Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:13, контрольная работа
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
1.Введение 3
2.Сущность политического режима 5
3.Критерии политического режима 8
4.Плюралистический режим 9
5.Авторитарный режим 11
6.Тоталитарный режим 13
7.Заключение 14
8.Список литературы
2.
Порядок, способы и механизмы
формирования политической
3.
Характеристика реальных
4.
Взаимоотношения между
5. Роль и значение политической идеологии в жизни общества.
6.
Мера политического плюрализма,
наличие многопартийности. Положение,
влияние и условия
7.
Место и роль неполитических
и негосударственных
8.
Соотношение прав и свобод
человека и гражданина с
9. Состояние и гарантии прав и свобод личности, степень реализации ее правового статуса.
10.
Политический и юридический
11.
Положение средств массовой
12.
Степень верховенства закона
во всех сферах общественной
жизни, наличие реальных
Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.
Поэтому
политические режимы условно делят
на демократические и
Плюралистический
режим
Важнейшие черты у плюралистических режимов являются общими. Во – первых, преобладающей политической силой в этих странах являются партии либеральной ориентации, придерживающиеся принципов демократии – демократических концепций управления обществом. Во - вторых они опираются на либерально – демократические политические системы и гражданскую политическую культуру. Это обеспечивает эффектность демократии и дает возможность власти использоваться ее преимуществом: широкий плюрализм для поиска оптимальных решений политических проблем и убедительное выражение воли большинства для их реализации.
Эффективность плюралистических режимов убедительно подтверждается опытом последних десятилетий. Эти режимы смогли урегулировать серьезные конфликты, особенно во Франции и США, и способствовать переходу свих стран постиндустриальному, информационному типу производства, найти новые соотношения роста эффективности производства с повышением социальной обеспеченности населения, развернуть поиск соответствующих изменившимся условиям сочетания индивидуальных и общественных интересов, свободы и равенства, а так же отношений общества с природой.[2]
Принятие новой Конституции России стала решающим шагом в создании либерально – демократической системы, а вместе с тем и президентского режима. Слабость либерально – демократических сил привела к сосредоточению исполнительной власти в руках неформального президентского блока – союза горсти либералов – реформаторов с частью влиятельных чиновников, генералов и хозяйственников, согласившихся на преобразование при условии сохранения своих позиций. Президент, благодаря широте своих полномочий по Конституции РФ и сверх того, стал инициатором реформ, проведение которых соизмеряется с интересами поддерживающих его слоев и тормозится оппозицией в органах законодательной власти . Президентский режим остается плюралистическим – не подавляет оппозицию, даже вынужден делать ей уступки. Не смотря на широту полномочий Президента, его власть недостаточно эффективна и преобразования в России проводятся, с большим трудом. Так как в обществе нет достаточного превосходства сторонников преобразований, то углубить и ускорить их без авторитарных решений врядли возможно. Но для их реализации получить поддержку даже имеющихся союзников Президента. Выборы Президента в 1996 году превратились в острое столкновение сторонников и противников либерально – демократических преобразований, от исхода которых зависит судьба государства и общества.[5]
Плюралистические режимы сложились в ряде других новых независимых государств – на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии.
Но либерально - демократические системы там еще слабы, демократии не достает эффективности. Это затрудняет реализацию преимуществ плюралистических режимов.
В
плюралистическом режиме функционируют
многие национально – демократические
политические системы. Осуществляющие
власть политические силы национально
– демократической ориентации в Индии,
Египте, Бразилии, Перу, Мексике, Аргентине
и ряде других стран сталкиваются с немалыми
трудностями. При всех достоинствах Конституционных
устройств в них преобладает партикулярная
политическая культура, не вполне изжиты
оппозиции самому государственному строю,
активны разного рода экстремисты, появляются
лидеры конфронтационного и харизматического
характера, значительно влияние милитаризма.
По этому возникает немало политических
конфликтов, в отдельных случаях даже
вооруженных (Перу, Мексика, Индия).[8]
Авторитарный
режим (авторитаризм).
Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие
в авторитарных государствах для
ширмы демократические
Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо - бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.
Авторитарный
режим обеспечивает власть индивидуального
или коллективного диктата
В
мировом обществе в XX веке имели
место различные виды авторитарных
режимов: полуфашистский, военно-диктаторский
(частое явление в странах Латинской
Америки), конституционно-авторитарный,
а иначе сказать
Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
Механизм
утверждения авторитарных режимов
включает как незаконные, насильственные
методы ликвидации и замены прежних
политических институтов и правителей,
так и формально –
Тоталитарный
режим
Является
способом реализации идей коренного
переустройства общества вопреки его
реальным интересам и возможностям.
Он руководствуется
Сохраняя монополию на развитие идеологии, вожди, фюреры, харизматические лидеры опираются на фанатизм своих последователей и используют массовые организации и движения для того, чтобы навязать свою идеологию всему населению. Их главным орудием является партия, противостоящая всем другим, и монополизирующая государству, власть и контроль над всеми сферами развития общества.
Для переустройства общества и перевоспитания людей в соответствии с утопическими идеалами используется вся государственная власть, функции и полномочия которой расширяются и усиливаются для « строительства » нового общества и формирования новых идей. При этом права, свободы и интересы людей попираются, а насилие, репрессии и геноцид используются тем шире, чем меньше общество и люди соответствуют идеалу и способны изменяться.
Тоталитарный контроль способствует тоталитарной мобилизации ресурсов общества и позволяет такому режиму добиться значительных успехов, особенно в наращивании своей экономической и военной мощи. [1]
Без
существенных изменений тоталитарно
– социалистические режимы удержались
только в КНДР и на Кубе. Эти режимы
охвачены кризисом и их руководители
вынуждены искать пути и средства
укрепления или модернизации своей
власти. Следствием тоталитарно –
социалистического курса
В Италии, Германии и Испании были фашистке национал – социалистические режимы. В настоящее время подобный режим существует только в Ираке – арабский национал – социалистический режим С. Хусейна Тоталитарные режимы уничтожили около 100 млн. человек, еще больше подвергли репрессиям, и сотни миллионов обрекли на нужду и страдание.
Какими
бы благородными не казались цели некоторых
из них, все они заслуживают
Заключение.
Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.
Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально - демократический, демократически-авторитарный и т.п.