Суть антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное процветание предприятия – чрезвычайно важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Антикризисное управление: понятие
и необходимость………………………………………………………..5
1.1. Задачи антикризисного управления…………………………………6
1.2. Классификация и причины организационных кризисов……………7
1.3 Механизмы антикризисного управления……………………………..9
ГЛАВА 2. Государственное регулирование кризисных
ситуаций………………………………………………………................12
2.1. Государственное антикризисное регулирование рынков…………12
2.2. Предупреждение кризисных ситуаций на экономически
и социально значимых предприятиях……………………………………13
2.3. Законодательное регулирование банкротства…………………........13
ГЛАВА 3. Система антикризисного управления, его роль в
управление предприятием в хозяйственном механизме…..15
3.1 Проблематика антикризисного управления……………………….....16
3.2 Суть антикризисного управления…………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…24
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

последний вариант курсовой.docx

— 53.25 Кб (Скачать документ)

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Подводя итог, важно подчеркнуть, что антикризисное управление может  и должно быть эффективным. Для этого  важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует5:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества  и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы  формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

программами построения отношений  с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными  объектами в различных своих  модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование кризисных

ситуаций

Государственная политика в  регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

2.1 Государственное антикризисное регулирование рынков

Государственное антикризисное  регулирование рынков - это организационно-экономическое и правовое воздействие государства для защиты предприятий, отраслей и регионов от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего существования.

Государственное регулирование  направлено на преодоление сбоев  в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

Основные причины неэффективности  рынков, так называемые "провалы  рынка" :  несовершенная конкуренция, недостаточное производство общественных благ, негативные внешние эффекты, неполные или отсутствующие рынки, несовершенство информации,

безработица, инфляция и  неравновесие.

Эффективное государственное  регулирование устраняет провалы  рынка, обеспечивая создание благоприятной  деловой среды и снижая вероятность  возникновения кризисных ситуаций на рынке.

 

 

 

 

2.2 Предупреждение кризисных ситуаций на экономически и

социально значимых предприятиях

  В сферах, имеющих  особое значение , государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций. Такие меры можно разделить на две группы: финансовая поддержка и особое администрирование

  Подобные превентивные  меры позволяют минимизировать  риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

  Основные формы финансовой  поддержки:

  • целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
  • субсидирование процентной ставки по кредиту;
  • предоставление гарантий по кредиту;
  • налоговые льготы;
  • налоговый кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

  • введение дополнительных форм отчетности;
  • установление обязательных нормативов;
  • лицензирование;
  • обязательное страхование ответственности;
  • законодательное ограничение тарифов;
  • другие законодательные ограничения.

2.3 Законодательное регулирование банкротства

Основным нормативным  актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о  несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"

Внешним признаком банкротства  является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство;
  5. мировое соглашение.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Система антикризисного управления, его роль в управление предприятием в хозяйственном механизме

 

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда  кризис не наблюдается, когда его  фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая  система развивается циклично, что  меняется соотношение управляемых  и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Управление социально-экономической  системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление –  это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.6

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных  ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.

3.1 Проблематика антикризисного управления

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая группа проблем  включает проблемы распознавания предкризисных  ситуаций. Это непростое дело –  своевременно увидеть наступление  кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Вторая группа проблем  антикризисного управления связана  с ключевыми сферами жизнедеятельности  организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.

Проблематику антикризисного управления можно представить и  в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем  включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

Одной из характеристик всякого  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей.7 Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет  предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы  кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и  тем более становиться антикризисным  по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

3.2 Суть антикризисного управления

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это  многообразие помимо прочего проявляется  в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:8

  • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным структурам управления;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет  особенности в части его процессов  и технологий. Главными из них являются:

Информация о работе Суть антикризисное управление