Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства на примере Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;
- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Предметом исследования служит российский конституционный принцип светскости государства.
Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
Особенности Российской Федерации как светского
государства…………………………………………………………..15
2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
государства…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..31
Тема: Россия
– светское государство
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ………4
1.1 Понятие, признаки и сущность светского государства……………4
1.2 Конституционно- правовые аспекты светской России……………8
Глава 2. Развитие Российской Федерации как светского государства……...15
государства…………………………………………………
2.2 Взаимоотношение церкви и государства в России....……………..19
Глава 3 Проблемы и перспективы развития России как светского
государства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..31
Введение
Темой данной курсовой работы является «Россия – светское государство». Актуальность темы выражается в том, что светское государство в общем смысле – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.
Недостаточно
четкая определенность правового содержания
принципа светского характера государства
зачастую способствует нарушениям этого
принципа в деятельности некоторых органов
государственной власти, в частности ведет
к нарушениям прав и свобод человека и
гражданина, дискриминации граждан по
признаку их убеждений.
Актуальность исследований в данной сфере
проявляется в продолжающихся общественных
дебатах как в России, так и в других европейских
странах по многим важным вопросам: относительно
возможности преподавания религиозной
культуры в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, возможности
оказания государством поддержки социально
значимой деятельности религиозных организаций.
Решения этих и многих других, связанных
с ними, вопросов основываются на ответе
на главный в этой сфере вопрос: что такое
светское государства и какие особенности
его проявления в российском государстве.
Объектом данной работы являются правовые
отношения, складывающиеся в области взаимоотношений
«государство-церковь».
Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижение
указанной цели обусловило необходимость
постановки и решения следующих
задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность
светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые
аспекты светского государства на примере
Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской
Федерации как светского государства;
-
отразить взаимоотношения
- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства.
Предметом
исследования служит российский конституционный
принцип светскости государства.
Глава 1. Светское государство – основа конституционного строя РФ
Понятие «светское государство», согласно словарю А.Ф. Никитина означает «конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности»1.
Применительно к государственно-правовой сфере, светский – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.
Характеризуя категорию « светский», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.
Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем, которые волнуют как верующих, так и неверующих2.
Раскрывая принцип отделения религиозных объединений от государства можно показать следующие его существенные признаки:
Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;
Недопустимость
вмешательства религиозных
Недопустимость
признания религиозных норм или
решений религиозных
Запрет
преследования религиозными объединениями
политических целей через запрещение
участия религиозных
Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:
- запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;
- свобода мировоззренческого самоопределения ( свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
- равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.
Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.
Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня4.
Итак,
светское государство – это конституционная
характеристика государства, отражающая
независимость и суверенность государства
и религиозных объединений (равно как
и объединений, деятельность которых направлена
на распространение идеологии) в соответствующих
сферах их компетенции, гарантированные
недопустимостью установления в государстве
общеобязательной религии или идеологии
и отделением от государства религиозных
объединений и объединений, деятельность
которых направлена на распространение
идеологии. Светское государство – государство,
обеспечивающее независимость и суверенность
государственных институтов и религиозных
объединений (равно как и объединений,
деятельность которых направлена на распространение
идеологии) в соответствующих сферах их
компетенции, гарантированные недопустимостью
установления в государстве общеобязательной
религии или идеологии и отделением от
государства религиозных объединений
и объединений, деятельность которых направлена
на распространение идеологии.
В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светского государства – отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светского государства.
Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), « не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений5.
В законодательстве Российской Федерации закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светского государства и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого оказываются неурегулированными и неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования государством социально значимых инициатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).
Выдвигается и обосновывается вывод, что конституционно- правовой институт светского государства в Российской Федерации характеризуется системностью, проявляющейся в: