Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:30, реферат
Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.
Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.
Основы экономики образования
Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны
Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.
Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.
Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.
Воспроизводство трудовых ресурсов предполагает совершенствование различных форм подготовки квалифицированных кадров, а, следовательно, наличие различных типов учебных заведений, форм обучения. Между разными уровнями образования должны существовать объективные пропорции. Должна быть тесная взаимосвязь между планируемой подготовкой кадров вообще и трудовыми ресурсами, между планируемой подготовкой кадров разных уровней и потребностями в квалифицированных кадрах различных отраслей экономики.
За годы реформ в России возрос интерес к получению высшего образования. Это проявилось как в росте численности студентов высших учебных заведений (вузов), так и в увеличении числа вузов. Этот процесс порожден растущим пониманием того, что в новой социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности.
Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества.
Весьма важно правильно распределить затраты по видам и формам обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.
Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-
Таким образом, экономика образования исследует, во-первых, материальные отношения людей, вовлеченных в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности учреждений, и, в-третьих, взаимоотношение образования со всеми другими отраслями экономики.
Особой областью исследования может быть сравнительная экономика образования, то есть сравнительный экономический анализ систем образования в различных странах. Следовательно, предметом изучения экономики образования является экономическая сторона материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Одна из особенностей экономики образования заключается в тесном переплетении методов экономического анализа с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно оценить экономические последствия тех или иных мероприятий в области образования, нужно согласовывать их с педагогическими результатами. В связи с этим возникает целая система оценок, которые должны носить педагогический и экономический характер.
Образовательную систему или связи между образованием и другими отраслями необходимо рассматривать в постоянном движении и изменении. Система образования, существовавшая до реформ, была ориентирована на потребности тех предприятий, которые в новой экономической ситуации оказались либо лишними, либо не конкурентоспособными.
Следовательно, возникла задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с нынешними особенностями экономики. Переход нашей страны к рыночным отношениям повлек большие изменения в объеме, содержании и методах обучения во всех звеньях системы образования. Эти изменения связаны с развитием потребностей материального производства, социальной и культурной жизни общества.
Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно-целевой и комплексный методы, статистические методы.
Несмотря на экономическую ситуацию и существенное сокращение государственных средств на образование, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения. Необходимость постоянного расширения знаний, повышения культурно-технического уровня требует определенных затрат на образование и обучение кадров, которые входят в издержки воспроизводства рабочей силы.
За последнее время сфера образования оказалась в тяжелом состоянии:
• практически не выделяются средства на капитальное строительство и ремонт образовательных учреждений;
• снижаются оплата и престиж труда педагогических и научно-педагогических работников;
• растет объем платного обучения и платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.
Эта ситуация обусловлена не только общим ухудшением положения в стране, но и ухудшением отношения к образованию, что можно проследить по последним бюджетам и особенно по тому, как исполнялось финансирование образования. Подобное отношение к образованию является серьезной стратегической ошибкой.
Вместе с тем зачастую образование рассматривается исключительно с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т. д. Но в последнее время роль и значение образования стали рассматриваться с позиции влияния на экономику страны.
Образование стало менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении, т. е. ограничивает право на образование. Поэтому взгляд на образование необходимо изменить: ведь образование – объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, состояние и эффективность работы которого определит в ближайшее десятилетие облик государства (его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус). В последние годы, наращивая подготовку, например, юристов, экономистов, управленцев, сократив выпуск инженеров, недооценили необходимость подготовки квалифицированных рабочих. К тому же из-за слабости материальной базы снизилось качество подготовки специалистов и рабочих технического направления, что не позволяет производству осваивать современные технологии.
Проводимая государственная политика свидетельствует о недооценке истинной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. Обсуждение проектов концепции реформирования системы образования по существу сводится к поискам путей экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на образование.
Таким образом, можно говорить не только об определенной роли образования в развитии экономики страны, но и о необходимости опережающего развития системы образования в целом.
Реформа образования, в том числе, и экономики образования, связана, в первую очередь, с решением проблем, основанных на принципах:
• устойчивых и достаточных бюджетных ассигнований на образование;
• реконструирования потоков финансовых средств;
• создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов.
В настоящее время наиболее важными задачами исследований в области экономики образования представляются:
1. определение допустимых границ действия рыночного механизма в образовании;
2. обоснование соотношения роли государства и рынка в образовании по уровням системы;
3. обоснование методологических подходов к разработке системы экономических отношений в образовании;
4. определение условий и направлений реформирования системы экономических отношений в образовании и разработка комплекса конкретных механизмов реализации нововведений.
Необходимость разработки организационно - экономического механизма функционирования и развития системы образования продиктована изменением социально-экономической системы Российского государства, а также изменением в самой системе образования.
Система организации и управления образованием
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти РФ, которая разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Она разработана на основе программно-целевого метода обоснования стратегических и тактических решений по осуществлению реформы системы образования в интересах ее эффективности. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования обеспечивают получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые (Конституция РФ, Закон «Об образовании»).
Система образования представляет собой совокупность системы:
1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
2. сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
3. системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образовательные программы бывают:
• общеобразовательные (дошкольные, начального общего, основного среднего, среднего общего);
• профессиональные (начальное, среднее, высшее, послевузовское).
Сеть образовательных учреждений включает;
• дошкольные;
• общеобразовательные;
• учреждения начального, среднего, профессионального высшего и послевузовского образования;
• учреждения дополнительного образования взрослых;
• учреждения дополнительного образования детей;
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• специальные (коррекционные) учреждения.
Целью организационных и экономических преобразований в области образования является совершенствование механизма управления отраслью. Для этого необходимо устранить ведомственную разобщенность образовательных учреждений, усилить государственное регулирование расходования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование образования, повысить роль подготовки кадров как основополагающего фактора развития экономики.
Система органов управления образования включает в себя: Министерство образования РФ, региональные управления образованием, муниципальные управления образованием. Управление образованием – это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.
Учредителями образовательных учреждений могут быть:
• органы государственной власти, местного самоуправления;
• отечественные, иностранные предприятия и частные фонды, граждане РФ и других государств;
• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, а так же допускается совместное учредительство.
Рассмотрим функции органов управления на соответствующих уровнях. Федеральные органы государственной власти и управления формируют и осуществляют федеральную политику в области образования; разрабатывают и реализуют программы развития образования; формируют органы управления образованием; устанавливают порядок создания, реорганизации и ликвидации учреждений, аттестации и государственной аккредитации учреждений, кадров; ежегодно устанавливают долю федерального дохода на нужды образования и др.
Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют политику в области образования, обеспечивают доступность и обязательность основного общего образования, формируют расходы на образование, устанавливают местные налоги на цели образования,
нормативы финансирования и др.
На местном уровне реализуются права граждан на получение обязательного основного общего образования; формируются местные бюджеты и фонды развития образования; принимается решение о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений и т.д.
Управление государственными, муниципальными образовательными учреждениями осуществляются в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения. Общее руководство учреждения осуществляет совет образовательного учреждения. Управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.