Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 09:15, реферат
в данной работе рассмотрим вопросы обеспечения пожарной безопасности, а именно особенности использования противопожарной одежды для эффективного пожаротушения и организационные основы выезда на пожар и быстрого сбора по сигналу тревоги.
Введение 3
1. Боевая одежда и снаряжение пожарных 4
1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных: характеристика и эксплуатационные свойства 4
1.2. Разработка боевой одежды пожарных. Назначение. Отличительные конструктивные особенности 7
1.3. Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий 11
1.4. Специальная защитная одежда пожарных изолирующего типа 13
1.5. Укладка и надевание боевой одежды 14
2. Сборы и выезды по пожарной тревоге 17
Заключение 19
Список литературы 20
Все
разработанные типы боевой одежды нашли
широкое применение в практике пожарной
охраны, заменив используемую ранее
боевую одежду. Приказом министра МЧС
России введены в действие нормы
снабжения личного состава ГПС
специальной защитной одеждой. Практика
эксплуатации БОП подтвердила правильность
подхода к ее классификации (по тепловой
защите и климатическому исполнению).
Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий (СЗО ПТВ) в зависимости от допустимого времени работы в ней при предельных значениях тепловых факторов пожара подразделяется на три типа: тяжелый (теплозащитный костюм - ТК), полутяжелый (теплоотражательный костюм - ТОК), легкий (средства локальной защиты - СЛЗ).
Во всех типах СЗО ПТВ используется принцип пассивной тепловой защиты, осуществляемой посредством применения материалов с низкой теплопроводностью и высокой теплоемкостью без обеспечения теплосъема хладоносителями с принудительной циркуляцией.
Технические параметры СЗО примерно на 70 % зависят от используемых для их изготовления материалов и тканей и на 30 % - от конструктивного исполнения изделия. Применительно к СЗО ПТВ это в первую очередь относится к металлизированным материалам, из которых изготавливается наружная оболочка, а также к теплоизоляционным материалам. Поэтому было исследовано изменение времени достижения предельно допустимой температуры ПДТ на внутренней поверхности теплозащитного пакета в зависимости от массы и толщины металлизированных тканей, имеющих одинаковую степень черноты (= 0,85) при различных значениях плотности падающего лучистого теплового потока. Толщина и масса материала определяют его разрывную и раздирающую нагрузки, жесткость теплозащитного пакета, массу СЗО ПТВ. Все это влияет на защитные, эргономические и физиолого-гигиенические характеристики теплозащитной одежды.
В результате исследований определено, что в зависимости от типа СЗО ПТВ толщина металлизированного материала должна быть в пределах от 0,4 до 1 мм, поверхностная плотность от 450 до 700 г/м2. При этом степень черноты металлизированного слоя не должна превышать 0,3.
Таким
образом, были разработаны технические
требования и созданы металлизированные
материалы на основе новых технологий
с улучшенными параметрами
С помощью математической модели проведены численные исследования тепловых режимов СЗО ПТВ при различных тепловых воздействиях и оценено влияние на прогрев пакетов материалов и тканей некоторых геометрических и теплофизических параметров. На основе этого определено время прогрева до предельно допустимой температуры ТПД теплозащитных пакетов СЗО ПТВ при воздействии газовоздушной среды с высокой температурой, а также падающего лучистого теплового потока. Опираясь на данные, представленные на графиках, можно определить допустимое время работы в СЗО ПТВ в различных условиях.
Проведенные исследования позволили разработать технические требования к СЗО ПТВ различных типов. В них определены состав теплозащитного пакета, конструктивное исполнение изделий, а также эргономические и физиолого-гигиенические требования [5]. На основе этих требований разработаны новые, более совершенные типы СЗО ПТВ. Их разработка велась на общей конструктивной базе с использованием унифицированных элементов. При этом в конструктивных особенностях теплозащитной одежды трех типов учтены различные условия их эксплуатации. Например, в состав теплозащитного костюма входят двупалые рукавицы, поскольку в них можно работать с пеногенераторами, выполнять стропальные работы, а как показывают результаты исследований, каждый дополнительный напалок снижает время прогрева внутреннего пространства рукавиц на 15-20%. Для СЗО ПТВ полутяжелого и легкого типа используются трехпалые рукавицы. Поскольку ТОК и СЛЗ имеют более широкую область применения, использование трехпалых рукавиц обеспечивает большее удобство при работе с пожарно-техническим вооружением и различными инструментами. Разные условия эксплуатации учитывались и при выборе фурнитуры.
В
настоящее время все
Основной особенностью специальной защитной одежды пожарных изолирующего типа (СЗО ИТ) является наличие герметичного наружного скафандра, изолирующего кожные покровы, органы дыхания и зрения (в сочетании с дыхательным аппаратом) от внешних неблагоприятных воздействий (химически и физически агрессивных сред, радиоактивных веществ).
Проведенные специалистами исследования показали, что СЗО ИТ целесообразно делить на два типа:
- без обеспечения тепловой защиты для работы при температуре окружающей среды до 40oС;
-
с обеспечением тепловой защиты для работы
при температуре окружающей газовоздушной
среды до 150oС.
С учетом высокой стоимости изготовления и эксплуатации СЗО ИТ такое деление позволяет более рационально использовать ее различными категориями работающих в зависимости от складывающейся на месте аварии или пожара обстановки. Максимальная температура 400С для СЗО ИТ 1-го типа определена исходя из требований климатического исполнения изделий [7], а также физиолого-гигиенических требований к изолирующим средствам индивидуальной защиты [8]. Предельная температура 150oС для защитной одежды 2-го типа учитывает агрегатное состояние агрессивной среды, воздействующей на СЗО ИТ, и характеристики используемых для ее изготовления материалов и тканей, а также технические возможности испытательного оборудования.
Время работы в СЗО ИТ в зависимости от вида выполняемых задач, типа спецодежды, опасных и вредных факторов пожара может колебаться в широких пределах - от 3 до 30 мин.
Жесткие требования (помимо защиты) предъявляются к изолирующему скафандру: наличие клапана избыточного давления, совместимость с другими средствами защиты, обеспечение работы с пожарно-техническим вооружением, возможность приема и передачи звуковой, зрительной информации или передачи ее с помощью специальных устройств, возможность самостоятельно быстро раскрывать скафандр в нештатных ситуациях.
Боевая одежда пожарных и
Снаряжение состоит из каски, пожарного пояса с карабином и топора в кобуре.
Боевая одежда и снаряжение
боевого расчета укладываются
в гараже на специально
Первый способ. Куртка складывается вдоль втрое наизнанку и вдвое по талии спиной кверху с подогнутым под нее полами и укладывается воротником к краю стола или скамейки.
Брюки сначала складываются по продольным швам штанин, затем втрое «гармошкой» так, чтобы наверху находился передний разрез брюк с отогнутыми наружу краями. Лямки убираются в складки брюк. Брюки кладутся на куртку, поясом к краю стола или скамейки. Каска кладется на брюки, эмблемой вперед. Зимой на ватную фуфайку надевается куртка. Рукавицы кладутся в карманы куртки, подкасник - рядом с каской.
Второй способ. Куртка сначала складывается на лицо по боковым швам, сгибается вдвое по талии, рукава убираются назад, и укладывается воротником от края стола или скамейки. Брюки складываются вдоль по длине и втрое «гармошкой», лямки помещаются между складками брюк. Брюки кладутся сверху куртки, поясом к краю столика или скамейки. Каска кладется на брюки, эмблемой вперед.
Комбинезон водителя укладывается в кабине пожарного автомобиля. Плащ и снаряжение начальника караула вешаются на вешалку, находящуюся у головной машины. Каска кладется на вешалку, эмблемой вперед.
Теплоотражательный
костюм укладывается в следующей последовательности:
рукавицы, шлем-маска, куртка из металлизированной
ткани, спасательный пояс с карабином.
Сверху кладется полукомбинезон, а на
него - каска.
Боевая одежда и снаряжение надеваются по сигналу «Тревога» или по команде «Боевую одежду и снаряжение - надеть». При этой команде пожарный, стоящий лицом к сложенной боевой одежде и снаряжению, быстро надевает их. После надевания пуговицы на боевой одежде и пожарный пояс должны быть застегнуты, лямки брюк надеты на плечи, подбородочный ремень каски закреплен, обмундирование и снаряжение оправлены.
При выезде на пожар разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кузове автомобиля.
При надевании теплоотражательного костюма пожарный, одетый в ватные брюки, заправленные в сапоги, и в ватную куртку, становится примерно в метре от места укладки теплоотражательного костюма. По команде «Теплоотражательный костюм надеть» пожарный надевает каску и полукомбинезон с бахилами, закрепляет его с помощью плечевых лямок. На полукомбинезон надевается пояс с карабином, куртка из металлизированной ткани, которая застегивается на все пуговицы. На голову надевается шлем-маска с пелериной. После этого надеваются рукавицы и прикрепляются к куртке застежками-ремнями (вшитыми хлястиками).
При надевании теплоотражательного костюма один пожарный оказывает помощь другому.
Для
снятия боевой одежды и снаряжения
подается команда «Боевую одежду и
снаряжение - снять». По этой команде снаряжение,
куртка, брюки снимаются и укладываются
одним из вышеописанных способов.
Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).
Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:
-
быстрому сбору и выезду
-
знанию особенностей района
- движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность движений скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения.
Для сокращения времени
Следование к месту вызова (пожара) может быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера.
При вынужденной остановке в пути следования или ДТП головного пожарного автомобиля, следующие за ним автомобили останавливаются, и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова (пожара). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся дежурному диспетчеру.
При
самостоятельном следовании к месту
вызова (пожара) отделения караула
и вынужденной остановке