Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:56, реферат
Цель работы изучить соотношение политики и идеологии.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и функции политической идеологии;
изучить современные политические идеологии.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Политическая идеология: сущность и функции………………………………5
2. Основные политические течения в современной России……………………..11
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиография……………………………………………………………………….24
2.4
Социал-демократия
Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего Я самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и справедливости») в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое место уделялось нравственно-этическим факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.
В
современной российской политической
системе на роль носителя данного политического
течения претендует партия «Справедливая
Россия» во главе с С. Мироновым.
2.5 Фашизм
Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.
Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.
Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.
В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов.
Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими деятелями, распространением миссионерских идей и концепций.
С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.
Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому «без цвета и запаха» фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.
Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, национальное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.
К
сожалению в России есть сторонники этой
идеологии. К ним можно отнести партию
«Национал-большевиков» во главе Э. Лимоновым,
движение «РНЕ» и некоторые другие. Все
партии данного толка запрещены российским
законодательством и преследуются по
закону.
Заключение
Итак, политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.
Все
современные политические идеологии,
отражая конфликты социального бытия,
находятся в постоянном развитии. Идеологии
приобретают новые исторические формы,
заимствуя друг у друга ценностные ориентиры,
которые лучше выполняют роль мобилизации,
организации определенных социальных
слоев, направляют их социальное действие.
Так либерализм становится «социалистичнее»,
а социализм - «либеральнее». Консерватизм
усваивает ценности либерализма. Современные
идеологии как бы отступают от одностороннего
видения мира, движутся по пути взаимопроникновения
и взаимодополнения. Однако это пока не
приводит к утрате их самоидентичности.
В идеологиях отражается и социальный
интерес и поиск более реалистичных и
эффективных программ общественного развития.
Конкуренция сил, претендующих на власть,
как и конкуренция идеологий - элемент
властеотношений, это мотор политического
развития, одна из гарантий его демократических
тенденций.
Библиография
Политология. Г.А. Белов - М.: ЧеРо, 2003.
Политология. М.А.Василик - М.: АСТ, 2006.
Основы политологии. Д.П. Зеркин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Политология. М.Н. Марченко - М.: Зерцало, 2007.
Политология. Р.Т. Мухаев - М.: Приор, 2001.
Судьбы либерализма. А.В. Аваков М., 2000.
Политология: Учебник для высших учебных заведений. К.С. Гаджиев М., 2003. Гл. 14.
Политология. А.А. Горелов - М.:ЭКСМО, 2006
Победы и поражения современной социал-демократической Европы // Полис. А.А. Громыко 2005. № 3.
Современная российская идеология как система и политическая реальность В.А. Гуторов // Полис. 2005. № 3.
Краткий философский словарь/Под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 2006.
Главные идеологии современности. В.П. Макаренко Ростов н/Д., 2000.
Политология. Р.Т. Мухаев - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008
Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации А.Г. Мысливченко // Вопросы философии. 2005. № 11.
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004. Гл. 14.
Политология. В.П. Пугачев Высшее образование: Учебное пособие. М., 2003. Гл. 17.
Западная социал-демократия на рубеже веков // С. Перегудов Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 7.
Политическая идеология: логика исторической эволюции А.И. Соловьев // Полис. 2005. № 2.