Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:12, реферат
Феномен лидерства это исторически сложившаяся потребность людей в организации своей деятельности. Оно фиксирует нравственно-политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении лидеру всех за ним идущих. Потребность в авторитете связана со сложностью социальной действительности ограничивающей возможность объекта самому квалифицировано оценивать многие возникшие перед ним проблемы.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Культ личности…………………………………………………………………………..4
Исторические предпосылки и критика культа личности……………………………..4
Примеры …………………………………………………………………………………..7
Культ личности Сталина……………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………….…17
Литература……………………………………………………………………………….18
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
философии и истории
Реферат на тему
«Природа
культа личности и его влияние на развитие
общества»
Минск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Культ
личности…………………………………………………………
Исторические предпосылки и критика культа личности……………………………..4
Примеры
………………………………………………………………………………
Культ
личности Сталина……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
В истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы.
Феномен
лидерства это исторически
1.Культ личности
Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Утверждается,
что личность имеет многочисленные
таланты во всех областях человеческой
деятельности, ей приписывается необычайная
мудрость, способность предвидеть будущее,
выбрать единственно правильное
решение, определяющее процветание
народа и др. В государственных
учреждениях развешивают
2. Исторические предпосылки и критика культа личности
На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.
В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т. д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх — воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи.
В некоторых монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.
Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно.Маркс писал Вильгельму Блосу: «…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).
Энгельс высказывал аналогичные взгляды: «И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).
Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал: « Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги».
Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:
ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания
«Рассказов о детстве Сталина».
Книжка изобилует массой
Также известно, что в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин сказал: «Рано ещё».
После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.
Одним
из известных литературных произведений,
разоблачающих культ личности, является
книга Джорджа Оруэлла «1984», в
которой выведен образ
3. Примеры
Леонид Брежнев
Славословие
в адрес Брежнева (или «дорогого
Леонида Ильича») было отличительной
чертой «развитого социализма». Этот мелкий
культ, поддерживаемый в основном номенклатурой,
включал в себя вручение Брежневу
непомерного количества правительственных
наград (в их числе «Орден Победы», которым
первоначально награждали великих полководцев
Второй мировой войны, и четыре золотых
звёзды Героя Советского Союза) и публичное
провозглашение его великим ленинцем.
Активно развешивались портреты Брежнева
и транспаранты с его изображениями и
крылатыми выражениями из зачитанных
им речей («Ленинским курсом к коммунизму»,
«Экономика должна быть экономной» и т.
д.) Во время демонстраций люди носили
портреты Брежнева и других членов Политбюро.
В последние годы жизни под авторством
Брежнева было опубликован ряд произведений:
«Малая Земля», «Возрождение» и «Целина»,
которые были отмечены вручением Брежневу
Ленинской премии. Вместе с тем известен
факт, что авторами являлись на самом деле
группы писателей. Претензии Брежнева
на величие отразились в большом количестве
анекдотов. После смерти Брежнева его
имя решено было увековечить в географических
названиях. Его преемники, однако, поспешили
стереть личность Леонида Ильича с карты
страны и из анналов истории.
Саддам Хусейн
Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стоят во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм — лозунги партии «Баас».
Древний
дворец царя Навуходоносора был перестроен:
на кирпичах запечатлели имя диктатора.
По улицам Багдада невозможно было
пройти сто метров, не увидев на заборах,
в магазинах, гостиницах, парикмахерских,
медресе портрет лидера страны. По
телевизору ко времени намаза появлялась
картинка мечети с обязательным фото
того же Хусейна в уголке. Иракские
средства массовой информации представляли
Саддама как главу нации, строителя
школ и больниц. На многих видеокадрах
времен его правления можно было увидеть,
как иракцы просто подходят к президенту
и целуют его руки или его самого.
Сапармурат Ниязов
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое. В стране сохранилось много памятников Ниязову, многие из них покрыты золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь (в настоящее время отменён), в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледового дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай.
Информация о работе Природа культа личности и его влияние на развитие общества