Средства массовой информации и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 35.98 Кб (Скачать документ)

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

 

В современной науке рассматриваются  два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать  многообразие состояний, которые посредством  взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются  в их структуре.[1]

 

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

 

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и  протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным  устройством.[2]

 

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки  зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим  специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

 

С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных  свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и  др.

Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую  передачу и массовое тиражирование  словесной, образной и музыкальной  информации c целью массовой коммуникации.

 

 

Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная  система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными  уровнями организации (в стране, в  регионе, на производстве). Отличительные  черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических  приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

 

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения  информации с помощью печатного  воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с  помощью электромагнитных волн) и  телевидения (передачи звуковой и видеоинформации  также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения  обязательно использование соответствующего приемника).

 

Благодаря использованию  этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио  и телевидение, каждая из которых  состоит из огромного числа каналов  — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио  и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в  небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет  свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

 

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела  особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция  несет информацию в виде напечатанного  буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических  форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения  радио - телевизионной ин формации нужны  телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко  иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное  время, не мешая окружающим, и в  обстоятельствах, не позволяющих или  мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

 

При этом чтение текста и  восприятие изобразительного печатного  материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том  порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

 

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает  другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио  способны передавать информацию практически  непрерывно и в высшей степени  оперативно, то печать самой технологией  обречена на дискретность выпуска номеров  и книг. В настоящее время частота  выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

 

Таким образом, пресса проигрывает  в оперативности информирования.

 

Вторым по времени появления  средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной  его чертой является то, что носителем  информации в данном случае оказывается  только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное  вещание, осуществляемая по проводам —  проводное вещание) позволяет мгновенно  передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала  происходит в момент передачи (или  — при передаче на очень большие  расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности  радиовещания, когда сообщение поступает  практически в момент свершения  события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио  очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

 

Характерным для радио  является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.

 

Однако особенности радио  определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

 

Телевидение вошло в жизнь  в 30-х годах и стало, как и  радио, равноправным участником «триумвирата»  средств массовой информации в 60-х  годах XX века. В дальнейшем оно развивалось  опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

 

Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение  взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие  расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

 

Как и на радио, на телевидении  возможна организация оперативных  передач, как из студии, так и с  места событий (хотя прямое включение  имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием  видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой»  передачи, идущей прямо в эфир с  места события, в значительно  большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

 

На телевидении “аудио”  и “видео” могут выступать  и на равных, но в необходимых  случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной  галереи). Специфика телевидения  определяет особенности всех типов  программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

 

К этим видам СМИ в последнее  десятилетие присоединяется и активно  развивающийся четвертый тип  каналов информации — всемирная  компьютерная сеть (представленная в  наше время Интернетом), в которой  значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политическое манипулирование  и пути его ограничения

Наибольшую опасность  для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМ И для политического манипулирования -- скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это -- не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как  способ социального управления имеет  для его субъектов ряд преимуществ  по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

В современном мире теория и практика политического манипулирования  получили достаточно глубокую научную  разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в  массовое сознание социально-политических мифов -- иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Мифы составляют фундамент  всей иллюзорной картины мира, создаваемой  манипуляторами. Так, несущими конструкциями  коммунистической системы манипулирования  выступали мифы о частной собственности  как о главном источнике социального  зла, о неизбежности краха капитализма  и торжества коммунизма, о руководящей  роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении -- марксизме-ленинизме.

В США, по мнению американского  профессора-либерала Герберта Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об индивидуальной свободе и  личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской  власти, а также СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к  накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

Для укоренения социальных мифов  технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия  на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например «империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинизм» и т.п.) и др.

Существует множество  приемов лингвистического, языкового  манипулирования, предполагающих использование  для обозначения одних и тех  же явлений эвфемизмов, а также  слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную  борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные  СМИ в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

Для каждого информационного  жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

Современные манипуляторы умело  используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных  приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью  ссылок на сфабрикованные опросы общественного  мнения или другие факты убедить  граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам  политической позиции, в ее победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться  в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого  большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает  несогласных или колеблющихся к  принятию «общепринятого» мнения или  к глубокому утаиванию своих  убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая  победу манипуляторам.

Информация о работе Средства массовой информации и политика