Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:09, реферат
Структурализм, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации.
Параллельным и
во многом противоположным по отношению
к деконструкции постструктуралистским
течением является «генеалогия власти»
Мишеля Фуко, а также «шизоанализ» Ж. Делеза
и Ф. Гваттари. Если концепция Фуко периода
«Слов и вещей» получила признание в качестве
одной из наиболее успешных реализаций
структуралистской парадигмы, то такие
работы, как «Надзирать и наказывать»,
«Рождение клиники», «История сексуальности»
стали базовыми для постструктуралистского
подхода. В «Словах и вещах», дискурс и
эпистемы, от которых он производен, представляются
замкнутой реальностью, требующей относительно
автономного способа исследования. Однако
проект «археологии знания» сталкивается
с проблемой перехода от одной эпистемы
к другой, а также с вопросом о собственном
функционировании каждой из эпистем. Инстанции
и пространство власти, анализируемые
в работах позднего Фуко, становятся «внешним»
самого знания, которое, однако, не может
быть подвергнуто редукции. Для самого
Фуко подобный переход не представляется
революционным, скорее, речь идет о расширении
и углублении исследования, смене ракурсов
и новой постановки вопросов обоснования
знания. В «генеалогии власти», подразумевающей
реконструкцию способов организации современного
общества путем применения различных
властных практик, то есть практик манипулирования
другими, практик интернирования и демаркации,
дискурс выступает в качестве одного из
«элементов», то есть автономная логика
дискурса размыкается в сторону всегда
открытого поля властных отношений, которые
уже не могут быть организованы согласно
этой логике.
«Шизоанализ» Делеза
и Гваттари наиболее тесно связан с политическими
событиями 1960-х гг., представляя собой
радикальную критику не только капиталистического
общества, но и структурного психоанализа
Лакана. Если для последнего единственной
сферой анализа было воображаемое и символическое,
то есть способы, посредством которых
субъект получает признание другого субъекта,
всегда опосредованное языком и социальными
нормами, то шизоанализ претендует на
вскрытие «реального», оставшегося за
бортом лакановского психоанализа. По
мнению теоретиков шизоанализа, структурализм
приводит к господству «означающего»,
«имени Отца», заявленного как базовый
объяснительный принцип как у Фрейда,
так и у Лакана. За структурами воображаемого
и символического разыгрывается игра
«машинного бессознательного», реализующаяся
не благодаря диалектике желания, а путем
детерриториализации, постоянной смены
кода собственного желания и желаемого.
Провозглашенный Делезом и Гваттари отказ
от означающего предполагал отказ от главной
психоаналитической структуры — «Эдипова
треугольника» и, как следствие, принципиальное
недоверие к культуре, базовым понятием
которой стал «невроз». Героем шизоанализа
становится «состоявшийся шизофреник»,
то есть не всем известный и карикатурный
субъект клинического вмешательства,
а «объект» машинного желания, занимающийся
позитивным раскодированием потоков желания.
На протяжении своего формирования концепции постструктурализма, не подвергаясь жесткой кристаллизации, оставались связанными с более широким культурным контекстом, примыкая и сливаясь с обобщенным феноменом «постмодернизма». Прямое использование постструктуралистских сюжетов можно выделить не только в работах самых разных мыслителей (кроме уже упомянутых отметим Ж. Бодрийара, Ю. Кристеву, Л. Иригарей, Д. Батлер, Ф. Джеймисона, Ж.-Ф. Лиотара), но и в искусстве (например, у Ж.Л. Годара или Вуди Аллена), литературе (классический пример — У. Эко и Х. Л. Борхес). В 1990-е гг. постструктуразизм в значительной мере теряет свое относительное концептуальное единство, одновременно растет его критика извне, в том числе и со стороны представителей естественных наук.