавшей нормы, привычки, способы деятельности, которые были чаще всего чужды устоявшимся стереотипам народного сознания. В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в правовое государство. Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: «с сильным не судись, с богатым не рядись», «закон, что дышло» и т.д.

Информация о работе Политико-правовые воззрения Владимира Мономаха и Даниила Заточника