Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:02, доклад
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил. Эта идея была развита В.И. Лениным. Однако позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в Афина
ДОКЛАД
Взаимоотношения
политики с другими сферами
-Политика и Экономика
-Политика и Право
-Политика и мораль
Политика и Экономика
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил. Эта идея была развита В.И. Лениным. Однако позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в Афинах.
Общества, находящиеся
на одной ступени развития производительных
сил, обмена и потребления, могут
иметь разные типы политической системы,
отличаться социальной структурой. Например,
современная рыночная экономика
может сочетаться как с демократическими,
так и с авторитарными
Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:
Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.
Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.
Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.
Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики.
Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:
Вопрос о том, насколько
политический фактор (в качестве которого
в первую очередь выступает государство)
может присутствовать в экономике
является спорным. Это влияние может
быть как позитивным, так и негативным.
Командование экономикой с помощью
директив оборачивается ростом теневой
экономики, дефицитом, потерей экономической
заинтересованности, что в конечном
итоге заканчивается крахом социальной
системы. С другой стороны, государство
средствами политики должно поддерживать
порядок и урегулированность экономических
отношений, сдерживать негативные проявления
рынка.
Политика и Право
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом : Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности:
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина , включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека . Ее классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука , используя классификационные основы , предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические права и свободы граждан ;
2) политические права и свободы граждан ;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав , свобод и обязанностей :
1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни ;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни ;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.
Однако систему
основных прав и свобод характеризует
не только их группировка , но и те приоритеты
, которых придерживается Конституция
в их последовательном расположении .
Политика и Мораль
В
современном обществе отношение
политики и морали, политического
и морального сознания складывается
таким образом, что значение нравственного
начала в политике возрастает, все
чаще политические явления подвергаются
моральному измерению, нравственной оценке.
Если прогресс в политике существует,
то одним из его проявлений служит
именно это явление. Оно выражается,
например, в распространении толкования
принципа правового государства, как
признающего и охраняющего
Россия находится в стадии
становления правового
Именно в этом аспекте введение моратория на исполнение смертной казни является неизбежным и необходимым.
Политические цели всегда требуют жертв. И все же исторический опыт показывает, что отказ от требований морали, в конечном счете, пагубно сказывается на реальной жизни.
Изучение взаимоотношений политики и морали очень важно для сознания того, что происходит с нами и с нашим обществом.