Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;
- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
Особенности Российской Федерации как светского
государства…………………………………………………………..15
2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
государства…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Тема: Россия – светское государство 

План: 

Введение……………………………………………………………………….....2

Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4

     1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4

       1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8

Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15

    1. Особенности Российской Федерации как светского          

          государства…………………………………………………………..15

    2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19

Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского

              государства…………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы…………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Темой данной курсовой работы является «Россия – светское государство». Актуальность темы выражается в том, что светское государство в общем смысле – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

      Недостаточно  четкая определенность правового содержания принципа светского характера государства зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, дискриминации граждан по признаку их убеждений.  
 Актуальность исследований в данной сфере проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светское государства и какие особенности его проявления в российском государстве.  
 Объектом данной работы являются правовые отношения, складывающиеся в области взаимоотношений «государство-церковь».

      Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.

      Достижение  указанной цели обусловило необходимость  постановки и решения следующих задач: 
 - раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства; 
 - проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации; 
 - исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;

      - отразить взаимоотношения церкви  и государства в России;

      - определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.

      Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ

    1. Понятие, признаки и сущность светского государства
 

     Понятие «светское государство», согласно словарю А.Ф. Никитина означает «конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности»1.

      Применительно к государственно-правовой сфере, светский – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

      Характеризуя  категорию « светский», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.

      Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни  общества, от тех проблем, которые волнуют как верующих, так и неверующих2.

      Раскрывая принцип отделения религиозных объединений от государства можно показать следующие его существенные признаки:

  1. Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций;
  2. Недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.

     Недопустимость  смешения и подмены компетенции  государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;

      Недопустимость  вмешательства религиозных объединений  в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.

Недопустимость  признания религиозных норм или  решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.

      Запрет  преследования религиозными  объединениями  политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан – членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке3.

      Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:

      - запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;

      - свобода мировоззренческого самоопределения ( свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии;

      - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;

      - равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.

      Светскость  легитимности государства. В конституционном  праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

      Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня4.

     Итак, светское государство – это конституционная характеристика государства, отражающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. Светское государство – государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. 

    1. Конституционно- правовые аспекты светской России
 

     В российском законодательстве на федеральном  уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства  закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светского государства – отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светского государства.

      Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), « не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

      Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений5.

      В законодательстве Российской Федерации  закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светского государства и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого оказываются неурегулированными и неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования государством социально значимых инициатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).

      Выдвигается и обосновывается вывод, что конституционно- правовой институт светского государства в Российской Федерации характеризуется системностью, проявляющейся в:

Информация о работе Россия - светское государство