История возникновения и развития российских военно-морских сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:03, реферат

Описание

В настоящей работе рассмотрены основные этапы существования и функционирования военно-морского флота в России – допетровский, петровский периоды, период во время Великой Отечественной войны, современный период.

Содержание

Введение 3
1.История допетровского морского флота в Древней Руси 4
2. Возникновение военно-морского флота в период Петра 1 5
3. Военно-морской флот в период Советской России,ВОВ 8
4. Современное состояние военно-морского флота –проблемы, тенденции 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

История ВМФ(сокращенка).docx

— 35.75 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

Введение 3

1.История  допетровского морского  флота в Древней  Руси 4

2. Возникновение военно-морского  флота в период  Петра 1 5

3. Военно-морской флот  в период Советской  России,ВОВ 8

4. Современное состояние  военно-морского  флота –проблемы,  тенденции 10

Заключение 12

Список  литературы 13 

 

Введение

 

     Отечественная история военно-морского флота очень  сложна, как и сама история России.

     Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

     Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооруженных Сил складывался в период с конца 17 до начала 20 века.

     Создание  регулярного военного флота в  России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной  потребностью страны в преодолении  территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

     В настоящей работе рассмотрены основные этапы существования  и функционирования военно-морского флота в России –  допетровский, петровский периоды, период во время Великой Отечественной  войны, современный период.

     Теоретико-методологической базой исследования послужили труды  отечественных историков, публикации периодической печати, сети Интернет, официальный сайт Министерства обороны  РФ. 
 

1.История  допетровского морского  флота в Древней  Руси

     Морской поход на Константинополь (Июнь 860г.).

     Этот  поход был ответом на грубое нарушение  Византией договора о дружественных  отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили  истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение  на рыбаков и промысловиков у  о. Березань и на Белобережье (Тендровская  коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег  и в течение недели (18 - 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя  было очень серьезным, так как  русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены  попранные интересы Руси на Черном море.

     Морской поход Киевского князя Олега  в Византию для защиты торговли и  рыболовства на Русском (Черном) море. (907г.). Летопись рассказывает, как "иде  Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и  Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и  на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи  на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой  Рог, откуда Константинополь был  более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены  были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор  обеспечивал русским беспрепятственное  плавание на Черном море и через  проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с  Византией в Константинополе.

 

     

2. Возникновение военно-морского  флота в период  Петра 1

     Военно-морской  флот России был заложен на Азовском море. Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 г. окончился провалом — осада крепости не принесли успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом.

     30 октября 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…». Зимой 1695—1696 гг. были построены первые корабли и судна.

     Официальная дата рождения регулярного Российского  флота – 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к  взятой крепости или фортеции от турок  Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это  было решение исторической важности. В результате его осуществления  Россия - крупнейшее континентальное  государство - должна была стать также  морской державой.

     Фактически  строительство флота Петром I в  Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4.11 по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство  регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы  дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств  входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство  должно было построить один корабль  от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине  с каждого двора. 11.12 1696 был издан  указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

     В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов  была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра  из 10 кораблей и нескольких судов. В  августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров  думного дьяка Е. И. Украинцева и  лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота  способствовала подписанию 3.7 1700 мирного  договора с Турцией.

     К 1700 для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных  судов. По указу от 20.4 1700 строительство  кораблей было передано государству, а  кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского  флота продолжалось до 1711. Всего  было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского  договора (1711), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил  свое существование. Опыт, накопленный  при его строительстве, был использован  на Балтийском море, что сыграло  важную роль в Северной войне. Корабли  для Балтийского флота строились  на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).

     За 30 лет (1696-1725) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских  кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество  мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство  которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали  в шхерных районах Балтийского  моря против шведских кораблей.

     Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения  и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Менши-ков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

     К 1718 большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи  с этим в январе 1721 указом Сената было запрещено принимать иностранцев  на службу во флот. К 1725 численность  личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных  школах (Навигацкой, адмиралтейских) и  Морской академий. Главным центром  кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

     В 1696-1725 были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные  победы в морских сражениях при  о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель  и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

     Петром I введена Табель о рангах, по которой  были установлены и разбиты на 14 рангов (классов) придворные, гражданские  и воинские звания (чины) командного состава русской регулярной армии  и флота; большинство их просуществовало  до 1917. Ранги (классы) младших офицеров в разное время менялись.

 

3. Военно-морской флот в период Советской России,ВОВ

 

     Образование военно-морского революционного комитета (1917г. 26.10 (8.11). ВМРК был создан по инициативе В. И. Ленина на совещании моряков - делегатов II Всероссийского съезда Советов. В его состав было избрано 10 человек, в том числе 7 большевиков. Возглавил ВМРК балтийский матрос-большевик И. И. Вахрамеев. Вновь созданный комитет принял решение о роспуске Центрофлота, большинство которого находилось под влиянием эсеров и меньшевиков. ВМРК, непосредственно подчиненный Петроградскому ВРК, сыграл важную роль в мобилизации моряков-балтийцев на осуществление революционных преобразований и в перестройке управления морским ведомством. Одним из важнейших мероприятий ВМРК явились подготовка и проведение I Всероссийского съезда военного флота. По Решению этого съезда ВМРК, как выполнивший свою задачу, 26.11 1917 был распущен.

     Великая Отечественная война, в ходе которой  Вооруженные Силы СССР нанесли сокрушительное поражение германскому вермахту, явилась тяжелым испытанием для  всего Советского государства. В  годы войны погибло более 20 млн. советских  людей, были разрушены сотни городов, тысячи сел и деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большие потери понес морской  транспорт страны, осуществлявший на протяжении всей войны воинские и  народнохозяйственные перевозки на внутренних и внешних морских  сообщениях в зонах военных действий. Транспортные суда активно участвовали  в оборонительных и наступательных операциях Красной Армии и  Военно-Морского Флота СССР на приморских направлениях. Они перевозили к фронту войска, боевую технику, боеприпасы и  продовольствие; вывозили с суши изолированные  группировки войск; эвакуировали раненых  бойцов, население, промышленное оборудование; перевозили народнохозяйственные грузы  на Черном, Азовском и Каспийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке; доставляли из стран антигитлеровской коалиции военную технику и другие стратегические грузы. Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав Военно-Морского Флота.

     К началу Великой Отечественной войны  ЧФ имел линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские  лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, другие корабли и суда, 625 самолетов. В состав ЧФ входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. В ходе войны  силы ЧФ содействовали войскам приморских фронтов, нарушали коммуникации противника, обеспечивали воинские и народнохозяйственные перевозки, принимали активное участие  в героической обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Туапсе, в  битве за Кавказ, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных  операциях, в Новороссийско-Таманской, Одесской, Крымской и Ясско-Кишиневской  операциях.

     Во  время Великой Отечественной  войны ТОФ находился в постоянной боевой готовности к отражению агрессии Японии. Кроме того, он послал на сухопутный фронт более 147 тыс. моряков, оказал большую помощь действующим флотам, передав им корабли, укомплектованные личным составом. Его силы обеспечивали внутренние и внешние коммуникации, корабли ставили оборонительные минные заграждения, охранили побережье.

     За  мужество и героизм более 30 тыс. краснофлотцев  и офицеров флота награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены  звания Героя Советского Союза, а  В.Н. Леонов награжден второй медалью "Золотая Звезда". 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено  звание гвардейских, 13 - почетные наименования, 16 награждены орденами.

Информация о работе История возникновения и развития российских военно-морских сил