Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:37, реферат
2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту‑154М компании «Башкирские авиалинии» и транспортный самолет «Боинг‑757» американской почтовой авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.
Эта авиакатастрофа потрясла Европу.
Введение
2 июля 2002 года
в небе над Германией
Эта авиакатастрофа
потрясла Европу.
Согласно спискам,
на борту находились восемь детей
в возрасте до 12 лет и 37 в возрасте
до 16 лет — жители Уфы. Многие подростки
— из семей высокопоставленных сотрудников
администрации президента, правительства
Башкирии и глав районных администраций.
Группа направлена на отдых в Испанию
— поощрение за хорошую учебу.
История
полета.
В ночь с понедельника
на вторник 2 июля 2002 года в небе над
Южной Германией на высоте 12000 м
столкнулись Ту‑154 компании «Башкирские
авиалинии», летевший из Москвы в Барселону,
и грузовой «Боинг‑757» американской почтовой
компании DHL, следовавший из Бахрейна в
Брюссель. На борту российского лайнера
находились 69 человек, включая 12 членов
экипажа и 57 пассажиров, большинство их
— дети, летевшие в Испанию на отдых. Катастрофа,
произошла ровно через год после гибели
Ту‑154
под Иркутском.
Горящие обломки
самолетов разлетелись в
«Услышав грохот,
я сначала подумал, что это
гроза, — рассказывал корреспондент
телеканала ARD немецкому журналу „Шпигель“.
— Вышел на балкон и увидел на небе огромный
огненный шар. Когда он рухнул на землю,
стало ясно, что произошла какая‑то
страшная катастрофа».
Фотограф местной
газеты пеленал ребенка, когда в
небе вспыхнуло пламя. Он сразу выехал
на место происшествия. Вокруг лежали
горящие обломки самолета. На одном
из балконов стояли два бледных, как
мел, человека — они только что
чудом избежали смерти: часть самолета
упала в саду — в 10 метрах от их
дома.
Экипаж «Боинга»,
принадлежавшего компании DHL, занимающейся
курьерской доставкой корреспонденции
и грузов, также никогда не вернется домой.
Погибли британский пилот Пол Филлипс
(у него остались, сиротами трое детей)
и его помощник канадец Брант Кампиони.
Президент Башкирии
М. Рахимов объявил в республике
трехдневный траур по жертвам
катастрофы. Президент России В. Путин
выразил соболезнование родным и
близким погибших.
В овальном зале
кабинета министров Башкортостана
перед журналистами выступил отец погибшего
мальчика Зульфат Хамматов, занимающий
должность заместителя
Дети из Башкирии
должны были вылететь на отдых в
Испанию еще в субботу 29 июня —
в Шереметьеве‑1 их ждал самолет авиакомпании
«Россия». Однако по ошибке менеджера
группу привезли в аэропорт Домодедово.
Впрочем, была еще одна возможность избежать
трагической гибели — если бы руководитель
группы позвонил в Шереметьево и попросил
задержать рейс. Но этого не произошло.
И чуть позже на помощь пришла компания
«Башкирские авиалинии».
«Фирма „Согласие“,
которая выступала московским организатором
и выкупала у нас путевки в
Испании, прислала нам факс с просьбой
предоставить другой рейс, — говорит
генеральный директор турфирмы „Сольмар“
Татьяна Чувилкина. — Мы предложили
детям вылететь в Испанию в
следующую субботу, 6 июля, самолетом
той же авиакомпании „Россия“, а
всю эту неделю пожить в одном
из московских пансионатов. Опять же,
не было бы проблем продлить пребывание
детей в Испании. Но „Согласие“
и фирма‑организатор из Уфы
„Крекс“ не захотели ждать — в группу
входили дети высокопоставленных чиновников
из Башкирии. Дети должны были жить в четырехзвездочном
отеле „Фестиваль парк“ в Салоу (в полутора
часах езды от Барселоны). Сразу после
приезда группу ждал ужин. Мы подавали
в посольство групповую заявку на 55 человек;
пятерым отказали в выдаче виз. Первого
июля они ходили на собеседование в посольство,
но так и не улетели. В результате выжила
целая семья — родители и двое детей, —
а также двадцатилетняя девушка. Все пятеро
узнали о трагедии уже дома, в Уфе».
Кто
же эти счастливые
избранники судьбы?
Дин Хужин, главный
специалист башкирского комитета по
делам ЮНЕСКО, вместе с женой и
двумя маленькими детьми собирался
лететь этим рейсом. Без объяснения
причины испанское посольство в
визе ему отказало, и семья Хужиных
осталась в Москве. Почти у трапа
самолета судьба уберегла еще одну
девушку из группы — из‑за не до конца оформленных
документов. Оказывается, были и другие,
кто отсеялся из группы, даже не доехав
до Москвы.
А вот другая
история, увы, печальная. Путешествовать
дружная семья Шисловских из Белоруссии
начала после того, как устойчиво
заработало их частное предприятие
по производству женских швейных
изделий «Дисма». Старшеклассницы
лучшего лицея Бреста пятнадцатилетняя
Оля и семнадцатилетняя Юля Шисловские
учились на «отлично» и собирались
поступать в университет в
Англии. В Испании они уже отдыхали.
Но эта поездка не задалась с самого
начала — им упорно не хотели открывать
визу. Поезд, на котором ехали Шисловские
в Москву, попал в катастрофу меньше
чем через час после
Олег Шисловский
с женой Людмилой и дочками
Олей и Юлей пересели из поезда в
автомобиль и помчались в Москву.
И все же семья на самолет опоздала.
На ближайший рейс имелись свободные
места; в принципе можно было лететь.
Но Шисловский пропустил вперед другую
семью, а сам переоформил билеты
на следующий рейс. По роковому стечению
обстоятельств им оказался Ту‑154
«Башкирских авиалиний»…
По горячим
следам власти Германии возложили вину
за столкновение на пилота российского
авиалайнера. Уже утром, в 10.09, министр
транспорта земли Баден‑Вюртемберг Ульрих Мюллер
сделал заявление: «Катастрофа произошла
в результате недопонимания пилотов. Русский
летчик допустил грубейшую ошибку».
Представитель
швейцарской авиадиспетчерской
службы «Скайгайд» Т. Мааг сообщил, что
машины находились на встречных курсах
и летчик Ту‑154 лишь на третий раз
отреагировал на указание диспетчеров
начать экстренное снижение. Затем диспетчер
предупредил пилота летящего встречным
курсом «Боинга‑757» об опасном сближении
с российским самолетом. Но пилот грузовика
не успел среагировать. В общем, русские
плохо владели английским языком, да и
техника на Ту‑154, сообщающая об опасном
сближении, наверняка устаревшая.
По другой версии,
экипаж Ту‑154 не успел переключиться
на нужную частоту и просто не услышал
команд с земли.
Однако экипаж
российского самолета был очень
опытным (все — пилоты 1‑го класса) и такой грубой
ошибки не допустил бы. Командир экипажа
Александр Гросс (1950 г.р.) — один из лучших
в компании «Башкирские авиалинии» (работал
здесь с 1971 года) — первым получил допуск
к выполнению полетов на международных
трассах; имел 12 тысяч часов налета, в том
числе 5 тысяч по международным линиям;
прекрасно знал английский язык.
По словам начальника
инспекции по безопасности полетов
«Башкирских авиалиний» Флариса
Зинатуллина, самолет в эксплуатации
находился всего 7 лет. Это было одно
из четырех воздушных судов «БАЛа»
Российская сторона
заняла взвешенную позицию. «В момент
столкновения Ту‑154 и „Боинга‑757“ их вели авиадиспетчеры.
Для определения причин трагедии необходимо
расшифровать все записывающие системы
как наземных служб, так и данные бортовых
самописцев столкнувшихся лайнеров»,
— сказал первый заместитель министра
транспорта РФ, руководитель Государственной
службы гражданской авиации Александр
Нерадько.
На состоявшейся
вечером 2 июля второй по счету пресс‑конференции
в цюрихском аэропорту Клотен Тони Мааг
уже вынужден признать, что «русскому
пилоту не хватило пространства для маневра»,
но объяснил это «ограниченностью воздушных
коридоров над Швейцарией и грубой манерой
пилотирования машин типа „Туполева“«.
Уже утром стало
ясно, что без ошибок диспетчеров
катастрофа не обошлась. Но руководство
«Скайгайд» не признало их сразу по
ряду причин. Во‑первых, как раз в это
время их партнеры из Федерального офиса
гражданской авиации Швейцарии зашли
в тупик в переговорах с представителями
ФРГ, требующими ограничить по соображениям
безопасности транзитные пролеты над
приграничными районами Германии самолетов,
следующих в Цюрих и из Цюриха, с нынешних
154 тысяч до 100 тысяч рейсов в год. Швейцарская
сторона, лишившаяся в прошлом году обанкротившейся
национальной авиакомпании «Суисс эйр»,
до последней возможности протестовала
против таких предложений, грозящих ей
убытками.
Буквально за сутки
до гибели Ту‑154 над южной Германией
глава службы авиадиспетчеров Швейцарии
«Скайгайд» признался в неизбежности
катастрофы во вверенном ему воздушном
пространстве, так как авиадиспетчерская
компания находится на грани банкротства.
«Я остаюсь
оптимистом. Но у меня сегодня нет
ни малейшего повода утверждать, что
мы выйдем из этой ситуации! Нельзя исключать
худшего!..» Это цитата из интервью
швейцарской газете «24 часа» главы
службы авиадиспетчеров Швейцарии
Алена Россье, напечатанного 1 июля
— за сутки до катастрофы.
Глава компании
«Скайгайд», которая контролирует воздушное
пространство не только большей части
конфедерации, но и приграничных регионов
соседних стран, донес до читателей
простую мысль: компания на грани
банкротства, встает проблема «демотивации
персонала». Проще говоря, диспетчерам
нечем платить, средства технического
контроля безнадежно устарели. Все
это «может отразиться на безопасности
полетов, это наша главная цель».
Согласно докладу,
подготовленному швейцарским
Пресс‑атташе службы «Скайгайд»
Патрик Шерр вынужден был подтвердить
подлинность информации, озвученной одним
из немецких телеканалов: «Я вынужден
признать, что за несколько часов до столкновения
в диспетчерском центре цюрихского аэродрома
Клотен была отключена для профилактических
работ система автоматического предупреждения
диспетчеров об опасном сближении самолетов.
Будучи извещены об этом, в данных обстоятельствах
они должны были проявлять особое внимание
к работе по контролю воздушной обстановки
в ручном режиме».
В работе швейцарской
службы было выявлено грубое нарушение
должностных инструкций. Во время
подобных отключений за пультом должны
находиться как минимум два диспетчера.
Дежурил один, разрешивший напарнику
поспать, — благо в момент катастрофы
в зоне их ответственности было лишь
пять самолетов.
И даже с телефоном возникли проблемы — швейцарский диспетчер не мог связаться со своими немецкими коллегами.
Информация о работе Столкновение Ту‑154М и «Боинга‑757» над Германией