Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:21, реферат
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций; обеспечение прав детей на их полноценное развитие.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций; обеспечение прав детей на их полноценное развитие.
Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.
Сегодня политическая мысль Беларуси не стоит на месте, она «живёт», ищет новые и перспективные пути развития. Этому способствует создание в стране политической системы и её политических центром, которые занимаются изучением политологии и выпускают специалистов данной области.
Первой институциональной формой политологии в Беларуси стала кафедра политологии Белорусского государственного университета, созданная в 1991 г. Заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор А. М. Байчоров, работавший ранее в ООН и университетах США. А. М. Байчоров инициировал открытие в 1992 г. отделения политологии на философскоэкономическом факультете, а также создал и возглавил Специализированный совет по защите докторских диссертаций по политическим наукам при БГУ. За основу подготовки политологов БГУ был взят учебный план отделения политологии философского факультета МГУ. Предполагалось присваивать выпускникам отделения квалификацию «Политолог. Преподаватель социально-политических дисциплин в высших и средних учебных заведениях». Прогнозировалось, что потребности общества в квалифицированных кадрах политологов будут возрастать по мере того, как Республика Беларусь будет продвигаться по пути строительства гражданского общества и правового государства. И, естественно, без систематической подготовки профессиональных кадров политологов было невозможно становление национальной политической науки, создание школ политических исследований.
На сегодняшний день крупные специализированные кафедры политологии существуют во многих крупных государственных и негосударственных вузах республики: Белорусский государственный экономический университет, Белорусский институт правоведения, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт предпринимательства и парламентаризма. Однако чаще в вузах существуют комбинированные кафедры, где политология преподается наряду с другими социальными дисциплинами.
Центром преподавания и развития политологии, подготовки политологов-специалистов является кафедра политологии БГУ. В 1993 г. в связи с переходом профессора А. М. Байчорова на работу в МИД Республики Беларусь кафедру возглавил кандидат философских наук, доцент С. В. Решетников (ныне доктор политических наук, профессор). В 1994 г. по инициативе кафедры политологии кафедра и отделение политологии были переведены на юридический факультет БГУ6. Начался сложный процесс создания нового учебного плана, соответствующего новому профилю и новой квалификации выпускников — политолог-юрист.
В
настоящее время
Однако процесс институционализации политической науки еще не закончен: до сих пор нет специализированного научно-исследовательского института, занимающегося политическими проблемами в рамках Академии наук, нет специального научного журнала, который объединил бы политологов, позволил бы им активно и открыто обсуждать теоретические проблемы под углом зрения многообразных научных перспектив. Политологи разных групп и направлений оторваны друг от друга, зачастую находятся в конфронтации по идеологическим соображениям. Белорусская общественность не имеет возможности получать от них разнообразную прикладную информацию, необходимую для развития гражданского общества. Однако сделано на пути институционализации уже немало.
Уже в 1990-1991 гг. А. М. Байчоровым и С. В. Решетниковым были выпущены учебные пособия по политологии. В 1994-1995 гг. было издано достаточно большое число учебников и курсов лекций под редакцией Решетникова С. В., Денисюк Н. П., Мельникова А. П., Мельника А. В., Бобкова В. А., Ровдо В. В. и др. В начале 1990-х гг. появляются работы по истории философской и общественно-политической мысли Беларуси (Шалькевича В. Ф., Юхо И. А., Малевича С. А.).
С
1993-94 гг. выходят в свет академические
работы, посвященные отдельным
Первые президентские выборы (1994 г.), референдумы 1995 и 1996 гг., парламентские выборы 2000 г. и президентские выборы 2001 гг. вызвали целую волну публикаций, посвященных анализу специфики белорусского электората, типов электоральных предпочтений, избирательных технологий и антитехнологий (Манаев О. Т., Карбалевич В. И., Фурман Д., Бугрова И. И., Ров-до В. В., Вашкевич А. Е., Заико Л. Ф. и др.).
В последнее время появляется все больше публикаций, посвященных проблемам национальных интересов Республики Беларусь и белорусской идентичности (Заико Л. Ф., Данилов О., Бугрова И. И.).
Большой блок литературы посвящен проблемам теории государственного управления и публичной политики (Решетников С. В., Антано-вич Н. А., Мигас Б. Я., Земляков Л. Е., Гречне-ва Е. Ф. и др.).
Особого интереса заслуживают такие издания, как «Беларуская палiтычная сiстэма { прэзiдэнтскiя выбары 2001 г.» и «Беларуска-руская iтэграцыя 2002 г.». В рамках этих сборников сотрудничали политологии разных направлений.
Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований выпустил несколько значимых работ, посвященных анализу выборов и партийной системы Республики Беларусь в сравнении с международными стандартами (Чудаков М. Ф., Вашкевич А. Е., Альфер С. А. и др.).
Институт социально-политических исследований (ИСПИ) регулярно публикует сборники работ по результатам исследований. Основная проблематика исследований ИСПИ: социальная сфера Республики Беларусь, региональная политика, динамика и приоритеты общественного развития Беларуси, Беларусь и Россия: императивы общественного развития, парламентские и президентские выборы в Беларуси.
Так,
с 2003 г. создан и активно развивается
независимый информационно-
Среди негативных аспектов развития белорусской политологии можно выделить следующие. Формирование отдельных научных направлений и научных школ имеет ограниченные результаты. Остается проблема разрыва между эмпирическим, теоретическим и прикладным знанием сферы политического. К сожалению, встречаются околонаучные публикации, претендующие на статус высокого теоретического анализа. Наиболее актуальными направлениями развития белорусской политологии являются: разработка методик политического анализа, вписанных в конкретную ситуацию, а также нормативно-философский анализ. Завершение процесса институционального оформления политической науки и формирование научных школ белорусской политологии сдерживается низким уровнем сотрудничества в рамках сообщества политологов, а также отсутствием финансовых ресурсов, ограниченностью организационных ресурсов.
Позитивные
достижения и значимые результаты все
же перекрывают вышеописанные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня уже нельзя не признать, что спор между сторонниками их двух подходов в воззрениях на Беларусь и ее народ – национально-белорусского и западнорусского – уже разрешен самой историей и разрешен поистине диалектически. С одной стороны, белорусы сформировались в качестве самобытного народа, способного к самостоятельной государственной жизни, с другой – они составляют наряду с русскими и украинцами одну из трех славянорусских этнических ветвей. Сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями.
С
начала 90-х гг. ХХ столетия открылся
новый этап развития государственности
Беларуси и, соответственно, отечественной
политической мысли. Его особенностью
являются уяснение места и роли нашего
государства в мировом сообществе, поиск
новой формулы единения белорусов с братскими
славянскими народами, прежде всего с
русским и украинским, обоснование путей
упрочнения государственного суверенитета
республики, становления демократического
общественного устройства на основе познания
специфики социально-экономических, политических
и исторических условий жизни народа,
освоения и творческого использования
достижений как отечественной, так и мировой
политической мысли. Сегодня в Беларуси
создаются все необходимые условия для
успешного развития политологии, не только
как науки, но и как манеры отношений со
странами мирового сообщества. Мы не стоим
на месте, страна создает перспективный
объем политических мыслей и идей, в лице
обучаемых студентов по данной дисциплине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ