Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:03, реферат
В настоящей работе рассмотрены основные этапы существования и функционирования военно-морского флота в России – допетровский, петровский периоды, период во время Великой Отечественной войны, современный период.
Введение 3
1.История допетровского морского флота в Древней Руси 4
2. Возникновение военно-морского флота в период Петра 1 5
3. Военно-морской флот в период Советской России,ВОВ 8
4. Современное состояние военно-морского флота –проблемы, тенденции 10
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание
Введение 3
1.История допетровского морского флота в Древней Руси 4
2. Возникновение военно-морского флота в период Петра 1 5
3. Военно-морской флот в период Советской России,ВОВ 8
4. Современное состояние военно-морского флота –проблемы, тенденции 10
Заключение 12
Список
литературы 13
Отечественная история военно-морского флота очень сложна, как и сама история России.
Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооруженных Сил складывался в период с конца 17 до начала 20 века.
Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
В настоящей работе рассмотрены основные этапы существования и функционирования военно-морского флота в России – допетровский, петровский периоды, период во время Великой Отечественной войны, современный период.
Теоретико-
Морской поход на Константинополь (Июнь 860г.).
Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18 - 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.
Морской
поход Киевского князя Олега
в Византию для защиты торговли и
рыболовства на Русском (Черном) море.
(907г.). Летопись рассказывает, как "иде
Олег на Грекы", взяв с собой союзников
- "множество Варяг, и Словен, и
Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни,
и Радимичи, и Поляны, и Северо,
и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы,
и Тиверцы" - и "на конях и
на кораблях" "приде к Царюграду".
Когда греки преградили путь по Босфору,
Олег повелел поставить лодьи
на катки и, подняв паруса, с попутным
ветром перебросить их в б. Золотой
Рог, откуда Константинополь был
более уязвим. Напуганные появлением
войска у столицы, византийцы вынуждены
были заключить мир. Из текста договора,
заключенного с Византией 2.9 911, известно,
что в походе участвовало 2000 лодей,
"а в корабли по 40 мужь". Договор
обеспечивал русским
Военно-морской флот России был заложен на Азовском море. Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 г. окончился провалом — осада крепости не принесли успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом.
30 октября 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…». Зимой 1695—1696 гг. были построены первые корабли и судна.
Официальная дата рождения регулярного Российского флота – 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.
Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4.11 по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11.12 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.
В
1697 в Воронеже было учреждено первое
адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов
была спущена на воду, а весной 1699
в Азовское море вышла эскадра
из 10 кораблей и нескольких судов. В
августе на одном из них, 46-пушечном
корабле "Крепость", Петр I отправил
в Константинополь для
К
1700 для Азовского флота было построено
40 парусных кораблей и ИЗ гребных
судов. По указу от 20.4 1700 строительство
кораблей было передано государству, а
кумпанства должны были вносить денежные
средства. Строительство Азовского
флота продолжалось до 1711. Всего
было построено 215 судов, в том числе
44 58-пушечных корабля. После Прутского
договора (1711), по которому Азов и Таганрог
были переданы Турции, Азовский флот прекратил
свое существование. Опыт, накопленный
при его строительстве, был использован
на Балтийском море, что сыграло
важную роль в Северной войне. Корабли
для Балтийского флота
За 30 лет (1696-1725) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.
Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Менши-ков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов.
К
1718 большинство командных
В 1696-1725 были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.
Петром I введена Табель о рангах, по которой были установлены и разбиты на 14 рангов (классов) придворные, гражданские и воинские звания (чины) командного состава русской регулярной армии и флота; большинство их просуществовало до 1917. Ранги (классы) младших офицеров в разное время менялись.
Образование военно-морского революционного комитета (1917г. 26.10 (8.11). ВМРК был создан по инициативе В. И. Ленина на совещании моряков - делегатов II Всероссийского съезда Советов. В его состав было избрано 10 человек, в том числе 7 большевиков. Возглавил ВМРК балтийский матрос-большевик И. И. Вахрамеев. Вновь созданный комитет принял решение о роспуске Центрофлота, большинство которого находилось под влиянием эсеров и меньшевиков. ВМРК, непосредственно подчиненный Петроградскому ВРК, сыграл важную роль в мобилизации моряков-балтийцев на осуществление революционных преобразований и в перестройке управления морским ведомством. Одним из важнейших мероприятий ВМРК явились подготовка и проведение I Всероссийского съезда военного флота. По Решению этого съезда ВМРК, как выполнивший свою задачу, 26.11 1917 был распущен.
Великая
Отечественная война, в ходе которой
Вооруженные Силы СССР нанесли сокрушительное
поражение германскому
К
началу Великой Отечественной войны
ЧФ имел линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14
эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские
лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков,
другие корабли и суда, 625 самолетов.
В состав ЧФ входили Дунайская (до
ноября 1941) и Азовская (с июля 1941)
военные флотилии. В ходе войны
силы ЧФ содействовали войскам
Во
время Великой Отечественной
войны ТОФ находился в
За мужество и героизм более 30 тыс. краснофлотцев и офицеров флота награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Героя Советского Союза, а В.Н. Леонов награжден второй медалью "Золотая Звезда". 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейских, 13 - почетные наименования, 16 награждены орденами.
Информация о работе История возникновения и развития российских военно-морских сил