Боевая одежда и снаряжение пожарных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 09:15, реферат

Описание

в данной работе рассмотрим вопросы обеспечения пожарной безопасности, а именно особенности использования противопожарной одежды для эффективного пожаротушения и организационные основы выезда на пожар и быстрого сбора по сигналу тревоги.

Содержание

Введение 3
1. Боевая одежда и снаряжение пожарных 4
1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных: характеристика и эксплуатационные свойства 4
1.2. Разработка боевой одежды пожарных. Назначение. Отличительные конструктивные особенности 7
1.3. Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий 11
1.4. Специальная защитная одежда пожарных изолирующего типа 13
1.5. Укладка и надевание боевой одежды 14
2. Сборы и выезды по пожарной тревоге 17
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

58 Боевая одежда и снаряжение пожарных.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

     Все разработанные типы боевой одежды нашли  широкое применение в практике пожарной охраны, заменив используемую ранее  боевую одежду. Приказом министра МЧС  России введены в действие нормы  снабжения личного состава ГПС  специальной защитной одеждой. Практика эксплуатации БОП подтвердила правильность подхода к ее классификации (по тепловой защите и климатическому исполнению). 

     1.3. Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий

 

      Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий (СЗО ПТВ) в зависимости от допустимого времени работы в ней при предельных значениях тепловых факторов пожара подразделяется на три типа: тяжелый (теплозащитный костюм - ТК), полутяжелый (теплоотражательный костюм - ТОК), легкий (средства локальной защиты - СЛЗ).

      Во  всех типах СЗО ПТВ используется принцип пассивной тепловой защиты, осуществляемой посредством применения материалов с низкой теплопроводностью  и высокой теплоемкостью без  обеспечения теплосъема хладоносителями  с принудительной циркуляцией.

      Технические параметры СЗО примерно на 70 % зависят от используемых для их изготовления материалов и тканей и на 30 % - от конструктивного исполнения изделия. Применительно к СЗО ПТВ это в первую очередь относится к металлизированным материалам, из которых изготавливается наружная оболочка, а также к теплоизоляционным материалам. Поэтому было исследовано изменение времени достижения предельно допустимой температуры ПДТ на внутренней поверхности теплозащитного пакета в зависимости от массы и толщины металлизированных тканей, имеющих одинаковую степень черноты (= 0,85) при различных значениях плотности падающего лучистого теплового потока. Толщина и масса материала определяют его разрывную и раздирающую нагрузки, жесткость теплозащитного пакета, массу СЗО ПТВ. Все это влияет на защитные, эргономические и физиолого-гигиенические характеристики теплозащитной одежды.

      В результате исследований определено, что в зависимости от типа СЗО  ПТВ толщина металлизированного материала должна быть в пределах от 0,4 до 1 мм, поверхностная плотность от 450 до 700 г/м2. При этом степень черноты металлизированного слоя не должна превышать 0,3.

      Таким образом, были разработаны технические  требования и созданы металлизированные  материалы на основе новых технологий с улучшенными параметрами огнестойкости, прочности связи пленочного покрытия с тканевой основой, жесткости при изгибе, стойкости к многократному изгибу. Исследованы и разработаны также новые теплоизоляционные материалы и составлены более эффективные теплозащитные пакеты.

      С помощью математической модели проведены численные исследования тепловых режимов СЗО ПТВ при различных тепловых воздействиях и оценено влияние на прогрев пакетов материалов и тканей некоторых геометрических и теплофизических параметров. На основе этого определено время прогрева до предельно допустимой температуры ТПД теплозащитных пакетов СЗО ПТВ при воздействии газовоздушной среды с высокой температурой, а также падающего лучистого теплового потока. Опираясь на данные, представленные на графиках, можно определить допустимое время работы в СЗО ПТВ в различных условиях.

      Проведенные исследования позволили разработать  технические требования к СЗО  ПТВ различных типов. В них  определены состав теплозащитного пакета, конструктивное исполнение изделий, а  также эргономические и физиолого-гигиенические требования [5]. На основе этих требований разработаны новые, более совершенные типы СЗО ПТВ. Их разработка велась на общей конструктивной базе с использованием унифицированных элементов. При этом в конструктивных особенностях теплозащитной одежды трех типов учтены различные условия их эксплуатации. Например, в состав теплозащитного костюма входят двупалые рукавицы, поскольку в них можно работать с пеногенераторами, выполнять стропальные работы, а как показывают результаты исследований, каждый дополнительный напалок снижает время прогрева внутреннего пространства рукавиц на 15-20%. Для СЗО ПТВ полутяжелого и легкого типа используются трехпалые рукавицы. Поскольку ТОК и СЛЗ имеют более широкую область применения, использование трехпалых рукавиц обеспечивает большее удобство при работе с пожарно-техническим вооружением и различными инструментами. Разные условия эксплуатации учитывались и при выборе фурнитуры.

      В настоящее время все разработанные  типы СЗО ПТВ приняты на вооружение пожарной охраны. По сравнению с теплозащитной одеждой старой конструкции они обладают меньшей массой, увеличен срок их защитного действия, соблюдается принцип равнотеплоустойчивости конструктивных элементов этих типов СЗО ПТВ.

     1.4. Специальная защитная одежда пожарных изолирующего типа

 

      Основной особенностью специальной защитной одежды пожарных изолирующего типа (СЗО ИТ) является наличие герметичного наружного скафандра, изолирующего кожные покровы, органы дыхания и зрения (в сочетании с дыхательным аппаратом) от внешних неблагоприятных воздействий (химически и физически агрессивных сред, радиоактивных веществ).

      Проведенные специалистами исследования показали, что СЗО ИТ целесообразно делить на два типа:

      - без обеспечения тепловой защиты для работы при температуре окружающей среды до 40oС;

      - с обеспечением тепловой защиты для работы при температуре окружающей газовоздушной среды до 150oС. 

      С учетом высокой стоимости изготовления и эксплуатации СЗО ИТ такое деление  позволяет более рационально  использовать ее различными категориями работающих в зависимости от складывающейся на месте аварии или пожара обстановки. Максимальная температура 400С для СЗО ИТ 1-го типа определена исходя из требований климатического исполнения изделий [7], а также физиолого-гигиенических требований к изолирующим средствам индивидуальной защиты [8]. Предельная температура 150oС для защитной одежды 2-го типа учитывает агрегатное состояние агрессивной среды, воздействующей на СЗО ИТ, и характеристики используемых для ее изготовления материалов и тканей, а также технические возможности испытательного оборудования.

      Время работы в СЗО ИТ в зависимости  от вида выполняемых задач, типа спецодежды, опасных и вредных факторов пожара может колебаться в широких пределах - от 3 до 30 мин.

      Жесткие требования (помимо защиты) предъявляются к изолирующему скафандру: наличие клапана избыточного давления, совместимость с другими средствами защиты, обеспечение работы с пожарно-техническим вооружением, возможность приема и передачи звуковой, зрительной информации или передачи ее с помощью специальных устройств, возможность самостоятельно быстро раскрывать скафандр в нештатных ситуациях.

     1.5. Укладка и надевание  боевой одежды

 

        Боевая одежда пожарных и командиров  отделений состоит из брюк, куртки  и рукавиц с крагами; начальствующего состава - из плаща и рукавиц. Зимой к боевой одежде пожарных, командиров отделений и начальствующего состава придаются: ватные фуфайки, ватные брюки, теплые рукавицы и подкасники. Водителям выдаются комбинезоны, валеная обувь и полушубки.

      Снаряжение состоит из каски, пожарного пояса с карабином и топора в кобуре.

        Боевая одежда и снаряжение  боевого расчета укладываются  в гараже на специально изготовленных  столах-ящиках или скамейках.  Пожарный пояс с карабином  и топором складываются вдвое  или втрое; пряжка пояса обращена вверх. Боевая одежда (куртка и брюки) укладывается по одному из описанных ниже способов.

      Первый  способ. Куртка складывается вдоль  втрое наизнанку и вдвое по талии спиной кверху с подогнутым под нее полами и укладывается воротником к краю стола или скамейки.

      Брюки сначала складываются по продольным швам штанин, затем втрое «гармошкой» так, чтобы наверху находился передний разрез брюк с отогнутыми наружу краями. Лямки убираются в складки брюк. Брюки кладутся на куртку, поясом к краю стола или скамейки. Каска кладется на брюки, эмблемой вперед. Зимой на ватную фуфайку надевается куртка. Рукавицы кладутся в карманы куртки, подкасник - рядом с каской.

      Второй  способ. Куртка сначала складывается на лицо по боковым швам, сгибается  вдвое по талии, рукава убираются назад, и укладывается воротником от края стола или скамейки. Брюки складываются вдоль по длине и втрое «гармошкой», лямки помещаются между складками брюк. Брюки кладутся сверху куртки, поясом к краю столика или скамейки. Каска кладется на брюки, эмблемой вперед.

      Комбинезон  водителя укладывается в кабине пожарного  автомобиля. Плащ и снаряжение начальника караула вешаются на вешалку, находящуюся  у головной машины. Каска кладется на вешалку, эмблемой вперед.

      Теплоотражательный  костюм укладывается в следующей последовательности: рукавицы, шлем-маска, куртка из металлизированной ткани, спасательный пояс с карабином. Сверху кладется полукомбинезон, а на него - каска. 

      Боевая  одежда и снаряжение надеваются по сигналу «Тревога» или по команде «Боевую одежду и снаряжение - надеть». При этой команде пожарный, стоящий лицом к сложенной боевой одежде и снаряжению, быстро надевает их. После надевания пуговицы на боевой одежде и пожарный пояс должны быть застегнуты, лямки брюк надеты на плечи, подбородочный ремень каски закреплен, обмундирование и снаряжение оправлены.

      При выезде на пожар разрешается застегивать  боевую одежду и надевать пожарный пояс в кузове автомобиля.

      При надевании теплоотражательного  костюма пожарный, одетый в ватные брюки, заправленные в сапоги, и в ватную куртку, становится примерно в метре от места укладки теплоотражательного костюма. По команде «Теплоотражательный костюм надеть» пожарный надевает каску и полукомбинезон с бахилами, закрепляет его с помощью плечевых лямок. На полукомбинезон надевается пояс с карабином, куртка из металлизированной ткани, которая застегивается на все пуговицы. На голову надевается шлем-маска с пелериной. После этого надеваются рукавицы и прикрепляются к куртке застежками-ремнями (вшитыми хлястиками).

      При надевании теплоотражательного  костюма один пожарный оказывает  помощь другому.

      Для снятия боевой одежды и снаряжения подается команда «Боевую одежду и снаряжение - снять». По этой команде снаряжение, куртка, брюки снимаются и укладываются одним из вышеописанных способов. 

2. Сборы и выезды по пожарной  тревоге

 

      Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях  и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

      Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

      - быстрому сбору и выезду личного  состава караула (в течение  времени, не превышающего нормативное);

      - знанию особенностей района выезда;

      - движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность движений скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения.

        Для сокращения времени следования  пожарных автомобилей к месту  вызова (пожара) на маршрутах их  следования в необходимых случаях  и в установленном порядке  может перекрываться дорожное  движение.

      Следование  к месту вызова (пожара) может  быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера.

      При вынужденной остановке в пути следования или ДТП головного  пожарного автомобиля, следующие  за ним автомобили останавливаются, и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При  вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова (пожара). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся дежурному диспетчеру.

      При самостоятельном следовании к месту  вызова (пожара) отделения караула  и вынужденной остановке пожарного  автомобиля, начальник караула, командир отделения сообщает о случившемся  дежурному диспетчеру и принимает  меры по доставке личного состава  и ПТВ к месту вызова (пожара).

Информация о работе Боевая одежда и снаряжение пожарных