Понятие и принципы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:33, доклад

Описание

Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.docx

— 24.13 Кб (Скачать документ)

Принцип социального государства  является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и  экономистов. Его анализу посвящено  немало публикаций, в которых рассматриваются  проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной  динамики, правового оформления принципа социального государства и его  соотношения с принципами государства  правового и демократического.

В настоящее время принцип  социального государства признан  во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного  государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.

Проблематика социального  государства чрезвычайно актуальна  для России. Действующая Конституция  провозглашает нашу страну социальным государством. Но в силу ряда объективных  и субъективных причин данное положение  во многом остается лишь идеалом.

Разработка теории социального  государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции  государства в разумных масштабах  способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.

 

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности  сформировалась в конце XIX - начале XX в. как результат социально-экономических  процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошла мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательства государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Термин "социальное государство" был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказала философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих; класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является "поднятие" низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство».

Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды  других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства культуры и  всеобщего благоденствия"), Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Характерная особенность трактовки социальной государственности у немецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.

Значительный вклад в  развитие теории и практики социального  государства внес "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта. Явившись средством преодоления кризисных явлений в экономике, он в то же время стал базой для изменения охранительной роли государства и установления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера: борьбу с безработицей, законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочей недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др. Целью любого государства является сохранение социально-политической стабильности. Ради этого оно идет на уступки обществу и, как результат, становится социальным. "Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем самосохранении", - утверждает Л.Н. Кочеткова.

Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло  возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.

Когда доктрина социального  государства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой войны), настал новый этап в ее развитии - конституционное закрепление. Этому типу государства присущи особые, специфические функции, которые заслуживают быть отображенными в тексте конституции. Первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: "Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства...". Так или иначе данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран. 

 

Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому  мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности". Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики". М.В. Баглай полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности». Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.

Существует несколько  моделей социального государства.

Одна из них - либеральная  модель, в основе которой лежит  индивидуальный принцип, предусматривающий  личную ответственность каждого  члена общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государства  в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в  первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая  модель используется в США, Англии и  других странах.

Другая модель социального  государства - корпоративная, которая  предполагает механизм ответственности  предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются  корпорацией социальные гарантии, включая  пенсионное обеспечение, частичную  оплату медицинских, образовательных  и других услуг. В основе социального  обеспечения лежат страховые  взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Наиболее распространенной моделью социального государства  является модель, в основе которой  лежит ответственность всего  общества за судьбу своих членов, а  главным принципом выступает  условие, при котором богатый  платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.

В Европе сложилось два  типа стран, принципиально различающихся  соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся  страны с социально ориентированной  рыночной экономикой, где бюджетные  отчисления и страховые взносы работника  и работодателя на социальные мероприятия  примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные  частные (т.е. находящиеся под государственным  контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся  Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся  страны так называемого рыночного  социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды  берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

-экономическую свободу  человека и признание права  предпринимателей и их объединений,  лиц наемного труда и их  профсоюзов на тарифную автономию  на основе социального партнерства;

-доверие к регулирующей  роли рынка через спрос, предложение,  ценообразование, конкуренцию, но  одновременно и ответственность  государства за игру рыночных  сил и создание условий для  упорядочения течения экономической  и социальной жизни, направленной  на обеспечение благополучия  своих граждан;

-социальную справедливость  и солидарность общества, в том  числе путем налогового перераспределения  доходов от богатых к бедным  и загрузки трудоспособных, чтобы  помочь уже нетрудоспособным;

-участие работников в  управлении производством и распределением, в общественной и государственной  жизни, развитие при этом различных  форм экономической демократии.

Главная задача социального  государства - достижение такого общественного  развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

Первое место в ряду положений, относящихся к концепции  социального государства, занимает положение о социальной функции  частной собственности, что совершенно справедливо, ведь "собственность  является тем объектом, грамотное  использование которого дает человеку возможность без вмешательства  государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние".

Следующий постулат - социально-экономическое  равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права  человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому  от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам  равные социально-экономические возможности  в соответствии с их статусом в  обществе. Это одна из целей социального  государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых  в Конституционном Суде жалоб  относится, по существу, к вопросам ее обеспечения[4, C.48]. Практически это  связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком "легкая". Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

При осуществлении этих позиций  главным остается финансовый вопрос. Ввиду этого невозможно существование  социального государства без  социально ориентированной экономики.

Ошибочным является мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в ущерб. 

 

Современная наука пока не выработала единого понимания социального  государства. До сих пор не решен  вопрос, обладает ли понятие "социальное государство" относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость  между сущностью, содержанием и  формой государства. По сути, вопрос стоит  так: тождественны ли понятия "социальное государство" и "социальная функция  государства"?

Социальная функция - это  деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе  членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном  этапе социальная функция государства  претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью  социального государства было обеспечение  публично-властными структурами  права на достойное существование  для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты  пособий по безработице, пенсий, дотаций  и т.п., являлась основным критерием  степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень "социальности" современного социального государства.

Современное социальное государство - это этап развития социального  государства, следующий за патерналистским  социальным государством. Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Можно согласиться с  мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство  как "атрибуты государства приобретают  ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления"[6, C.26], и толкуют о "фундаментальных  противоречиях между правовым и  социальным началом его бытия"[13, C.10]. Такой атрибут государства, как  социальная функция, является имманентным  атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального  или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность  всего современного государственно-организованного  общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно.

Информация о работе Понятие и принципы социального государства