Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:12, контрольная работа
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Президентская республика……………………………………………………..5
2 Типы избирательных систем…………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Президентская республика………………
2 Типы избирательных систем……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими
государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной
властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
В этой работе речь пойдет об
избирательных системах как о
способе распределения мандатов
между кандидатами в
Поиск оптимальной для станы избирательной системы чрезвычайно сложен.
Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.
Понятие избирательной системы
складывается из всей совокупности правовых
норм, регулирующих порядок предоставления
избирательных прав, проведение выборов
и определения результатов
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.
В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса.
Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат.
В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.
1 Президентская республика
Республика или
Уже в первых месопотамских
городах – государствах, как в
последствии в древнегреческих
полисах, власть имела сложную структуру.
И в этой структуре зачастую в
определенной исторической обстановке
верховенство оставалось за демократическим
органом власти – собранием и
советом. При этом в собрании участвовали
все полноправные горожане, все граждане
города – государства, которые принимали
основные решения, избирали совет для
ведения текущих
Республиканская форма
правления характеризуется
Республиканское правление – коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
Иными словами, органы республиканского правления наделяются равными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).
В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы.
Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.
Президентская республика
отличается, как правило, внепарламентским
способом избрания президента (всенародное
избрание) и формирования правительства,
отсутствием ответственности
Президент лишен права
роспуска парламента, и, наоборот, парламент
может возбудить против президента
процесс его отстранения от власти
(«импичмент»). Это происходит тогда,
когда президент допускает
Иной моделью президентской
республики является такое устройство
формы правления, когда президент
является главой государства, но не совмещает
этот статус со статусом главы правительства.
Тогда, кроме распределения
Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.
В некоторых исторических условиях это становится в полнее оправданным.
Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширные территории, многонациональных государствах и т.д.
В свою очередь отсутствие право роспуска парламента лишает президента и правительства возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями.
Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила широкое распространение.
Большинство государств, составляющих ООН имеют президентские системы правления. По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.
Но нельзя не учитывать
и недостатки президентских
Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким.
Вот почему объективно в
президентских республиках
2 Типы избирательных систем
Избирательная система
– это порядок организации
и проведения выборов, закрепленный
в юридических нормах, способы
определения результатов
Избирательная система в широком смысле – порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле – система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Выбор той или другой
избирательной системы влечёт за
собой большие изменения в
расстановке политических сил. Избирательная
система в каждой стране создается
в зависимости от того, как понимают
интересы своей партии и общества,
каковы политические традиции и культура.
Поэтому политики осторожно подходят
к изменениям избирательного законодательства.
Нарушение баланса сил в
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от французкого majorite –большинство) – избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.
При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В случае, если ни один кандидат не получит требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие уже два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.
Обычно, выборы по мажоритарной
системе абсолютного
Одним из вариантов мажоритарной
системы абсолютного
Информация о работе Президентская республика Типы избирательных систем