Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:30, реферат
Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
1. Вступление…………………………………………………………………...3
2.Основные признаки тоталитаризма…………………………………………4
2.1 Особенности советского тоталитаризма………………………………….4
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма………………………..5
3. Возникновение тоталитаризма в России…………………………………...6
4. Что такое тоталитаризм?................................................................................7
5. Основные черты тоталитарного общества…………………………….…..9
5.1 Разделение населения на "наших" и "не наших"…………………….….10
5.2 Тоталитаризм создаёт особый тип человека…………………………….10
5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…………….11
6. Заключение…………………………………………………………...……..13
7. Литература…………………………
Дисциплина
«Политология»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Тоталитаризм
как социальный и политический феномен
XX века»
Выполнила студентка
Кушхова Нелля Барасбиевна
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление……………………………………………………
2.Основные признаки тоталитаризма…………………………………………4
2.1 Особенности
советского тоталитаризма………………
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма………………………..5
3. Возникновение
тоталитаризма в России……………………
4. Что
такое тоталитаризм?...........
5. Основные
черты тоталитарного общества……
5.1 Разделение населения на "наших" и "не наших"…………………….….10
5.2 Тоталитаризм
создаёт особый тип человека………
5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…………….11
6. Заключение……………………………………………………
7. Литература……………………………………………………
1. Вступление.
Понятие
"тоталитаризм" впервые возникает
в окружении Муссолини в
Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".
Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого как восточными, так и европейскими есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы, в отличие от тоталитарных систем, не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако, изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.
Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм" приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена".
2. Основные признаки тоталитаризма.
З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы; систему террористического полицейского контроля; централизованную систему контроля и управления экономикой.
2.1 Особенности советского тоталитаризма.
Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма.
Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.
В
марксизме национализм
Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. В фашизме расизм и национализм сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.
Таким
образом, и интернационализм и национализм
были поставлены на службу идентичным
целям: обоснования и идеологического
обслуживания тоталитарных режимов
фашистского и
3. Возникновение тоталитаризма в России.
Существует
довольно устойчивое мнение, согласно
которому появление советской
К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века. Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.
С
этой точки зрения неверно такое
разделение: Сталин и его административно-
4. Что такое тоталитаризм?
Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.
В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.
Ф.
Хайек в своей книге "Дорога
к рабству", написанной в 1944 году,
особый акцент делает именно на этом аспекте
тоталитаризма. Он приходит к выводу
о том, что свобода политическая
- ничто без свободы
В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой, и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.
Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.
В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.
Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии, эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией.
5. Основные черты тоталитарного общества.
Контроль
за свободой мысли и подавление инакомыслия
Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм
посягнул на свободу личности так, как
никогда прежде не могли и вообразить.
Важно отдавать себе отчёт в том, что его
контроль над мыслью преследует цели не
только запретительные, но и конструктивные.
Не просто возбраняется выражать - даже
допускать - определённые, но диктуется,
что именно надлежит думать. Личность
изолируется, насколько возможно, от внешнего
мира, чтобы замкнуть её в искусственной
среде, лишив возможности сопоставлений.
Тоталитарное государство обязательно
старается контролировать мысли и чувства,
по меньшей мере, столь же действенно,
сколь контролирует их поступки".
Информация о работе Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века