Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:45, доклад
Средства массовой информации (СМИ) - один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Российский
университет дружбы
народов |
Эссе
на тему: |
Москва 2010 |
Выполнила:
студентка группы ГПБ-34
Галеева Ольга
Проверила:
к.п.н. Медведева В.К.
Средства
массовой информации (СМИ) - один из важнейших
институтов современного общества, оказывающий
влияние почти на все сферы
его деятельности, включая политику,
здравоохранение, образование, религию
и т.д. Массовая культура в различных
ее вариантах формируется, распространяется
и сохраняется с помощью СМИ.
Огромна их роль в формировании,
функционировании и эволюции общественного
сознания в целом. Более того, восприятие
и интерпретация важнейших
Цель данной работы - исследовать проблему средств массовой информации в политике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие СМИ;
-
обозначить политические
-
охарактеризовать каналы и
- раскрыть сущность политического манипулирования;
-
показать пути ограничения
Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность, т.е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
Функции СМИ разнообразны. Они состоят в:
- информировании граждан;
- содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
- возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;
- мобилизации и формировании общественного мнения.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры, посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.д.
Многие
небольшие по территории государства
и города в качестве своего рода
закодированного СМИ
В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на происходящие в нем события.
Радио
и телевидение значительно
Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. Началом "эры телевидения" в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США.
В 70-х - 80-х годах телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и особенно голосования американских избирателей в США часто приводят телевизионные дебаты. Постепенно теледебаты как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России.
СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.
В
современной трактовке понятие "манипуляция"
рассматривается как
Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
Существует
множество приемов
Для
каждого информационного жанра,
наряду с общими приемами манипулирования,
существуют и специальные. Телевидение,
например, для формирования у зрителей
отталкивающего чувства по отношению
к неугодным политикам
Манипулирование
широко используется не только в тоталитарных
и авторитарных государствах, где
часто является доминирующим методом
деятельности СМИ, но и в современных
западных демократиях, особенно в партийной
пропаганде и во время избирательных
кампаний. Сегодня ни одна президентская
или парламентская
Как показывают эмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому образу, который создает ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса - имиджмейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы - имиджмейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.
За
искусно изготовленной СМИ
Возможности использования манипуляции велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.
Серьёзным
препятствием на пути манипулирования
общественным сознанием является научное
знание, получаемое людьми в ходе образовательного
процесса. Следует иметь в виду,
что политическое манипулирование,
особенно при монополии его инициаторов
на СМИ, экономическую и политическую
власть, способно обходить многие барьеры.
Так, например, провал экономической
политики правительства можно объяснять
по-разному: его некомпетентностью
или коррумпированностью, тяжёлым
наследием прошлого режима, неизбежностью
трудностей в период реформирования,
происками оппозиции или
Заключение.
В качестве вывода отметим некоторые принципиально важные положения, позволяющие представить принципы преодоления негативных последствий деятельности СМИ.
Существует
три главных формы современной
организации СМИ: частная (коммерческая),
государственная и общественно-
При
коммерческой организации, господствующей,
например, в США, СМИ находятся
в частном владении и финансируются
исключительно за счёт доходов от
рекламы и частных
В
условиях государственной организации
СМИ принадлежат государству
и прямо финансируются и
Общественно-правовая
организация СМИ стремится