Политология. Политическая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:42, реферат

Описание

Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

Работа состоит из  1 файл

Политология реферат.docx

— 26.86 Кб (Скачать документ)

    Введение

  Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.                 
 
 
 
 

                       1.Предмет политологии.

Прежде всего, объектом политологии является политика. Это столь же очевидно, сколь и  банально. Но после этого банального, но необходимого утверждения начинаются вопросы. Во-первых, что такое политика? В политологической литературе общепризнанного  ответа на этот вопрос нет. Во-вторых, существует одна наука о политике или их несколько? Если несколько, то каково место среди них политологии?

В политологии, как и в подавляющем большинстве  других обществоведческих наук, вопрос о её предмете трактуется далеко не однозначно. Можно выделить три основные точки зрения на этот счёт.

1. Политология  представляет собой лишь одну  из наук о политике, наряду  с политической философией, политической  социологией, политической психологией,  политической антропологией, политической  географией и т.п.

В рамках этого  подхода особое значение для понимания  предмета политологии имеет соотношение  политологии и политической социологии. Как самостоятельная отрасль  науки политическая социология утверждается на Западе в 30-50 гг. 20 в. как наука на стыке двух дисциплин – политологии и социологии. Одним из авторов, наиболее активно пропагандирующим и формулирующим специфику, особый предмет этой науки является американский учёный Сеймур Липсет.

С. Липсет трактует предмет политологии очень узко – это изучение преимущественно институциональных аспектов политики, прежде всего устройства и деятельности государства, других органов и механизмов политической власти. Политическая же социология определяется им как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами.

Необходимость её возникновения была вызвана неспособностью институционального подхода к пониманию  политологии объяснить социальные причины и реальные движущие силы политических изменений, понять, кто  и почему осуществляет распределение  власти внутри общества, каковы последствия  того или иного способа распределения  и осуществления власти.

С. Липсет, указывая, в частности, на Т. Парсонса, отмечает, что в спорах с представителями политической науки о сущности политической социологии социологи доказывали, что независимые исследования государства и других политических институтов не имеют теоретического смысла. Сам Т. Парсонс видел в политологии науку о распределении ресурсов в обществе, подчёркивая необходимость изучения функциональных, поведенческих, психологических характеристик власти. Американские же бихевиористы вообще свели политическую науку к изучению непосредственно наблюдаемого политического поведения личности или группы. По их мнению, исследование политических институтов вообще не имеет смысла, поскольку в основе политической реальности лежат индивидуальная человеческая воля и человеческие страсти.

Итак, специальной  областью политической социологии С. Липсет объявляет отношения между политическими и другими социальными институтами. Большинством учёных на Западе политическая социология понимается как отрасль социологического знания, изучающая политику как сферу общественной жизни, как социальный институт. В чём же заключается специфика такого изучения политики? Во-первых, в методе изучения, и во-вторых, в самом предмете изучения.

Что касается метода политической социологии, то это прежде всего применение общесоциологических понятий и теорий для изучения политики, таких как институализация, социализация, актёр, роль, статус, позиция, ценность, ожидания, ориентации, структурно-функциональный анализ, теория социальной системы и т.д. Во-вторых, это использование при изучении политических процессов социологических методов, таких как опрос, прежде всего анкетирование, наблюдение, изучение статистических данных (например, результатов выборов) и т.д.

Что касается предмета, то это а) изучение влияния политики на общество (т.е. социальных последствий принимаемых политических решений); б) изучение влияния общества на политику (общественного мнения, политических ожиданий – на принятие политических решений; механизмов влияния общества и различных социальных групп на политические партии, их лидеров, на процесс принятия политических решений); в) изучение неинституциональных элементов политики, таких как политическое сознание, политическая психология общества и отдельных групп (прежде всего, психология избирателей, неформальных лидеров, неформальных политических объединений), политическая социализация личности и др. Сам С. Липсет в числе важнейших вопросов, составляющих проблематику американской политической социологии, отмечает: 1) исследование голосования, 2) исследование политических движений (прежде всего реформистского и экстремистского толка), 3) исследование политической бюрократии, 4) исследование внутреннего управления добровольных организаций (прежде всего профсоюзов), 5) понятие власти.

Представляется, однако, что такое противопоставление политологии и политической социологии справедливо лишь для первой половины 20 в. Дело в том, что в 50-60-е гг. политическая наука на Западе, прежде всего в  США, быстро социологизируется, особенно вследствие утверждения в качестве господствующего позитивистско-бихевиористского мировоззрения и методологии, широкого применения эмпирических методов анализа. В свою очередь, политические социологи признали необходимость изучения, хотя и собственными методами, официальных политических институтов и норм. Поэтому сегодня политическая социология и политология в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы.

2. Отсюда –  второй подход к пониманию  предмета политологии. Он заключается  в отождествлении политологии  и политической социологии. Его  попыталась сформулировать французский  политолог М. Гравитц: «...политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей... Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди». Этой же точки зрения придерживается М. Дюверже и ряд других известных политологов: М. Хеттих, О. Берг-Шлоссер и др.

3. Согласно третьей  точке зрения политология понимается  как общая, интегральная наука  о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую психологию и т.д. Как отмечает итальянский политолог Дж. Сартори, необходимо отказаться от «скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе во множественные политические науки».

Свидетельством  всеобщего признания такой точки  зрения как наиболее правильной является употребление термина «политическая  наука» в единственном числе в  названии всемирной организации  политологов – «Международная ассоциация политической науки». Международный  коллоквиум политологов, состоявшийся в Париже в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, также принял решение использовать термин «политическая наука» в единственном числе.

В результате предмет  политической науки можно определить следующим образом. Политология – это интегральная наука о политических отношениях во всех их проявлениях, о функционировании институтов и механизмов властвования в разных политических системах, об участии в политической жизни рядовых людей, лидеров, правящих элит, партий, классов и наций, о закономерностях разного уровня, непосредственно связанных с осуществлением власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Возникновение  и развитие политической  науки.

Существуют различные  подходы в трактовке генезиса политической науки.

Так, в Философском  энциклопедическом словаре (М., 1984) выделяется три этапа эволюции политической науки:

  • от античной социально-политической мысли, когда политическое знание входило в состав философии;
  • этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика и политические институты рассматривались главным образом под углом под углом зрения юридических норм;
  • современный этап, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах.

Наиболее же распространённой в отечественной  литературе является следующая точка  зрения. Первоначальные социально-политические представления всех древних народов – вавилонян, египтян, персов, евреев, китайцев, индусов, греков, римлян – одинаково носили религиозно-мифологический характер. Для этой формы социально-политических воззрений характерно представление о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, хотя понимание характера связи божественного начала с земными отношениями у всех народов разное. В 8-6 вв. до н.э. начинается отход от первоначальных религиозно-мифологических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир в целом, и на государство и власть в частности. Эта тенденция к рационализации нашла выражение в учении Конфуция и легистов в Китае, брахманизма и буддизма в Индии. Создание первых политических категорий и дифиниций способствовало возникновению собственно теоретических концепций политики, связанных прежде всего с творчеством Платона и Аристотеля.

Аристотель первым формулирует особый предмет политической науки, тем самым выделяя политическое знание в рамках философии: политическая наука занимается государством или  полисом. Политическая наука – наука  о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном  устройстве. Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые  достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Среди всех других наук и искусств политическая наука занимает особое место, поскольку она имеет  высшую цель – придать гражданам  известного рода хорошие качества и  сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иными словами, политическая наука  призвана научить людей красиво  и справедливо совместно проживать  в обществе, взаимодействовать в  едином государстве.

Отсюда видно, что первые теоретические концепции  политики имеют философско-этический  характер. Их авторы практически отождествляют  политическое с общественным и используют для характеристики политики этические и эстетические категории.

Впервые освободил  политическую науку от религиозно-этической  формы Никколо Макиавелли (1469—1527). Если до Макиавелли главным в политике были цели государства, а государственная власть рассматривалась как средство для их реализации, то для Макиавелли главным в политике стала сама власть, способы и методы её завоевания и удержания. При этом великого итальянца не интересуют наследственные монархии. Объектом его внимания становится так называемый «новый государь», т.е. человек, не имеющий права на власть по рождению и завоёвывающий её исключительно благодаря личным способностям. В этой связи Макиавелли даёт будущим государям практические советы, формулирует общие правила, с помощью которых можно добиться государственной власти и удержать ее. Другими словами, Макиавелли, в отличие от своих предшественников, многие из которых «измышляли республики и княжества прекрасные, хотя и никогда не виданные», стремится подчинить политическую науку решению практических задач, «ибо велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно было бы жить, согласно теоретическим представлениям о жизни». Макиавелли рассматривает политику как самостоятельную сферу жизни, где не действуют нормы человеческой морали или христианской этики. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно.

И, наконец, Макиавелли первым употребляет термин «государство»  в близком к современному, собственно политическом значении. В отличие от широко использовавшихся в политической науке понятий республика, княжество, империя, монархия, демократия, аристократия, тирания и т.п., «stato» у Макиавелли означает общее понятие «государство» независимо от его конкретных форм. Оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию.

Благодаря всему  этому последующие поколения  государствоведов назвали Макиавелли Ньютоном науки о государстве и первым политическим мыслителем Нового времени. С его работами был сделан первый крупный шаг в создании современной политической науки. Огромный вклад в её становление внесли также такие европейские и американские мыслители, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. Токвиль, Д.С.Милль и многие другие.

Информация о работе Политология. Политическая наука