Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание

Целью работы является сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.
Объектом данной работы является общество в период возникновения и развития данной теории.
Задачами работы являются:
- изучение общих закономерностей и причин возникновения государства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка
1 Государство по Томасу Гоббсу…………………………………..…….…….5
2 Учение Джона Локка о государстве…………………………………....……11
Заключение…………………………………………………………………….…17
Литература…………………

Работа состоит из  1 файл

На тему.docx

— 60.17 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка

1 Государство по Томасу Гоббсу…………………………………..…….…….5

2 Учение Джона Локка о государстве…………………………………....……11

Заключение…………………………………………………………………….…17

Литература……………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существует множество  теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями  развития общественного сознания и  экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие  множества теорий происхождения  государства свидетельствует об относительности человеческого  познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому  каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют  друг друга и содействуют более  полному воссозданию картины  процесса происхождения государства.

Рассмотрение проблем  гражданского общества целесообразнее начать исследовать с его философского обоснования. Это предполагает в  свою очередь обращение к доктрине естественного права, которая на протяжении многих столетий с древности  до нового времени служила общей  теоретической основой всякой концепции  социального устройства. В самом  общем виде естественное право может  быть определено как правовая система, призванная стать общей для всего  человечества, нормы которой происходят скорее всего из общественных правил или позитивного права. На всем протяжении истории данной концепции, начиная  с мыслителей античности, шли споры  о природе естественного права  и характере его отношений  с позитивным правом. Учение об общественном договоре получило свое обоснование  в рамках теории естественного права, связано с ней исторически  и генетически. Поэтому концепция  общественного договора прошла в  своем развитии сходные этапы  и представляет собой по существу основу естественно-правовой доктрины.

Переход реализации идей гражданского общества правового государства  представляет собой длительный и  чрезвычайно сложный процесс. Как  было показано, именно философия русского конституционализма представляет собой философский политический пример, имеющий с данной точки зрения принципиальное значение. Философский смысл данной парадигмы не утратил своего значения для анализа современного мирового политического процесса.  
В начале нового времени в Западной Европе политические мыслители оказались перед необходимостью изучения путей выхода из социального кризиса. Они обратили внимание на альтернативу путей выхода из кризиса – революционного разрушения или радикального реформирования, обсуждаемого в трудах Гоббса и Локка, акцентируя возможности централизованной власти, роли государства как гаранта стабильности, с одной стороны, и изменений, с другой.

Целью работы является сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.

Объектом данной работы является общество в период возникновения  и развития данной теории.

Задачами работы являются:

- изучение общих закономерностей  и причин возникновения государства;

- рассмотрение общих положений  договорной теории;

- изучение теоретических  посылок либеральной демократии и конституционализма Джона Локка;

- изучение договорной  теории в интерпретации Томаса  Гоббса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка

1 Государство по Томасу Гоббсу

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-материалист. Родился в графстве Глостершир в семье не отличавшегося  глубокой образованностью вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры  с соседним викарием у дверей храма  потерявшего работу. Воспитывался состоятельным  дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский  университет, который окончил в 1608 году. В 1610 году стал наставником лорда  Гардвика из аристократической семьи  Уильяма Кавендиша (впоследствии графа  Девонширского).

Масса людей, стоящих вне  государства и представляющая его  правителя (будь то собрание или один человек) неспособна самостоятельно выражать свою волю. Поэтому начальной стадией  образования всякого государства  следует считать согласие большинства  людей на его создание путем взаимного  отказа от части своих прав в пользу суверена. Образование государства  происходит по Гоббсу следующим образом: многочисленные естественные лица объединяются в гражданское лицо  либо под  влиянием страха (в ходе завоеваний), либо в надежде на защиту. В первом случае возникает деспотическое  или патримониальное государство, во втором - политическое. Однако в обоих  случаях для выполнения основного  условия общественного договора (сохранения безопасности подданных) суверен  должен обладать всей полнотой власти. Отсюда следует важный вывод, который  можно было бы определять как закон  неделимости суверенитета. Тот, кто  обладает верховной властью, стоит  над законом, ибо он творит его  сам. Он имеет право на собственность  граждан, поскольку она вообще возможна только при условии ее защиты от посторонних посягательств со стороны  государства. Он держит в своих руках  меч войны и правосудия, назначает  и смещает должностных лиц  и слуг государства, наконец, дает оценку различным учениям. Гоббс сравнивает государство с библейским чудовищем - Левиафаном, стремясь подчеркнуть безграничность и абсолютный характер его власти, опирающейся не на право, а на силу. В то же время, сравнивая государство с человеком, он отмечает, что властитель - это его душа, ибо только благодаря властителю государство приобретает единую волю, подобно тому, как человек имеет ее благодаря душе. Суверенитет для Гоббса тождествен с абсолютной властью и предполагает абсолютное подчинение ей.  Общая воля или воля государства не связана гражданским законом или обязательствами по отношению к отдельным гражданам, которые  должны беспрекословно выполнять веления высшей власти. Свобода личности - относительное понятие. Согласно математическому определению Гоббса, свобода - «есть не что иное, как отсутствие препятствий к движению. Следовательно, вода, заключенная  в сосуд, несвободна, если же сосуд разбит, она освобождается. Большей свободой располагает тот, кто содержится в просторной темнице, чем тот, кто заключен в темнице узкой». Следуя этой логике, можно прийти к выводу, что свобода есть лишь право выбирать степень и способ ее ограничения. В истории политической мысли доктрина Гоббса традиционно интерпретировалась как теоретическое  обоснование абсолютизма нового времени. Для этого, как мы видели, есть существенные основания. Важно, однако, отметить, что учение Гоббса в равной мере может быть интерпретировано и в пользу демократического порядка правления. Исторический процесс привел    к тому, что суверенитет сконцентрировался в руках парламента, а сам парламент стал представлять не только интересы узкого привилегированного  слоя, но и масс населения. Для такой трактовки учения Гоббса можно найти некоторые основания в его концепции форм правления. Следуя изложенной выше теории суверенитета, Гоббс резко критикует тезис античных авторов (прежде всего Аристотеля) о разделении всех форм правления на правильные и неправильные. По его мнению, это просто различные (более или менее пристрастные) названия одних и тех же форм правления, причем нельзя установить принципиальной разницы, например, между монархией и тиранией (чем сводится на нет оценка правления с позиций его законности). Бессмысленно говорить и о смешанных формах правления, ибо суверенитет неделим. По этой же причине однозначно отвергается концепция разделения властей, реализация которой на практике, например, в смешанной монархии Аристотеля, ведет к закреплению различных функций за определенными социальными группами: власть устанавливать законы - за всеми гражданами, денежное обложение  - за частью народа, суд - за магнатами, а решение вопроса о войне и мире - за монархом. Коренным недостатком такого разделения властей, считает Гоббс, является то, что в лучшем случае оно практически бесполезно, но зато в худшем (при возникновении конфликта)   ведет к углублению и оформлению раскола в обществе, результатом которого может стать распад общественного договора - гражданская война, т. е. фактическое возрождение естественного состояния с его анархией и войной всех против всех. Гоббс поэтому считает разумным лишь унитарное правление, формы которого он классифицирует по числу лиц, стоящих у власти, на демократию (где верховная власть принадлежит собранию всех граждан), аристократию (где она концентрируется в руках лучших людей или оптиматов) и монархию (где правит один человек), причем во всех случаях монополия на власть остается у какого-либо одного института. Проводится сопоставление трех форм власти с точки зрения их эффективности. Демократия, по мнению Гоббса, особенно неэффективный и дорогой способ правления, поскольку она отвлекает от работы большое число людей, осуществляется с помощью многочисленных партий и их вождей - честолюбивых демагогов, рвущихся к власти ценой раскола общества и угрозы гражданской войны. Все симпатии мыслителя на стороне твердой монархической власти, наиболее соответствующей подлинным интересам народа. Смена форм правления объясняется последовательной передачей власти от более представительной группы правителей менее представительной и, наконец, одному человеку, т.е. процессом ее концентрации. В истории мысли отношение к Гоббсу было прямо противоположным, однако никто не может отрицать его огромного влияния.

Одним из крупнейших последователей Гоббса был Спиноза, который интерпретировал естественное состояние как состояние взаимной ненависти и борьбы, при котором решающую роль играет право силы1. Нестабильность такого положения, содержащая постоянную угрозу человеческой жизни, побуждает людей к объединению в общество. Отличие подхода Спинозы от Гоббса в трактовке общественного договора состоит в том, что у него индивид передает свои права всему обществу, а не суверенному правителю, а государство, возникающее на такой основе, носит демократический, а не авторитарный характер. Таким образом, хотя переход из естественного состояния к гражданскому обществу осуществляется через общественный договор, центр тяжести приходится на естественные основания социального порядка, а не на государство. Гоббс и Спиноза разрушили традиционные представления средневековой теории естественного права о божественном происхождении и реальности существования определенных моральных норм, которые в их сочинениях предстали как результат известного соглашения между индивидами, что означало принципиально новое решение проблемы общественного договора. Использование естественного права (в более традиционной его трактовке) для обоснования абсолютизма нашло свое наиболее полное выражение в трудах таких германских мыслителей, как брандербургский историограф и тайный советник Самуил Пуффендорф, влиятельный профессор университета в Галле — Христиан Томмазий и сторонник пиетизма Христиан Вольф, сыгравший решающую роль в разработке теоретической программы Просвещенного абсолютизма ХVIII в.

Разрушаются государства, по мнению Томаса Гоббса, в некоторых  случаях. Хотя ничто, сотворенное смертными, не может быть бессмертно, однако, если бы люди руководствовались тем разумом, на обладание которым они претендуют, их государства могли бы быть, по крайней мере, застрахованы от смерти вследствие внутренних болезней. Томас приводит несколько причин распада государства.

1. Недостаточность абсолютной  власти. Человек, добившийся королевства,  довольствуется иногда меньшей  властью, чем та, которая необходима  в интересах мира и защиты  государства. Из этого вытекает  следующее: когда такому королю  приходится в интересах безопасности  государства использовать и те  права, от которых он отказался,  то это имеет видимость незаконного  действия с его стороны, побуждающее  огромное число людей (при наличии  подходящего повода) к восстанию;

2. Частные суждения о  добре и зле. Каждый отдельный  человек есть судья в вопросе  о том, какие действия хороши  и какие дурны. Это верно  в условиях естественного состояния,  когда нет гражданских законов,  а при наличии гражданского  правления в тех случаях, которые  не определены законом. Во всех  же других случаях ясно, что  мерилом добра и зла является  гражданский закон, а судьей  законодатель, который представляет  государство;

3. Совесть может быть  ошибочной. Все, что человек  делает против своей совести,  есть грех. Однако с человеком,  живущим в государстве, дело  обстоит не так, ибо закон  есть совесть государства;

4. Мнение о том, что  суверен подчинен гражданским  законам. По Гоббсу это является  ошибочным мнением. Ставя законы  над сувереном, тем самым ставит  над ним и судью, и власть, которая может наказывать, что,  значит, делать нового суверена, и на том же основании третьего, чтобы наказать второго и так  дальше до бесконечности, что  должно вести к разрушению  и разложению государства;

5. Приписывание абсолютного  права собственности подданным.  Каждый человек обладает абсолютным  правом собственности на свое  имущество, исключающим право  суверена;

6. Учение о делимости  верховной власти. Делить власть  государства, значит разрушать  его, так как разделенные власти  взаимно уничтожают друг друга;

7. Подражание соседним  народам;

8. Популярность отдельных  лиц;

9. Недостаток денежных  средств;

10. Свобода высказываний  против верховной власти производит  беспокойство в государстве;

11. Распад государства  и поражение в войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Учение Джона Локка о государстве

Джон Локк (1632-1704) английский философ, иногда называемый «интеллектуальным  вождем 18 в.» и первым философом  эпохи Просвещения. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в  семье судейского чиновника. Благодаря  победе парламента в гражданской  войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был  принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую  школу - в то время ведущее учебное  заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к  пуританским взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного  защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских  лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж  Оксфордского университета. Ко времени  реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими  и во многом близкими взглядам Гоббса.

Вклад Локка состоит в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли. Основным сочинением Локка по социально-политическим проблемам является «Два трактата о правительстве», над которым он работал более десяти лет. Первый трактат появился как полемический ответ консервативному монархическому писателю Р. Филмеру и вышел вскоре после издания его основного сочинения - «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» в 1660 г. Другой трактат был написан в период с 1679 по 1689 гг.   в годы, предшествовавшие эмиграции Локка в Голландию в 1683 и 1688 -1689 гг., и содержит развернутое позитивное изложение концепции мыслителя2. Если учение Гоббса можно рассматривать как результат теоретического осмысления первой Английской революции, то Локка обычно рассматривают как идеолога второй или Славной английской революции 1688—89 гг., когда в результате смещения с престола Якова II Стюарта и провозглашения королем Вильгельма III Оранского были существенно ограничены права короны и заложены основы парламентарного строя. Уже в первом своем трактате Локк последовательно выступает против той теологической трактовки теории естественного права, из которой вытекает представление о незыблемости и законности монархической власти. Коренное расхождение с Гоббсом, с одной стороны, и Локком, а также всей последующей просветительской мыслью, с другой, состоит в различной оценке метафизической природы человека и его способности осознать разумность добра. Она заключается в отсутствии единого центра, регулирующего отношения между людьми и разрешающего конфликты между ними, возникающие из-за взаимного несоответствия свободных воль. Естественное состояние, считает Локк, вовсе не тождественно состоянию постоянной войны индивидов друг с другом, скорее даже противоположно ему, однако содержит потенциальную угрозу таких столкновений ввиду отсутствия общего арбитра для разрешения споров и взаимных противоречий. Поэтому разум требует от людей объединения в общество и создания государства. В результате, коренным образом меняется понятие свободы, которая в принципе определяется как право на любые действия, не противоречащие законам. В соответствии с этим, в естественном состоянии свобода человека заключается в том, что его воля не связана ничем, кроме законов природы, в обществе - она не ограничена ничем, кроме его законов, установленных с общего согласия. Переход к гражданскому или политическому обществу и возникает при введении таких законов, содержащих гарантии жизни, свободы и собственности человека. Все три права тесно связаны между собой, а власть является верховным арбитром или третейским судьей в наблюдении за их реализацией. Из трудовой теории стоимости, свойственной вообще классической английской политической экономии, Локк делает вывод о разумности и справедливости превращения некогда общей собственности (прежде всего на землю) в частную, которая становится у него фундаментом гражданского общества и неразрывно связана со всеми другими правами человека, прежде всего - на свободу, как экономическую, так и политическую в рамках установленного закона. Проблема собственности вообще является центральной для локковской теории гражданского общества.

Основу гражданского (политического) общества по Локку составляет общественный договор, трактовка которого в принципе сходна с той, которую можно найти у Гоббса. Однако в отличие от него, склонявшегося к выводу о необходимости абсолютной власти, Локк считал что абсолютная (не связанная ограничениями) власть не может выполнять функции третейского судьи, а следовательно - несовместима с гражданским обществом и не может вообще быть формой гражданского правления. Более того, Локк считает естественное состояние даже лучшим строем, нежели абсолютизм, ибо там каждый защищает свое право сам, здесь же все зависит от неограниченной власти правителя. Локк также выделяет три власти в государстве - законодательную, исполнительную и федеративную, весьма подробно определяет их содержание и взаимоотношение между ними. Основной властью в обществе является власть законодательная, которая непосредственно вытекает из общественного договора и составляет сущность и организующую силу гражданского общества. В трактовке этой проблемы Локк подходит очень близко к сформулированной позднее Руссо теории народного суверенитета, хотя и не дает ей такой максималистской интерпретации. Законодательная власть действует в рамках закона, но не вопреки ему, а ее временные носители, по мере выполнения своих функций, сами оказываются вынужденными выполнять те законы, которые они приняли. Другой тип власти - исполнительная, возникает благодаря практической необходимости проводить решения высшей (законодательной) власти в жизнь, а также осуществляет непрерывное наблюдение за их исполнением. Наконец, третий тип власти -    федеративная, регулирует отношения государства с другими государствами, находящимися по отношению к нему в естественном состоянии. Сюда относится круг вопросов, традиционно связанных с ведением международных отношений - право войны и мира, участие в коалициях и союзах, ведение переговоров с другими государствами и иностранцами. Хотя Локк и рассматривал разделение исполнительной и федеративной властей, он считал целесообразным совмещение их в одних руках, видя в этом средство усиления общества. Суммируя эти наблюдения, можно констатировать, что идея разделения властей проведена Локком недостаточно последовательно, а в его схеме отсутствует единый критерий их разграничения, сохраняется некоторый параллелизм в их функциях (например, между законодательной и федеративной, между  федеративной и исполнительной властью). Тем не менее, Локк хорошо осознает, что разделение властей создает объективную возможность конфликта, а потому довольно подробно характеризует отношения между ними. Главную проблему он усматривает в отношениях законодательной и исполнительной власти. Теоретически, законодательная власть имеет неоспоримое преимущество над исполнительной, однако на практике их отношения могут быть значительно сложнее. Создание законов, в принципе,    кратковременная процедура, а их исполнение, наоборот, долговременная. Отсюда возникает угроза того, что власть имущие, не желающие расстаться с властью и теми ощутимыми привилегиями, которые она дает, пожелают продлить свое господство, попытавшись для этого расширить полномочия высшего законодательного органа или совместив функции законодательной и исполнительной власти в одних руках. Поскольку, отмечает Локк, искушение может быть слишком велико при слабости человеческой природы, склонной цепляться за власть, то те же лица, которые обладают властью создавать законы, могут также захотеть сосредоточить в своих руках и право на их исполнение, чтобы таким образом сделать для себя исключение и не подчиняться созданным ими законам и использовать закон, как при его создании, так и при его исполнении для своей личной выгоды: тем самым их интересы становятся отличны от интересов всего общества, противоречащими целям общества и правления. Этот вывод непосредственно вытекал из анализа истории английского парламентаризма и, в частности,  -  так называемого Долгого парламента, узурпировавшего власть на неопределенный период и разогнанного Кромвелем. Локк сформулировал идею, ставшую затем основной темой размышлений и споров в социологии политических партий и известную как железный закон олигархии. Однако узурпация власти возможна не только путем присвоения законодательной властью функций исполнительной, но и наоборот - путем установления контроля исполнительной власти за порядком деятельности законодательных органов. Эта вторая сторона проблемы интересует Локка даже сильнее, чем первая, поскольку непосредственно связана в его представлении с борьбой королевской власти с парламентом.  Исполнительная власть, действующая на постоянной основе, вынужденная приспосабливать общие положения законов к меняющейся практике управления, а также предпринимать собственные действия в случае отсутствия законодательных предписаний, - получает тем самым, уникальную возможность выступать от имени закона, что в перспективе создает угрозу захвата всей власти. В такой ситуации возникает конфликт между обществом и государством, который может носить социальный и политический характер: это распад общества (того договора, который его образует) или системы правления (системы институтов и органов власти). Проявлением этого становится в принципе изменение статуса законодательной власти в обществе и политического органа, ответственного за ее осуществление - его организации (административной структуры), состава, функций или компетенции, места в политической системе, порядка деятельности. Перерождение власти выражается, прежде всего, в изменении ее отношения к основным правам человека, то есть посягательства на “жизнь, свободу и имущество  народа”. Исполнительная власть также трансформируется в этом русле, причем Локк весьма полно характеризует пути ее возможной коррупции: здесь и изменение способа выборов, подкуп избирателей, искусственный подбор выборщиков, система гнилых местечек и т.п. явления, ставшие предметами всестороннего осмысления и критики в политической литературе лишь в значительно более позднее время. Такое развитие событий и подмена подлинной (избранной народом)   власти фиктивной (либо путем насильственного устранения существующей законодательной власти, либо путем ее внутреннего изменения, когда она перестает отражать интересы народа) ведет к расторжению общественного договора и ввергает общество в состояние войны, где действует только голая сила. Очевидно, что эта теория  явилась теоретической основой борьбы парламента против абсолютной власти монарха и обобщила в себе опыт английских революций. Локка не смущает даже упрек в том, что эта теория ведет к гражданской войне. По его мнению, винить следует тех, кто своими действиями привел к ней, а не тех, кто отстаивает в ней свои права. Объектом его критики становится в этой связи королевская власть. Учение о формах правления Локка разделяет их все на несколько основных типов в соответствии с тем, в чьих руках находится верховная или законодательная власть. Это совершенная демократия, олигархия, монархия (которая разделяется на наследственную и выборную) и, наконец, смешанная форма правления, которой отдает предпочтение мыслитель. Сам Локк склоняется к той форме правления, которая традиционно существовала в Англии: король, палата лордов и палата общин.

Информация о работе Сравнительный анализ