Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:35, реферат
Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Белявский В.А. тайны Вавилона. - М.: Вече, 2001 - с.56.
Законы Хаммурапи
А) Общая характеристика
Правление царя Хаммурапи (1792-1750)
ознаменовано созданием сборника законов.
Первая кодификация была создана
на втором году правления; это был
год, когда царь «установил право
в стране». Данная кодификация не
сохранилась. Известные законы Хаммурапи
относятся к концу его
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.
Судебник Хаммурапи
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5 статей судебника
содержат положение процессуального
характера. Они направлены против царящего
в судах произвола. 6-126 статьи посвящены
регулированию имущественных
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.
Особенностью
Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.
Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.
Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.
Все государство было разделено
на области, во главе которых были
поставлены царские наместники. Главной
заботой наместников было поддержание
в порядке ирригационных
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. Под ред.проф.В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова. 2-е изд. изм. и доп.- М.: издательство НОРМА, 2006. - с.132.
Б) Брачно-семейные отношения
Законы содержали указания
о регулировании брачно-
Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.
Правовой статус женщины
в древнем Вавилоне тесно связан
с ее семейным положением. В семье
господствует муж. Он ведет общее
хозяйство семьи и ему
Для замужней женщины, пишет З.М.Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом Белявский В.А. тайны Вавилона. - М.: Вече, 2001 .
Вавилонский брак скреплялся
договором между семьями жениха
и невесты или жениха и семьей
невесты, но на содержание его в Вавилоне
могла оказывать влияние и
женщина. Например, она могла потребовать
особого договора с будущим мужем,
лишавшего его права
Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя - двойную плату того и другого.
Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.
Оправдывался также уход женщины к другому мужчине "из-за пропитания" -- в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).
Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).
Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол».
В) Имущественные отношения
Особенностью
Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.
Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.