Взаимоотношения политологии с наукой, религией и искусством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:07, реферат

Описание

Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Сущность взаимоотношения политики и науки……………………………………...4
2. Особенности взаимоотношения политики и религии…………………………….6
3. Взаимоотношения политики и искусства………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………………………....10
Список используемой литературы………………………………………………..……….……11

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 24.66 Кб (Скачать документ)

 

 

                          Кафедра «История и политология»

 

                               Дисциплина: «Политология»

 

 

 

                                            РЕФЕРАТ

   «Взаимоотношения политологии с наукой, религией и искусством»

 

 

 

                                                                                                                       Выполнил:

                                                                                               студент группы

                                                                                                                   

                                                                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Новосибирск 2009

                           

 

                                            

 

                                                 Содержание

 

 

 Введение………………………………………………………………………………………………………3

1. Сущность взаимоотношения политики и науки……………………………………...4

2. Особенности взаимоотношения политики и религии…………………………….6

3. Взаимоотношения политики и искусства………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………………………………....10

Список используемой литературы………………………………………………..……….……11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

 

   Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.

   Сравнительно нетрудно выявить негативные начала в политике, когда они вообще возникают вопреки всякой науке (подлинной и отвечающей за свои выводы), и политикой движут пожелания ее творцов, мечты, стремление опередить события, а иногда и стремление представить их не такими, каковы они на самом деле. Достаточно вспомнить концепции зрелого социализма, идею 60-х годов – утверждение о построении основ коммунизма к 80-му году в нашей стране, модель командно-приказного метода политического и экономического и всякого иного руководства и мн. др.

 

 

Цель  исследования:

 

- раскрыть  сущность и содержание взаимоотношения  политики и науки;

 

- выявить  особенности взаимоотношения политики  и религии;

 

- охарактеризовать  взаимоотношения политики и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность взаимоотношения политики и науки

 

    Взаимоотношения политики с наукой, прежде всего это - поддержка высококачественной и эффективной научно-исследовательской структуры в стране. В задачу государства входит создание необходимых для этого условий и определение приоритетов. Каждый министр в правительстве отвечает за свою специфическую область. Министр образования и науки координирует политику в области науки. Он указывает те основные направления, в рамках которых определяется политика в области науки различных министерств. Кроме того, непосредственно оплачивает большую часть университетских исследований. Окончательные решения в политике в области науки принимает парламент.

    Наука не должна вмешиваться в политику, а призвана заниматься чистой наукой. Однако не в нашей власти отделить одно от другого. Накопление научных знаний приводит к возникновению проблем, которые приходится решать экономистам, политикам и обществу в целом, а политические решения, несомненно, влияют на развитие науки, технологий и производства.

    Вопросы развития российской науки многократно обсуждались, в рамках Госсовета и Совета безопасности России. Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала, принимались соответствующие программы, однако в полном объеме они реализованы не были.

    Одним из самых заметных фактов в нелегкой жизни современной российской науки стал массовый исход ученых в политику. И хотя по масштабам этот вид утечки умов не может срав-ниться с двумя ее другими видами — эмиграцией ученых и их переходом в бизнес, по своей зна-чимости он вполне сопоставим с ними, оказывая большое влияние и на науку, и на политику.

Причины массовой миграции людей науки в политику достаточно очевидны. Современная Россия, где  даже супружеские разводы нередко  совершаются по политическим причинам, патоло-гически политизирована, переживает настоящий культ политики и всего, что с ней связано. В этих условиях политика, где к тому же сосредоточены большие деньги, служит естественным центром притяжения для активных и честолюбивых людей. Ведь участие в ней, сопряженное с постоянным вниманием СМИ, гораздо лучший способ обрести известность, чем десяток-другой научных от-крытий.

Весьма способствует обращению  к политике и мессианское сознание, свойственное ученым вообще, и российским интеллектуалам в особенности. Неудивительно, что многие ученые приходят в политику в качестве спасителей отечества.

Менее понятным выглядит обратный феномен — влечение к науке политиков, которые в  перерывах между политическими  баталиями пишут «научные» книги, читают лекции и защищают диссертации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности взаимоотношения политики и религии

 

Говорить  о взаимоотношении политики и  религии - это значит, по существу, обсуждать  особую, притом важную область многообразны хотношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое- насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.

Упомянутые  вопросы тем более требуют  внимательного рассмотрения, что  каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деле демократичны и гуманны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически возникают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий(Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на поверхности событий) фигурируют религиозные мотивы.

Разумеется, более широко подобные явления наблюдались  в прошлом. Достаточно вспомнить  антикатолическое движение в Европе в XVI веке - Реформацию, которая была важным этапом борьбы буржуазии ряда европейских стран против феодализма. Все участвующие в движении Реформации силы (бюргерство, часть дворянства, стремящиеся ограничить власть церкви и присвоить её земельные владения, крестьянство) поднимали религиозное знамя, выступая при этом с определёнными политическими требованиями. Для европейской истории Реформация была, одной из наиболее характерных революций в религиозной одежде.

У каждого, следящего  за современной мировой политикой  и наблюдающего активную роль в ней  религиозного фактора , могут возникнуть вопросы: насколько прочно сегодня сплетаются религия и политика, каковы объективные и субъективные основания этого симбиоза и сколь продолжительным будет это сосуществование?

Очевидно, ответы на эти вопросы будут тем содержательнее, чем глубже будут раскрыты как общие причины переплетения религии и политики, так и исторические особенности, те конкретные условия, в рамках которых наблюдается их взаимодействие.

Религия и  политика на протяжении долгих веков так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

Религия неизменно  опирается на довольно большие массы  своих последователей. Это - форма  общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма сознания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

Будучи связана  с классовыми интересами, с проблемой  власти, политика, в свою очередь, начинается тогда, когда речь идёт об определённых социальных группах, классах, нациях. Политика, таким образом, тоже неизбежно связана с огромными массами населения.

Следовательно нетрудно отсюда заключить, что если объекты и носители у них по сути одни и те же, то религия и политика неизбежно должны перекрещиваться. Как история, так и современность убедительно показывают, что так оно и было, так оно и есть. Следовательно, долго ещё будут перекрещиваться судьбы двух рассматриваемых явлений общественной жизни, а ещё точнее - пока они будут существовать. Поэтому важно трезво и реалистично подходить к этой проблеме, избегать, встречаясь в сфере политики с религией, какой бы то ни было торопливости, необоснованного стремления быстрее избавится от “досадного” сочетания, равно как и любой недооценки этого явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 .Характеристика взаимоотношения политики и искусства

   

Искусство, конечно же, как всякая социо-культурная деятельность совпадает с политикой  в ее властных амбициях и стремлениях  навязать свое право и исключительность. В данном случае поведенчески политики и художники зачастую совпадают, зачастую спутываемы обществом, да и  сами довольно-таки часто спутывают  рамки, границы различных зон  и служений, объявляя себя и объявляясь в чуждых зонах. В большинстве случаев – это все-таки амбиции художников быть политическими лидерами в добавку к культурно-эстетической доминации.

    Если присмотреться к ходу политической, научной и художественной эволюции человечества, придется признать, что на всех стадиях развития общества, т. е. при движении любого общества от небытия к господству, раньше всего складывалась политическая (практическая) идеология, затем уже следовало научное формулирование нужд общества, а позади, с большим опозданием, шло художественное отражение жизни и борьбы общества.

    Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия политики и искусства. Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства политике. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно имеет влияние на общество, и правильнее говорить не о прямом воздействии на сознание, а воздействие на подсознание искусством, которое не взаимодействует с политикой, а подвластно политике.  Искусство и политика - две несовместимые вещи, где необходимо исключение влияния и приветствуется свобода творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

 

Взаимоотношение искусства, науки и религии с  политикой призвано выполнять очень  важную общую цель благо человечества, так например, духовный авторитет церкви может сыграть исключительно благоприятную роль в урегулировании локальных и региональных конфликтов, то есть церковь не только может, но и должна активно включаться в политическую жизнь. На сегодняшнее время современное общество больше обращено к политике нежели к религии ,искусству и науке. Принципы политики следующие: это служение в высшем смысле этого слова, служение не какой-то отдельной личности, отдельному слою или классу, а служение всему народу. Политика является искусством, объединяющим всех людей, это свободное, справедливое, органическое, правовое, общенародное единение во имя общей цели, общих задач, общих устремлений.

Информация о работе Взаимоотношения политологии с наукой, религией и искусством