Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:05, реферат
Личность Александра Васильевича Колчака многогранна и противоречива. И в зависимости от того, о каких годах его жизни идет речь, на вопрос кто же он можно ответить по-разному.
I. Введение
II. Колчак Александр Васильевич
1. Происхождение
2. Детство. Учеба.
3. Исследовательская деятельность. Экспедиция Толя.
4. Русско-японская война
5. Развитие русского флота
6. Годы «Великой смуты»
7. Последние дни жизни
III. Выводы
IV. Литература
Адмирал Колчак. Кто он?
Содержание
I. Введение
II. Колчак Александр Васильевич
1. Происхождение
2. Детство. Учеба.
3. Исследовательская деятельность. Экспедиция Толя.
4. Русско-японская война
5. Развитие русского флота
6. Годы «Великой смуты»
7. Последние дни жизни
III. Выводы
IV. Литература
V. Приложения
I. Введение.
Личность Александра Васильевича Колчака многогранна и противоречива. И в зависимости от того, о каких годах его жизни идет речь, на вопрос кто же он можно ответить по-разному.
После гибели Колчака прошло три четверти века, но в России его больше знают как одного из лидеров белогвардейского движения. Для многих имя его проклято: ставленник Антанты, вешатель Сибири, один из главных врагов Страны Советов. Но мало кто знает, что был он храбрейшим морским офицером царской России, ветераном двух войн, кавалером высших боевых орденов. И никто уже не помнит, что был он полярным исследователем, стратегом военно-морских операций, выдающимся океанографом, опередившим науку о море без малого на полвека.
Целью своей работы я считаю показать роль личности адмирала Колчака
II. Колчак Александр Васильевич.
1. Происхождение.
Александр Васильевич Колчак родился в 1874 году в селе Александровское под Петербургом в чисто военной семье. Фамилия Колчак — турецкого происхождения. По семейному преданию Колчак был как будто потомком Колчак-паши, турецкого военачальника, который сдал крепость Хотин русским войскам. Это было в царствование Анны Иоанновны. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию и приняли православие. Но не сразу Колчаки оказались на российской службе, и не сразу были причислены к российскому дворянству. Скорее всего, это произошло после второго раздела Польши, когда один из Колчаков оказался записанным в русскую службу.
Отец Александра Васильевича, Василий Иванович, был штабс-капитаном морской артиллерии, впоследствии генерал-майором по Адмиралтейству. Он
участвовал в обороне Севастополя в Крымскую войну, был ранен, пленен, и вся его жизнь была связана с армией и военной промышленностью. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.
Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Посохова, происходила из одесской купеческой семьи.
2. Детство. Учеба.
Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.
Колчак с детства увлекался географией, интересовался военно-морским делом. И совершенно не случайно, в 1888 году - в четырнадцать лет - Колчак поступил в Морской кадетский корпус, оставив гимназию. Здесь, в отличие от гимназии, где он не блистал успехами, учился отлично. Александр владел тремя языками, увлекался военной историей, артиллерийским и минным делом. Он неизменно шел лучшим в своем классе и при выпуске в 1894 году был удостоен первой премии, но решительно отказался от нее в пользу своего товарища, которого считал способнее себя. И это, конечно показательный штрих - ведь только немногие способны на самопожертвование.
Чувство справедливости было в нем развито, он считал, что кадета должны оценивать, прежде всего, по достижениям в науках.
3. Исследовательская деятельность. Экспедиция Толя.
После окончания кадетского корпуса, в том же 1894 году, был назначен на крейсер 1-го ранга «Рюрик» в качестве помощника вахтенного начальника. Здесь он был произведен в чин мичмана и на этом крейсере отбыл на Дальний Восток.
В 1896 году Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга «Крейсер» на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт, а в 1898 году он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией.
Осенью 1899 года, совершенно неожиданно для себя, Колчак получил предложение Эдуарда Толля - принять участие в плавании на «Заре», в первой русской полярной экспедиции. И без раздумий согласился,
конечно.
Экспедиция барона Толля собиралась отправиться искать землю Санникова, легендарную землю, которую русский промышленник Яков Санников вроде бы видел еще в начале XIX века. Позднее разные люди тоже говорили о какой-то земле, но никак эту землю Санникова не могли обнаружить.
Русская полярная экспедиция барона Толля была чрезвычайно увлекательной, в значительной степени авантюрной и даже фантастичной, особенно по меркам нашего времени. Толль и его товарищи отправились на яхте "Заря" в Карское, затем в Сибирское море, известное также как море Норденшельда, ныне море Лаптевых (Фото 3 и 4). Экспедиция продолжалась два с половиной года! Две полярные зимовки... Бывало, что Колчак с Толлем на собаках отправлялись верст на 500 вглубь Таймырского полуострова, добывая себе пропитание охотой и рыболовством. Били перелетных птиц и непуганых животных, никогда не встречавшихся с человеком.
В экспедициях, как известно, люди познаются быстро. Во время
двухлетнего плавания на «Заре», во время зимовок и санных путешествий, у
Толля вполне сложилось мнение о Колчаке. Поэтому одному из островов, который был ими обнаружен в ходе экспедиции, Толль дал имя Колчака. Впоследствии его переименовали в остров Расторгуева, сейчас имя Колчака ему возвращено. Также здесь уместно подчеркнуть несколько штрихов - привести несколько выдержек из дневника начальника экспедиции:
«Наш гидрограф Колчак не только лучший офицер, но он также любовно
предан своей гидрологии, - писал Толль во время плавания. - Эта научная
работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудность соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого».
А в дневнике санного путешествия, оставшись один на один с Александром Васильевичем, Толль записывал: «Колчак пребывал в трудовом экстазе.... Гидролог бодрее меня и сохранил достаточно энергии, чтобы дойти сюда, в то время как я готов был сделать привал в любом месте».
Барон Толь считал что экспедиция не достигнет своей цели пока не будет обнаружена Земля Санникова. Он не хотел признавать, что Земля Санникова — это миф. Возможно (по одним данным), это было скопление ископаемого льда, которое со временем растаяло, или (по другой версии) айсберги, которые наблюдатели приняли за горы. Так или иначе, раз землю Санникова не нашли, Северным морским путем не прошли, значит — неудача. И Толль, несмотря на то, что экспедиция провела огромное количество наблюдений, замеров, собрала важнейшие сведения (потом они печатались многие годы в виде отдельных выпусков), решил провести исследования острова Беннета.
Весной 1902 года он решается на отчаянный шаг. Во главе маленького
отряда - всего из 4 человек - он уходит к острову Беннетта. Может быть
оттуда - с высоких ледяных куполов - ему все же удастся увидеть желанную
Землю? Хотя бы увидеть!
Отряд Толля, согласно договоренности, должен был до наступления
морозов возвратиться на Новосибирские острова - там его поджидала
вспомогательная партия. Но в конце декабря, когда все остальные участники
экспедиции уже вернулись в Петербург, никаких известий от Толля еще не
было. Судьба отряда не могла не тревожить, все понимали - нужна помощь.
Предлагалось летом вновь направить шхуну к острову Беннетта, но уголь на
«Заре» фактически кончился еще во время второй навигации, и доставить его в бухту Тикси, где зимовала Заря, было невозможно. Положение казалось совершенно безвыходным, но Колчак предложил до безумия смелый план - отправиться к острову Беннетта... на простом весельном вельботе.
Позднее на допросе Колчак вспоминал: «Предприятие это было такого же порядка, как и предприятие барона Толля, но другого выхода не было. Когда я предложил этот план, мои спутники отнеслись к нему чрезвычайно
скептически... Но когда я предложил взяться сам за выполнение этого
предприятия, то Академия Наук дала мне средства и согласилась предоставить возможность выполнить этот план так, как я нахожу нужным».
В Архангельском областном архиве удалось обнаружить рапорт
уездного исправника о приезде в Мезень Колчака, который отбирал тогда
привычных ко льдам мезенских поморов для своей экспедиции. Этот рапорт точно показывает его честь. Судите сами, от Архангельска до Мезени более двух сотен верст, на перекладных - дорога изматывающая. Но Колчак, приехав в Мезень в 9 часов вечера и коротко переговорив с поморами, уже через три часа выезжает в Долгощелье - еще полсотни верст. Здесь тоже короткое совещание, и сразу же в обратную дорогу. За двое суток Колчак и не спал, кажется. Напористость его, быстрая и решительная распорядительность производят большое впечатление.
Надо отметить еще одно обстоятельство - познакомившись с поморами, Колчак отобрал только холостых - пусть и менее опытных: Михаила Рогачева, Алексея Дорофеева, Илью Инькова и Алексея Олупкина. Все они понимали, на что идут; понимали, что экспедиция совершенно необычная - ведь никто и никогда не отваживался плавать на шлюпке по Ледовитому океану. Риск, конечно, был чрезвычайно велик.
Колчак, кстати сказать, собирался жениться сразу после плавания на
«Заре». Невеста - Софья Федоровна Омирова - ожидала его три года. Но теперь свадьба была вновь отложена: «Не сердись, Сонечка. Вот вернусь....» Наверное, думалось порой и другое - если вернусь.
В середине мая весь состав экспедиции собрался на мысе Святой нос:
поморы, восемь каюров - якутов и тунгусов, боцман Зари Бегичев и матрос
«Зари» Железников. А, кроме того, полторы сотни ездовых собак с десятью
нартами. Вельбот, поставленный на две нарты, конечно, сильно затруднял движение отряда. Торос, местами очень серьезный для обыкновенных нарт, заставлял нас постоянно останавливаться, рубить дорогу для вельбота и общими силами перетаскивать 36-ти пудовую шлюпку через хаотически нагроможденные холмы ледяных глыб и обломков, - писал Колчак. Собаки еле брели, поэтому всем без исключения пришлось впрягаться в лямки.
Только 23 мая после изматывающего перехода - более 500 верст по
тяжелым всторошенным льдам - экспедиция достигла острова Котельный. Но
здесь пришлось дожидаться вскрытия льдов, а заодно отдохнуть, убить медведя и насолить рыбы.
Ледовая обстановка в 1903 году была опять тяжелой, и почти два месяца
они тщетно дожидались вскрытия льдов.
Позднее в своем отчете Колчак напишет: «18 июля лед при крепком ветре,
доходившим до степени шторма, стал отходить от берегов, и мы немедленно
нагрузили вельбот, поставили паруса и пошли вдоль южного берега острова
Котельного, ... вдоль южного берега Земли Бунге к Фаддеевскому острову и
вдоль берегов последнего к мысу Благовещенья, с которого я предполагал
перебраться через Благовещенский пролив на Новую Сибирь к мысу Высокому...
Мне никогда не приходилось видеть такой массы снега во время арктического лета; снег шел не переставая, густыми хлопьями заваливая все на вельботе мягким влажным покровом, который таял в течение дня, вымачивая нас хуже дождя и заставляя испытывать ощущение холода сильнее, чем в сухие морозные дни. Время от времени для отдыха и чтобы согреться мы предпринимали высадку не берег. Найти проход в ледяном вале, мы входили в тихую, точно в озере, полосу воды шириной иногда около кабельтова (около 200 метров), и сейчас же садились на мель. Приходилось вылезать всем в воду и тащить, насколько хватало сил, вельбот ближе к берегу; затем мы переносили палатку и необходимые вещи на берег, разводили костер из плавника, отдыхали, а затем принимались снова бродить по ледяной воде, пока не удавалось вытащить вельбот на глубокое место, где мы ставили паруса и отправлялись дальше».
Человеку, не знакомому с Арктикой, трудно вообразить все тяготы пути,
которые пришлось претерпеть спасательному отряду.
«Наше плавание вдоль берегов Фаддеевского острова, - писал Колчак, -
продолжалось при той же снежной погоде, придавшей совершенной зимний вид берегам и тундре этого острова. Высадки наши на берега были еще
затруднительнее, чем на Земле Бунге - шлюпка садилась на мель чуть не в
полутора-двух кабельтов от берега, и, чтобы выбраться на него, приходилось