Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:42, реферат
Данная тема семестровой работы актуальна т.к. начало XXI века предъявляет невиданные ранее требования к социологической науке. Основная причина этого – глобальные изменения в общественном развитии; обострение экологических, демографических и других проблем; развитие индивидуально-личностного характера; рост социальной дифференциации регионов мира; общее изменение геополитической картины современного мира; последствия информационной технологии и др.
Целью данной семестровой работы является изучение особенностей актуальных проблем социологических исследований на современном этапе развития Казахстана.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть понятие «стратификация»: сущность, исторический контекст.
• Проанализировать экономику и социальную стратификацию, и характер взаимодействия.
• Выявить тенденции стратификации и расслоения казахстанского общества.
Объектом исследования являются актуальные проблемы социологических исследований.
Предмет исследования - социологические исследования.
Работа состоит из двух частей, введения, заключения и списка литературы.
Методом исследования в данной семестровой работе является анализ документов и информации, взятой из учебных пособий и всемирной паутины.
В настоящее время социология читается во всех высших учебных заведениях Республики Казахстан. Социологическое образование стало неотъемлемой частью подготовки специалистов любого профиля.
Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет объективно анализировать социальную реальность, дает выход на самые актуальные проблемы современной жизни.
Содержание:
1.Введение
Данная тема семестровой работы актуальна т.к. начало XXI века предъявляет невиданные ранее требования к социологической науке. Основная причина этого – глобальные изменения в общественном развитии; обострение экологических, демографических и других проблем; развитие индивидуально-личностного характера; рост социальной дифференциации регионов мира; общее изменение геополитической картины современного мира; последствия информационной технологии и др.
Работа состоит из двух частей, введения, заключения и списка литературы.
Методом исследования в данной семестровой работе является анализ документов и информации, взятой из учебных пособий и всемирной паутины.
В настоящее время социология читается во всех высших учебных заведениях Республики Казахстан. Социологическое образование стало неотъемлемой частью подготовки специалистов любого профиля.
Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет объективно анализировать социальную реальность, дает выход на самые актуальные проблемы современной жизни.
2. Актуальные проблемы социологических исследований в Казахстане
Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное - наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.
Описательное исследование - более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование - самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.
По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным.
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.
Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контентанализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации -- компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов -- экспертные опросы или оценки.
Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации мог быть различными: бланк или дневник наблюдения, фототеле- или киноаппарат и другие технические средства.
Наблюдение - один из самых распространенных
способов познания. В социологических
исследованиях наблюдение является
методом сбора первичных
На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы социологических исследований.
Проблемами опросов (обследований) могут быть:
Проблемы документальных исследований:
Проблемы экспериментов:
Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками. Становлению и развитию социологии в Казахстане основной толчок дала независимость Республики. Социологи считают, что общество - это продукт человеческой мысли, которую, следовательно, можно изменить.
В трудах казахстанских социологов
затрагиваются различные
Среди них особое место занимают труды по социальной структуре и социальной стратификации доктора философских наук, профессора М.С. Аженова. Автор в монографии «Социальная стратификация в Республике Казахстан», пишет, что в стратификационном процессе, который проистекает в нынешнем Казахстане, не играет никакой роли, принадлежность к какому-то этносу. Главные признаки углубляющейся дифференциации в казахстанском обществе - это доход и власть.
В становлении и развитии социологической науки в Республике Казахстан важную роль сыграли труды доктора философских наук, профессора Н. Аитова. Важное место в изучении проблем этнотерриториальных культурных контактов занимает монография доктора социологических наук, профессора М. Тажина. В данной работе подчеркивается, что зачастую содержание проблемы и способы ее решения сводятся к перестройке языковой политики в регионах. Разумеется, это исключительно важное направление формирования регионального равенства в культурном и политическом отношении.
За годы независимости Республики
Казахстан под редакцией
Своими трудами развивают
Прошедшие в Алматы III Конгресс социологов Казахстана и II Конгресс социологов тюркоязычных стран (апрель, 2008) задали весьма высокую планку, которой внутреннее развитие социологии в стране должно, несомненно, соответствовать.
Для
определения уровня, на котором сейчас
находится казахстанская
Диагноз, поставленный экспертами уровню развития казахстанской социологии (который оценивался по пятибалльной шкале), неутешительный. Ни один эксперт не обозначил самый высокий уровень развития - «5». Наибольшую поддержку нашла оценка «3» - так считают более половины (54,3%) опрошенных. Еще около трети экспертов полагают, что развитие нашей социологии надо оценивать на «2» - 22,9% и даже на «1» - 11,4%. Только 8,6% экспертов поставили «4» отечественной социологии.