Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:07, реферат
Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Сущность взаимоотношения политики и науки……………………………………...4
2. Особенности взаимоотношения политики и религии…………………………….6
3. Взаимоотношения политики и искусства………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………………………....10
Список используемой литературы………………………………………………..……….……11
Кафедра «История и
Дисциплина: «Политология»
«Взаимоотношения политологии с наукой, религией и искусством»
Введение………………………………………………………
1. Сущность взаимоотношения политики и науки……………………………………...4
2. Особенности взаимоотношения политики и религии…………………………….6
3. Взаимоотношения
политики и искусства………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.
Сравнительно нетрудно выявить негативные начала в политике, когда они вообще возникают вопреки всякой науке (подлинной и отвечающей за свои выводы), и политикой движут пожелания ее творцов, мечты, стремление опередить события, а иногда и стремление представить их не такими, каковы они на самом деле. Достаточно вспомнить концепции зрелого социализма, идею 60-х годов – утверждение о построении основ коммунизма к 80-му году в нашей стране, модель командно-приказного метода политического и экономического и всякого иного руководства и мн. др.
Цель исследования:
- раскрыть
сущность и содержание
- выявить
особенности взаимоотношения
- охарактеризовать
взаимоотношения политики и
1. Сущность взаимоотношения политики и науки
Взаимоотношения политики с наукой, прежде всего это - поддержка высококачественной и эффективной научно-исследовательской структуры в стране. В задачу государства входит создание необходимых для этого условий и определение приоритетов. Каждый министр в правительстве отвечает за свою специфическую область. Министр образования и науки координирует политику в области науки. Он указывает те основные направления, в рамках которых определяется политика в области науки различных министерств. Кроме того, непосредственно оплачивает большую часть университетских исследований. Окончательные решения в политике в области науки принимает парламент.
Наука не должна вмешиваться в политику, а призвана заниматься чистой наукой. Однако не в нашей власти отделить одно от другого. Накопление научных знаний приводит к возникновению проблем, которые приходится решать экономистам, политикам и обществу в целом, а политические решения, несомненно, влияют на развитие науки, технологий и производства.
Вопросы развития российской науки многократно обсуждались, в рамках Госсовета и Совета безопасности России. Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала, принимались соответствующие программы, однако в полном объеме они реализованы не были.
Одним из самых заметных фактов в нелегкой жизни современной российской науки стал массовый исход ученых в политику. И хотя по масштабам этот вид утечки умов не может срав-ниться с двумя ее другими видами — эмиграцией ученых и их переходом в бизнес, по своей зна-чимости он вполне сопоставим с ними, оказывая большое влияние и на науку, и на политику.
Причины массовой миграции людей науки в политику достаточно очевидны. Современная Россия, где даже супружеские разводы нередко совершаются по политическим причинам, патоло-гически политизирована, переживает настоящий культ политики и всего, что с ней связано. В этих условиях политика, где к тому же сосредоточены большие деньги, служит естественным центром притяжения для активных и честолюбивых людей. Ведь участие в ней, сопряженное с постоянным вниманием СМИ, гораздо лучший способ обрести известность, чем десяток-другой научных от-крытий.
Весьма способствует обращению к политике и мессианское сознание, свойственное ученым вообще, и российским интеллектуалам в особенности. Неудивительно, что многие ученые приходят в политику в качестве спасителей отечества.
Менее понятным
выглядит обратный феномен — влечение
к науке политиков, которые в
перерывах между политическими
баталиями пишут «научные»
2. Особенности взаимоотношения политики и религии
Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразны хотношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое- насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.
Упомянутые вопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деле демократичны и гуманны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически возникают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий(Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на поверхности событий) фигурируют религиозные мотивы.
Разумеется, более широко подобные явления наблюдались в прошлом. Достаточно вспомнить антикатолическое движение в Европе в XVI веке - Реформацию, которая была важным этапом борьбы буржуазии ряда европейских стран против феодализма. Все участвующие в движении Реформации силы (бюргерство, часть дворянства, стремящиеся ограничить власть церкви и присвоить её земельные владения, крестьянство) поднимали религиозное знамя, выступая при этом с определёнными политическими требованиями. Для европейской истории Реформация была, одной из наиболее характерных революций в религиозной одежде.
У каждого, следящего за современной мировой политикой и наблюдающего активную роль в ней религиозного фактора , могут возникнуть вопросы: насколько прочно сегодня сплетаются религия и политика, каковы объективные и субъективные основания этого симбиоза и сколь продолжительным будет это сосуществование?
Очевидно, ответы
на эти вопросы будут тем
Религия и политика на протяжении долгих веков так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.
Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма сознания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.
Будучи связана с классовыми интересами, с проблемой власти, политика, в свою очередь, начинается тогда, когда речь идёт об определённых социальных группах, классах, нациях. Политика, таким образом, тоже неизбежно связана с огромными массами населения.
Следовательно нетрудно отсюда заключить, что если объекты и носители у них по сути одни и те же, то религия и политика неизбежно должны перекрещиваться. Как история, так и современность убедительно показывают, что так оно и было, так оно и есть. Следовательно, долго ещё будут перекрещиваться судьбы двух рассматриваемых явлений общественной жизни, а ещё точнее - пока они будут существовать. Поэтому важно трезво и реалистично подходить к этой проблеме, избегать, встречаясь в сфере политики с религией, какой бы то ни было торопливости, необоснованного стремления быстрее избавится от “досадного” сочетания, равно как и любой недооценки этого явления.
3 .Характеристика взаимоотношения политики и искусства
Искусство, конечно же, как всякая социо-культурная деятельность совпадает с политикой в ее властных амбициях и стремлениях навязать свое право и исключительность. В данном случае поведенчески политики и художники зачастую совпадают, зачастую спутываемы обществом, да и сами довольно-таки часто спутывают рамки, границы различных зон и служений, объявляя себя и объявляясь в чуждых зонах. В большинстве случаев – это все-таки амбиции художников быть политическими лидерами в добавку к культурно-эстетической доминации.
Если присмотреться к ходу политической, научной и художественной эволюции человечества, придется признать, что на всех стадиях развития общества, т. е. при движении любого общества от небытия к господству, раньше всего складывалась политическая (практическая) идеология, затем уже следовало научное формулирование нужд общества, а позади, с большим опозданием, шло художественное отражение жизни и борьбы общества.
Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия политики и искусства. Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства политике. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно имеет влияние на общество, и правильнее говорить не о прямом воздействии на сознание, а воздействие на подсознание искусством, которое не взаимодействует с политикой, а подвластно политике. Искусство и политика - две несовместимые вещи, где необходимо исключение влияния и приветствуется свобода творчества.
Взаимоотношение искусства, науки и религии с политикой призвано выполнять очень важную общую цель благо человечества, так например, духовный авторитет церкви может сыграть исключительно благоприятную роль в урегулировании локальных и региональных конфликтов, то есть церковь не только может, но и должна активно включаться в политическую жизнь. На сегодняшнее время современное общество больше обращено к политике нежели к религии ,искусству и науке. Принципы политики следующие: это служение в высшем смысле этого слова, служение не какой-то отдельной личности, отдельному слою или классу, а служение всему народу. Политика является искусством, объединяющим всех людей, это свободное, справедливое, органическое, правовое, общенародное единение во имя общей цели, общих задач, общих устремлений.
Информация о работе Взаимоотношения политологии с наукой, религией и искусством